Базисные тревоги: смерти и судьбы, вины и осуждения, пустоты и отсутствия смысла
Базисные тревоги: смерти и судьбы, вины и осуждения, пустоты и отсутствия смысла
Жизнь человека можно рассматривать как движение от бытия к небытию, этот путь требует от человека мужества. Человеческую жизнь нельзя отделить от тревоги за эту жизнь. По П. Тиллиху, тревога - состояние, в котором бытие осознает возможность своего небытия.
Тревога - это субъективное восприятие чрезвычайных обстоятельств (К. Гольштейн). По мнению К. Гольштейна, человек в чрезвычайных обстоятельствах не может справиться с требованиями окружающей среды и ощущает угрозу своему существованию. Тревогу человек воспринимает как разрушение самого себя. Тревога персонифицирована, первична, а страх развивается позже.
В экзистенциальном понимании тревога относится к универсальным онтологическим характеристикам человека. По словам М. Хайдеггера, тревога указывает на то, что реально есть - свободу, неизбежность смерти и фундаментальное одиночество.
П. Тиллих, выделил три типа экзистенциальной тревоги:
- тревога судьбы и смерти,
- тревога пустоты и утраты смысла,
- тревога вины и осуждения.
1. Тревога судьбы и смерти.
Эта пара экзистенциальных тревог наиболее основополагающая, универсальная и неотвратимая. Даже представления о бессмертии души не состоятельны, так как каждый понимает, что с угасанием биологического тела происходит осознание потери самого себя.
Тревога смерти возрастает по мере развития индивидуализации, поэтому представители коллективистических культур менее подвержены этому типу тревоги. Тревога смерти (страх смерти) - основа формирования коллективистических сообществ, ведь человеку одному страшно принимать смерть.
Разнообразные группы людей, от уличных банд до целых народов могут пользоваться принадлежностью к группе, чтобы выразить свой страх перед уничтожением особым способом: нападая на другие группы и уничтожая их.
Простому существованию угрожает и тревога судьбы. Этот тип тревоги характеризуется: случайностью, непредсказуемостью, невозможностью выявить смысл и цель. Все это характеризует наше бытие, которое по сути своей случайно.
П.Тиллих пишет: «Судьба не могла бы быть источником неотвратимой тревоги, если бы за ней не скрывалась смерть. А смерть стоит за судьбой и ее случайностями не только в самое последнее мгновение, когда нас выбрасывает из существования, но и во всякий момент существования. Небытие вездесуще, оно порождает тревогу даже там, где непосредственная угроза смерти отсутствует. Небытие стоит за нашим опытом, в котором мы постигаем, что мы, как и все сущее, влекомы из прошлого в будущее, и всякий момент времени исчезает навеки.