Административное право
БГУ (Белорусский государственный университет)
Вопросы
на тему: «Административное право»
по дисциплине: «Административное право»
2021
6.00 BYN
Административное право
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Поделиться
1 Понятие и предмет административного права.
2 Метод административно-правового регулирования.
3 Источники административного права.
4 Система административного права.
5 Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.
6 Административное право как наука и учебная дисциплина.
7 Понятие и особенности административно-правовых норм.
8 Виды административно-правовых норм.
9 Структура административно-правовых норм.
10 Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.
11 Реализация административно-правовых норм.
12 Административно-правовые отношения: понятие, признаки и элементы.
13 Виды административно-правовых отношений.
14 Понятие и основные черты государственного управления. Виды государственного управления.
15 Основные принципы государственного управления. Принципы местного управления.
16 Функции государственного управления.
17 Административно-правовые формы: понятие, сущность и классификация.
1. Понятие и предмет административного права.
Административное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях. Такого рода отношения и составляют предмет административного права.
Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Важно иметь в виду, что не все управленческие отношения относятся к предмету административного права. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование – уголовно-процессуалльное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, – финансовое право.
3. Источники административного права.
Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются в виде статей, пунктов, параграфов в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними формами его выражения.
Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержится хотя бы одна правовая норма. Важнейшей особенностью административного права является разнообразие и множество источников. Это связано с разнообразием и большим числом управленческих отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Для правовой регламентации управления нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.
Все источники административного права базируются на нормах высшей юридической силы, содержащихся в Конституции законах и декретах. Нормативные акты вышестоящих органов всегда имеют больший масштаб действия, чем аналогичные акты нижестоящих органов.
5. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.
В правовой системе Республики Беларусь административное право занимает одно из ведущих мест. Оно не только самостоятельная отрасль, но по своему характеру и фундаментальное право. Как часть правовой системы административное право тесно взаимосвязано с другими отраслями права, имеет общие с ними и свои специфические черты. Административное право для ряда отраслей или отдельных институтов является основой, фундаментом их функционирования, в первую очередь, для финансового, трудового, природоохранного права. Своеобразие административного права определяется широкой сферой регулируемых им управленческих общественных отношений. По этой причине очень трудно четко указать его рамки действия.
7. Понятие и особенности административно-правовых норм.
Административно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере исполнительной власти и обеспечиваемые государственным принуждением. Административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев.
Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать не может. Например, норма, устанавливающая ответственность за мелкое хулиганство, действует только в связке с нормами, предусматривающими, с какого возраста лицо подлежит ответственности за данное правонарушение, какие органы полномочны его рассматривать, какие процессуальные документы необходимо составить и т.п.
Административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, допускаемого или рекомендуемого поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере исполнительной власти.
9. Структура административно-правовых норм.
Административно-правовые нормы, как и нормы любых других отраслей права, имеют структуру.
Они состоят из: - гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения.
Гипотеза правовой нормы может быть абсолютно-определенной, точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» устанавливает точный возраст, по достижении которого гражданин РБ мужского пола подлежит принятию на воинский учет.
11. Реализация административно-правовых норм.
Реализация норм административного права представляет собой логический процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в поведении субъекта в соответствии с требованиями нормы.
Различают несколько способов реализации норм:
а) Исполнение – т.е. активные действия субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в норме.
б) Соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий. Оно отличается от исполнения пассивным поведением субъекта.
в) Использование – субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (например, правом на обжалование).
13. Виды административно-правовых отношений.
1. В зависимости от функциональной направленности правовой нормы, которой урегулированы административно-правовые отношения: регулятивные правоотношения (управленческие отношения, связанные с реализацией положительных задач исполнительной власти; охранительные правоотношения (складываются в правоохранительной деятельности по поводу установления запретов, применения мер принуждения, привлечения к ответственности).
2. Административно-правовые отношения по их юридическому характеру делятся на: материальные и процессуальные.
3. Административно-правовые отношения по характеру порождающих их юридических фактов делятся на: отношения, порожденные правомерными фактами; отношения, порожденные неправомерными фактами.
Правоотношения позитивного характера - это, например, отношения по поводу поступления в школу, детсад, на государственную службу.
Правоотношения негативного характера складываются в связи с совершением правонарушения, например, между должностным лицом и государственным ветеринарным инспектором района по поводу нарушения правил карантина.
15. Основные принципы государственного управления. Принципы местного управления.
Государственное управление в собственном смысле – это прежде всего исполнительно-распорядительная деятельность. Это – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти. Основным ее направлением является проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Государственное управление осуществляется в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Принципы государственного управления – это основоположные идеи, научные положения данного вида государственной деятельности.
17. Административно-правовые формы: понятие, сущность и классификация.
Каждый вид государственной деятельности характеризуется определенными внешними проявлениями и регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами. Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви единой государственной власти, так и различия в принимаемых ими правовых актах. Например, деятельность органов законодательной власти заключается в принятии законов и постановлений. Правосудие, осуществляемое судом, завершается вынесением приговоров, решений, постановлений, определений и т.д.
Исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти и их должностными лицами, может выражаться в издании подзаконных актов и других действиях, характеризующих их как субъектов внешних и внутриорганизационных управленческих отношений. Внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица в рамках своей компетенции называется формой управления.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты