Музыка и методика музыкального воспитания
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Вопросы
на тему: «Музыка и методика музыкального воспитания»
по дисциплине: «Музыка и методика музыкального воспитания»
2021
6.00 BYN
Музыка и методика музыкального воспитания
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Музыка и методика музыкального воспитания
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Поделиться
1.Понятие " музыкальные способности". Структура музыкальности детей дошкольного возраста и особенности её развития.
2. Подготовка педагога к обучению детей музыкально- ритмическим движениям.
3. Методика работы по развитию певческих способностей в старшей группе.
4. Значение и виды музыкальных праздников в дошкольном учреждении. Требования, предъявляемые к содержанию, организации и проведению праздников.
5. Привести примеры музыкально- дидактических игр для развития звуковысотного слуха.
6. Привести примеры музыкально- дидактических игр для развития тембрового слуха.
1. Понятие " музыкальные способности". Структура музыкальности детей дошкольного возраста и особенности её развития.
Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. «Способности – это индивидуально - психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности, не сводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности». (Б.М. Теплов). Традиционно способности рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности. При этом базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки человека. Автор современной концепции способностей человека В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Показателями проявления способностей являются производительность, качество и надежность выполняемой человеком деятельности. На этих способностях базируются все виды деятельности, так как человек наделен ими от природы. У конкретного человека, по мнению Шадрикова, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т.е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным. По широте и направленности выделяют:
1. Общие способности - благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр.
2. Специальные способности - определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и другие.
2. Подготовка педагога к обучению детей музыкально- ритмическим движениям.
Рекомендация №1
Подготовка педагога к обучению детей музыкально – ритмическим движениям.
Тщательно разучивать музыкальное произведение.
Проанализировать его с точки зрения общего характера и музыкальной формы.
Исполнить самому движения данной игры, пляски, упражнения, стремиться к их выразительности, точности. Образности на основе анализа произведения и указаний автора.
Запланировать программные требования к детям по основным музыкально-ритмическим навыкам.
Разработать методику обучения.
Рекомендации №2
Выполнение основных движений и построений
Основные положения стоя. В младших группах дети учатся стоять прямо, не опуская голову, не сутулясь.
В старшей и подготовительной группах дети постепенно приучаются перед упражнениями и плясками принимать исходное положение - пятки вместе, носки несколько раздвинуты, ноги выпрямлены, но не напряжены, плечи и шея слегка отведены назад, руки свободно висят вдоль корпуса, голова чуть приподнята. Построившись в колонну по росту, каждый ребенок смотрит поверх головы впереди стоящего ребенка, а не в его затылок.
Положение руки на поясе выполняют так, чтобы большие пальцы рук были обращены назад и почти сходились на спине. Такое положение руки на поясе используют в движениях и упражнениях не носящих плясового характера.
Положение руки в стороны – руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию. Руки вперед – руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой; вверх – руки подняты вертикально и также приблизительно параллельны друг другу. Промежуточные положения называются руки в стороны-вверх, вперед – вверх.
Бодрый шаг – обыкновенный шаг, но более устремленный и решительный. Характер этого шага соответствует бодрому, радостному маршу. Чем марш торжественнее, тем устремленнее, шире шагают дети, тем сильнее движения их рук.
Спокойный шаг – отличается от бодрой меньшей устремленности – шаги делаются меньше, активное движение рук сменяется непроизвольным покачиванием вперед-назад. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного характера. Спокойный шаг подготавливает детей к плавному шагу в русских хороводах.
3. Методика работы по развитию певческих способностей в старшей группе.
Работая над звукообразованием (высоким, лёгким, звонким, подвижным) педагог использует показ на своём примере или на примере хорошо поющего ребёнка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать так же. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать.
Напевности звучания помогает правильное протяжное формирование гласных а, о, у, э, и. При этом педагог упражняет в пении на гласные и слоги (ля, лё, лю), с полузакрытым ртом. Очень важно знать, что нужно ясно выговаривать согласные, особенно в конце слов. В этом случае помогают распевания на слоги «динь-динь» или «тук-тук-тук».
Приёмы развития дикции (правильного и ясного произношения) диктуются особенностями литературного текста и сводятся к разъяснению смыслового значения слов. Каждый ребёнок должен осмысленно произносить слова хорошо артикулируя. Здесь полезны приёмы произнесения текста щёпотом, в ритме песни с фортепианным сопровождением, выразительное прочтение текста без музыки, игра в «эхо»
(музыкальный руководитель громко, а дети шёпотом, но чтобы я каждого слышала). Дети во всех группах часто неправильно произносят окончания слов, суффиксы. В таких случаях уместно применять приём правильного произношения слов по слогам как отдельными детьми , так и всей группой, например «се-ры-е» (а не се-ра-и») , « сол-ныш-ко» ( а не « сол-нуш-ко»).
Важнейший навык - чистота интонирования мелодии в хоровом пении (строй). Все приёмы развития этого навыка тесно связаны с формированием музыкально - слуховых представлений, слухового самоконтроля: вслушиваться и повторять так, как спел взрослый, сыграл инструмент.
Используются следующие приёмы: «настроиться» перед началом пения, педагог поёт, тянет первый звук, а дети его повторяют.
-«задерживаться» на отдельном (чаще последнем звуке песни) звуке мелодии по указанию педагога и прислушаться как он звучит;
-перед разучиванием песни полезно исполнять музыкальные попевки в различных тональностях; исполнять несколько раз трудный интервал песни, добиваясь точного звучания от каждого ребёнка, напоминать детям о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках, формируя музыкально - слуховые представления, использовать движение руки (элементы дирижирования), показывающие как петь выше или ниже,
прослушивание мелодии песни. Желательно петь песни не только всей группой, но и небольшими подгруппами ( по трое, пятеро), и индивидуально. При таком пении дети лучше слышат себя. Большое значение имеет осознание детьми своего исполнения.
