Общая теория права
СГАК (Смиловичский государственный аграрный колледж)
Вопросы
на тему: «Общая теория права»
по дисциплине: «Правоведение»
2022
6.00 BYN
Общая теория права
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Поделиться
1. Понятие формы и системы права
2. Понятие правонарушения и юридический состав правонарушений
3. Раскройте роль и значение Конституции государства
Список использованных источников
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ПРАВА
Юридической науке известно несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права. Наиболее распространенные это: правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания.
На ранних этапах становления права преобладающим источником права повсеместно являлся юридический обычай. Нормативно-правовой акт (закон) начинает вытеснять обычай по мере развития и укрепления государства. Наряду с правовым обычаем и нормативно-правовым актом в некоторых государствах мира большое место в качестве источника права занимает юридический прецедент.
Правовой обычай – это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права.
Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту.
Правовой обычай является господствующим источником права в рабовладельческом и феодальном обществах. Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права. В современный период правовой обычай имеет ограниченное применение. По мере укрепления и развития государственной власти обычай перестает играть определяющую роль как источник права. Он постепенно заменяется прямыми законодательными установлениями органов государства. Однако сохраняет определенное значение в качестве одного из источников права во многих странах мира, а также достаточно прочные позиции в международном праве.
Нормативно-правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира.
Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению негосударственных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов (например, граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля и т.д.) и который действует постоянно, до его официальной отмены. [1, с.339]
2. ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт.
Особенность конфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям. Поскольку каждая норма права закрепляет не только обязанности, но и права, то всякое нарушение нормы права представляет собой посягательства на права других лиц и, следовательно, является социально-вредным, опасным.
Однако не всякое причинение вреда другому лицу является правонарушением. Законодательством допускаются ситуации, в которых подобные действия признаются правомерными. Это, например, причинение вреда в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, с согласия потерпевшего, при выполнении профессиональных обязанностей, в случаях производственного риска, задержания лица, совершившего преступление, выполнения законного приказания руководителя по работе, службе.
Таким образом, необходимым признаком правонарушения является противоправность. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением [4, c.23]
Единственным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах.
Под составом административного правонарушения понимается совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.
Определение состава правонарушения дает возможность квалифицировать деяние, отнести его к конкретному виду правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП РБ.
3. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ ГОСУДАРСТВА
В настоящее время в юридической литературе приводится много определений конституции, в основе их берется регулируемый конституцией предмет, а также ее место в системе правовых актов.
Наиболее общим определением конституции будет следующее. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами) [8, с. 62].
В чисто формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название – основной закон. Ранее предыдущие конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее название). Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее Преамбуле.
Однако для определения конституции чисто формальной констатации ее основополагающего значения как акта высшей юридической силы недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого формального значения должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции, по меньшей мере, закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).
Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.
1. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры,2006. – 656 с.
2. Алексеев С.С. Государство и право : учеб.пособие для вузов/ Алексеев С.С. – М.: Амалфея, 2000. – 360 с.
3. Матузов Н.И. Теория государства и права : учеб.пособие для вузов/ Матузов Н.И., Малько А.В.; под общей редакцией Матузова Н.И. – М.: Юрист, 2003. – 300 с.
4. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. – М., 1985. – 305 с.
5. Крамник А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов /А.Н.Крамник. – Мн.: Тесей, 2004. – 288 с.
6. Сухаркова А.И., Постникова А.А. Административное право Республики Беларусь – Могилев.: «Могилевская областная типография», 1999. – 172 с.
7. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. – М.: ЗЕРЦАЛО-М, 1986. – 228 с.
8. Сравнительное конституционное право / Абросимова Е.Б., Васильева Т.А., Владимирова Л.Д., Крылова Н.С., и др.; Редкол.: Ковлер А.И., Чиркин В.Е. (Отв. ред.), Юдин Ю.А. - М.: Манускрипт, 1996. - 730 c.
9. Лассаль Ф. О сущности Конституции. Сборник сочинений. Т.2. - М.: Наука, 1962. – 25 c.
10. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Форум – Инфра-М, 1998. – 488 с.
11. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России : Курс лекций / Е. И. Колюшин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 381 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты