1. Основные проблемы, понятия и исследование программы философии общества.
2. Политические партии и общественные организации.
Список использованной литературы
1. Основные проблемы, понятия и исследование программы философии общества.
Двадцатое столетие с его историческими коллизиями заставляет нас по новому относиться к философскому знанию вообще и к социальной философии в особенности. Следует отметить, что при всей своей недюжинности социофилософские школы, мыслители ушедшего века не вооружили современников четкой концепцией перехода в качественно иное общественное состояние. Наоборот, американский футуролог (философ, историк, социолог и пр.) Ф. Фукуяма оповестил нас о ”конце истории”, связывая этот факт с торжеством либеральных идей в западном мире. Между тем социальная жизнь становится всё более непредсказуемой, техногенная цивилизация поставила человечество на грань экологического коллапса, терроризм растет экспонентно, возросла угроза ядерных конфликтов, уже не утопия противостояния пятимиллиардной нищеты благоденствию ”золотого миллиарда”; добавим сюда преступность, эпидемии, наркоманию, рост насилия, падение нравов и т.п. – и все это «достижения» человеческого общества. Подобные тенденции социального развития человечества позволяют говорить о возрастающей роли социально-философских идей и прогнозов в современном мире.
По мнению многих философов, занимающихся проблемами социальной философии, фокус изучаемой реальности общества лежит не в полученном результате, например, в сложившейся структуре общества (что может рассматриваться как предмет социологии) и не в сложившейся культуре (что может рассматриваться как предмет культурологии). Фокус перемещается в точку, где предметы социологии и культурологии переходят друг в друга. Новые смыслы, новые возможности рождаются на границе между этими предметными областями, но преодолеть границы далеко не просто. Отсюда необходимость принципиально иной методологии, учитывающей и сущность человека, и культуру, и общественные формы и целый ряд других факторов, подвластных только социальной философии в силу интегрального характера её аналитического аппарата. Так, российский философ А.С. Ахиезер считает, что в рамках социальной философии общество должно рассматриваться в системе определенных оппозиций:
1. Общество обеспечивает свою выживаемость в результате реализации своей способности преодолевать противоречия между нарастающими в усложняющимся в мире угрозами катастрофы, вызовами истории.
2. Любое общество должно рассматривать по схеме ”общество как гармоничное целое – общество как источник роста дезорганизации”. Односторонность может привести к конфликту, катастрофе.
3. Конкретизация знаний об обществе требует методологии выявления специфики обществ стран и народов, связанной с их борьбой за выживание.
4. Эффективность деятельности определяется способностью субъекта быть на уровне сложности осваиваемого мира, способностью преодолевать отставание возможностей субъекта от сложности проблем, которые необходимо сформировать и разрешить.
2. Политические партии и общественные организации.
Важное место в политической системе общества занимают общественные объединения граждан.
Общественное объединение — это добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Среди общественных объединений выделяют: политические партии, общественные организации и общественные движения.
Обладая рядом общих признаков (добровольность, преднамеренность создания, самодеятельность и т.д.), эти типы общественных объединений отличаются между собой своими целями, задачами, степенью организационной оформленности.
Термин «партия» происходит от латинского раrty, что означает «часть чего-то целого, сторону какого-либо явления или процесса». Это понятие уже в древнем мире использовалось для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели.
В генезисе партии выделяют, согласно классификации М. Вебера, три этапа: аристократическая группировка — политический клуб — массовая партия. Одной из первых рабочих партий стал «Всеобщий Германский союз», созданный в 1863 г. В конце ХIХ–начале ХХ вв. рабочее движение размежевалось на два течения — революционное и реформистское.
Существуют различные подходы к пониманию сущности политических партий и их определению.
Идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы и убеждения (либеральная концепция).
Организационный подход подчеркивает организационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, связи между организациями, работа со сторонниками и др.
Функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме. Значительная часть политологов считает определяющей «избирательную» функцию партии и делает акцент на связи партии с избирательным процессом, ее участии в подготовке и проведении выборов.
В марксистской литературе преобладает социально-классовый подход к определению сущности политической партии.
Таким образом, политическую партию можно определить как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти.