Музыка и методика музыкального воспитания
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Вопросы
на тему: «Музыка и методика музыкального воспитания»
по дисциплине: «Музыка и методика музыкального воспитания»
2021
6.00 BYN
Музыка и методика музыкального воспитания
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Музыка и методика музыкального воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
1. Методы и приёмы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
2. Программные требования по развитию музыкально-ритмических движений в старшей группе.
3. Методика работы по развитию певческих способностей в средней группе.
4. Значение самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Принципы, методы и формы организации.
5. Привести примеры музыкально- дидактических игр для развития чувства ритма.
6. Привести примеры музыкально- дидактических игр для развития ладового чувства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методы и приёмы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Все это различные моменты общей музыкальности дошкольника, которые еще очень скромны в своих проявлениях и видоизменяются в зависимости от возраста. Соответственно должны меняться и методы воспитания. Формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей.
В музыкальном воспитании дошкольников применяют наглядные, словесные и практические методы.
1. Наглядный метод:
1.1. Слуховая наглядность: Слушание музыки ребенком во время прослушивания музыкальных произведений, исполнения им песен, а также и музыкально-ритмических движений. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки
1.2. Тактильная наглядность: Ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.
1.3. Зрительная наглядность: Картины, рисунки, цветные карточки и др. применяются для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы.
2. Словесный метод: беседа, рассказ помогает подвести детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений, передать им определенные знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах. Его применение не должно сводиться к пересказу музыки. Важно с его помощью помочь разобраться в ее выразительных средствах, что способствует пониманию музыки, ее эмоциональному переживанию.
2. Программные требования по развитию музыкально-ритмических движений в старшей группе.
Программа последовательного освоения музыкально-ритмических движений составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой в детском саду с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отметить двух- и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо характерным движением. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.
Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов, точность и грациозность в танце.
3. Методика работы по развитию певческих способностей в средней группе.
Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н. А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).
В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.
Представляет интерес технология В. Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса. И, наконец, «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» Д. Е. Огороднова - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков.
4. Значение самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Принципы, методы и формы организации.
Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности
Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» есть раздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.), каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие.
В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).
Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.
Для характеристики детской деятельности важно отметить следующее: источник, откуда они черпают свои музыкальные впечатления; интересы детей, отдающих предпочтение тем или иным песням, хороводам, какому-либо виду деятельности; формы организации самостоятельной деятельности.
Рассмотрим это подробнее.
Источники самостоятельной музыкальной деятельности
Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но если их будут учить петь без сопровождения, то они смогут сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано.
5. Привести примеры музыкально- дидактических игр для развития чувства ритма.
Название игры: Бубен
Возрастная адресованность: 4 — 5 лет.
Задачи:
Образовательная - познакомить с приемами игры на бубне.
Развивающая – развить чувство ритма, любознательность и внимание.
Воспитательная – воспитывать умение слушать и воспроизводить услышанный ритм.
Атрибуты для игры: бубен.
Содержание. Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.
♦ Ну-ка, детки, все ко мне,
Да не стойте в стороне!
Расскажу я вам потешки
Со стихами вперемешку.
♦ Как у наших у ворот
Удивляется народ:
Комар в бубен бьет,
С комарихою поет.
♦ Тут такие чудеса —
С решетом пришла лиса.
Стала воду носить,
Хвостом тесто месить.
6. Привести примеры музыкально- дидактических игр для развития ладового чувства.
Название игры: Вертушка
Возрастная адресованность: 5 — 7 лет.
Задачи:
Образовательная – научить сравнивать музыку разного характера и определять характер музыки.
Развивающая – развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы
Воспитательная – воспитывать умение слушать музыку.
Атрибуты для игры: наглядное дидактическое пособие «Вертушка» с разными изображениями, подходящими к знакомым для детей песням.
Содержание. Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, повращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.
Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.
Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.
Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.
1. Бабаджанян Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., 2009 - 182с.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - М., 2010 - 168 с.
3. Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях - М., 2009 - 112 с.
4. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста - М., 2010 - 320 с.
5. Кершнер В.М., Вилькорейская Т.А. Музыка у дошкольников - М., 2011 - 288 с.
6. Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении - М., 2009 - 218 с.
7. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников - М., 2011 - 218 с.
8. Халабузарь П.В., Попов В.С. Методика музыкального воспитания - М., 2010 - 289 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты