1) Приведите примеры проявления воспитателем дошкольного учреждения образования педагогического мастерства и педагогических способностей.
2) Покажите на конкретном примере, каким образом воспитатель может учитывать психофизические особенности детей в воспитательном процессе.
1) Приведите примеры проявления воспитателем дошкольного учреждения образования педагогического мастерства и педагогических способностей.
- Воспитатель заметил, что дети не проявляют интереса к занятиям, на которых разучивают стихи, их речь не выразительна. Как изменить отношение дошкольников к подобным занятиям, как вдохнуть живое чувство в их чтение?
Перед изучением стихов учитель стал включать музыку. Если, например, собирались разучивать стихи о природе, детям предлагалась лирическая мелодия, если о Беларуси - белорусская народная мелодия, звучали цимбалы и т. д. Мелодии выбирались разные: веселые, величавые, торжественные, нежные, в зависимости от содержания стихотворения, общего эмоционального тона, ритма, темпа. Это помогло создать внутреннюю готовность к восприятию детьми определенного стихотворения, переключив их на новые занятия.
Иногда использовалась как музыка, так и загадка («Сегодня мы выучим стихотворение, очень похожее на эту музыку. Как вы думаете, о чем оно?» И т. д.). и даже, когда воспитательница в роли «диктора белорусского телевидения» на «детском телевидении» объявила, что сегодня слушали стихи В. Витьки в исполнении воспитателя и воспитанников детского сада, интерес к разучиванию стихов возрос; также возросло желание, желание научиться выразительно их читать. После таких занятий было много желающих детей дошкольников выступить «по телевизору» с чтением стихов.
2) Покажите на конкретном примере, каким образом воспитатель может учитывать психофизические особенности детей в воспитательном процессе.
Ситуация: медлительный ребенок.
Воспитателю необходимо приучить себя и ребенка к мысли, что медлительный ребенок - не хороший, и не плохой. Он такой, как есть. Ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться в детском саду.
Необходимо спокойно разговаривать с ребенком, помнить, что такой ребенок «копается» не назло вам, просто он иначе не может. (Это свойство нервной системы). Необходимо общаться с ним без понуканий, упреков.
Ровный тон, доброжелательное обращение намного эффективнее крика и наказаний.
Торопить и подгонять ребенка бесполезно и вредно. Он затормаживается еще сильнее. Не следует проявлять спешку и нервничать, делая что-либо с ребенком. Спешка вызывает еще большее замедление реакции, а так как торопят его постоянно, то возрастает риск невротизации.
Так- как эти дети могу быть не склонны к общению и весьма пассивны, они не могут быть привычны к спортивным состояниям. Такие дети не приемлют обращения с позиции сильного, так как такое обращение может привести к тому, что они ещё больше замкнутся в себе. Ещё одна особенность таких детей низкая самооценка. Они не верят, что могут хоть в чём — то быть лучше остальных.
Воспитатель должен учитывать, что эти дети чаще всего бывают одарёнными творчески. Они хорошо рисуют и чувствуют музыку. Можно для таких детей устроить конкурс по рисованию или по пению. И, самое важное, поощрять их старания добрым словом или подарком.