Огромное значение имеет пение без музыкального сопровождения (а капелла). Оно помогает развить точную вокальную интонацию, позволяет петь по желанию, самостоятельно.
4. Значение и виды музыкальных праздников в дошкольном учреждении. Требования, предъявляемые к содержанию, организации и проведению праздников.
Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство. Дополняя друг друга в раскрытии одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей. Педагогическое значение праздников в детском саду заключается в глубоком воздействии на чувства детей и их моральный облик. На праздниках в тесной взаимосвязи осуществляется нравственное и эстетическое воспитание.
Музыка играет огромную роль на праздниках. Музыкой начинается и заканчивается каждый детский праздник. Музыка пронизывает весь ход праздника, углубляет художественные образы поэтического текста. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, должен быть высокохудожественным. Не следует допускать чрезмерно громкого звучания музыки, т к. это заглушает детские голоса, заставляет детей форсировать звук при пении, что приводит к невыразительному исполнению. Музыкальные произведения, подобранные для праздника, должны соответствовать основной его идее по содержанию и характеру: на новогоднем празднике звучит веселая, задорная, шутливая музыка, в день 8 Марта – задушевные, лирические мелодии, передающие нежные чувства к мамам и бабушкам, а на празднике 9 мая в день Победы звучат ноты радости и грусти.
За месяц до праздника музыкальный руководитель составляет сценарий, в содержание которого включает песни, танцы, хороводы, музыкальные игры и аттракционы, драматизации, стихи, загадки, сюрпризный момент, который является неожиданной радостью для детей. На Новом году сюрпризный момент всегда связан со сладкими подарками, например, дети находят под елкой хлопушку с подарками или подарки оказались в трухлявом пне и др.
Структура праздника зависит от его темы. Праздник можно начать торжественной частью, которая включает в себя праздничное шествие детей, поздравление заведующей, исполнение общей песни, музыкально-ритмических композиций, чтение стихов на праздничную тематику. После торжественной части следует концертная часть – групповые и индивидуальные выступления детей: чтение стихов, пение песен, танцы, инсценировки, аттракционы. Закончит праздник можно раздачей подарков. Праздник лучше проводить в утренние часы, его продолжительность для детей младших и средних групп 30-35 мин, в старших группах 45-50 мин.
Положительные эмоции: радость, восторг, удивление должно вызывать у детей оформление праздника: декорации, костюмы, атрибуты, которые должны быть яркими, красочными, привлекательными и соответствовать теме праздника.
5. Привести примеры музыкально- дидактических игр для развития звуковысотного слуха.
Игра «Где мои детки?»
Игровой материал: Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких - утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.
Возраст: от 2 до 3 лет
Ход игры:
Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого играющего ребенка по одной карточке. Воспитатель предлагает поиграть, и начинает свой рассказ: в одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, птица с птенцами. Однажды налетел сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы - птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих деток утка (воспитатель показывает картинку): "Где мои утята, милые ребята? Кря-Кря!" (поет на звуке РЕ первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: "Кря-кря, мы тут"(поют на звук ЛЯ второй октавы). Воспитатель собирает у ребят карточки и продолжает. «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят». Игра продолжается пока все мамы не найдут своих детей.
Игра «Чудесный мешочек»
Игровой материал: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией; в нем находились игрушки (мишка, воробей, кошка, петушок) диск с мелодиями песен.
Возраст: от 3 до 4 лет
Ход игры: Воспитатель показывал мешочек, в котором спрятаны игрушки. Дети слушали мелодии знакомых произведений: «Петушок» - русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и узнавали музыку, кто-либо из детей доставал из мешочка соответствующую игрушку и показывал всем.
Игра «Подумай, и отгадай»
Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Возраст: от 4 до 5 лет
Ход игры: Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в записи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.
Игра «Птицы и птенчики»
Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика.)
Возраст: от 4 до 5 лет.
6. Привести примеры музыкально- дидактических игр для развития тембрового слуха.
Методические рекомендации к 5, 6 вопросам: название игры, возрастная адресованность, задачи: обучающая, развивающая, воспитательная, атрибуты и оборудование, необходимые для игры, описание игры.
Что звучит, прислушайся
Игра на развитие тембрового слуха
Цель: Развивать тембровый слух и слуховое внимание.
Игровой материал: музыкальные инструменты различных групп: маракасы, ксилофон, коробочка, ложки, ритмические палочки, кубики; металлофон, бубенцы, колокольчик, треугольник, бубен; небольшая ширма.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках, поставленных в ряд. Воспитатель показывает инструменты по одному, прости назвать из, напоминает как они звучат. Затем предлагает детям отгадать, какой инструмент звучит. Воспитатель играет на инструментах за ширмой, а дети отгадывают. После того, как прозвучал ответ, воспитатель показывает инструмент и ещё раз играет на нём. Затем музыкальные загадки дети загадывают по очереди, подходя к воспитателю и играя на понравившемся инструменте, остальные дети отгадывают.
Примечание: Для игры берутся инструменты одной группы: деревянные, духовые, струнные, металлические и пр.
Кот и мыши
Игра на развитие динамического слуха
Цель: Развивать у детей динамический слух и навыки игры на детских музыкальных инструментах.
Игровой материал: погремушки.
Ход игры: Дети с погремушками в руках сидят на стульчиках. Их задача играть на погремушках тогда, когда они услышат слова «Тихо», «Громко», «Чуть потише», «Чуть погромче». И играть надо так, как об этом говорится в стихотворении. Воспитатель читает стихи:
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты