Конституционное право Вопросы
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Вопросы
на тему: «Конституционное право»
по дисциплине: «Конституционное право»
2016
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
8.00 BYN
Конституционное право
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 116.
Поделиться
1. Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь как отрасли права. Его место в системе права.
2. Конституционно – правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно – правовые институты.
3. Конституционно – правовые отношения: субъекты и объекты отношений, основания для возникновения, изменения и прекращения.
4. Система и источники конституционного права Республики Беларусь.
5. Конституционное право как наука права.
6. Понятие, сущность, юридическое значение, система нормативно-правовых актов.
7. Закон – понятие и роль в системе нормативных правовых актов.
8. Подзаконные акты в системе нормативных правовых актов, их понятие и виды.
9. Понятие, сущность и принципы Конституции. Классификация конституций.
10. История белорусских конституций.
11. Характеристика действующей Конституции.
12. Конституционный и государственный строй: общее и особенное.
13. Понятие общественного строя
14. Черты конституционного строя Республики Беларусь. Принципы конституционного строя.
15. Государственные языки в Республики Беларусь.
16. Понятие государственного суверенитета.
17. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.
18. Формы правления государства.
19. Государственные символы Республики Беларусь и их правовая регламентация.
20. Республика Беларусь – субъект СНГ.
21. Органы СНГ и их правовое положение, деятельность и акты.
22. Политическая система белорусского общества.
23. Государство важнейший элемент политической системы.
25. Понятие экономической системы и ее конституционные основы
26. Конституционные основы социальной политики
27. Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь.
28. Основания приобретения и прекращения гражданства.
29. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства
30. Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь.
31. Характеристика понятий «конституционные права», «свободы» и «обязанности» человека и гражданина.
32. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина.
33. Личные права и свободы граждан, их особенности и гарантии.
34. Политические права и свободы.
35. Социально-экономические и культурные права.
36. Конституционные обязанности граждан.
37. Гарантии осуществления основных прав, свобод и обязанностей.
38. Международные стандарты в области основных прав и свобод человека и гражданина.
39. Понятие и основные принципы административно-территориального устройства.
40. Виды и государственно- правовая характеристика административно-территориальных и территориальных единиц Беларуси.
41. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно территориального устройства.
42. Понятие избирательного права, избирательной системы. Источники избирательного права Республики Беларусь.
43. Конституционные принципы избирательного права Республики Беларусь.
44. Понятие и виды выборов.
45. Основные стадии проведения выборов.
46. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
47. Понятие, назначение и виды референдумов.
48. Порядок организации и проведения республиканского референдума.
49. Порядок организации и проведения местного референдума.
50. Референдумы в Республике Беларусь.
51. Ответственность за нарушения законодательства о референдумах Республики Беларусь.
52. Понятие, виды и система государственных органов Республики Беларусь.
53. Конституционные основы классификации государственных органов.
54. Конституционно-правовое регулирование деятельности государственного аппарата.
55. Президент-Глава государства. Понятие и назначение института президентства.
56. Порядок избрания Президента и вступления в должность
57. Полномочия Президента Республики Беларусь.
58. Акты Президента Республики Беларусь
59. Прекращение полномочий Президента Республики Беларусь.
60. Парламент в системе органов государственной власти.
61. Структура, состав, порядок формирования и срок полномочий Национального собрания.
62. Основные организационно-правовые формы работы парламента и его палат.
63. Компетенция Национального собрания.
64. Акты палат Национального собрания.
65. Правовой статус депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики.
66. Законодательный процесс и его стадии.
67. Понятие, состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь.
68. Компетенция Совета Министров.
69. Организация деятельности Правительства Республики Беларусь.
70. Акты Правительства Республики Беларусь.
71. Взаимодействие Правительства с Президентом и Парламентом.
72. Принципы организации и деятельности органов судебной власти в Республике Беларусь.
73. Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь.
74. Компетенция Конституционного Суда.
75. Порядок принятия, оформления опубликования и пересмотр решений Конституционного Суда.
76. Регламент Конституционного Суда.
77. Статус судей Республики Беларусь.
78. Система судов общей юрисдикции. Порядок их формирования и деятельность.
79. Система хозяйственных судов, порядок их формирования и деятельности.
80. Понятие и принципы местного управления и самоуправления.
81. Система местных органов управления и самоуправления.
82. Местные советы депутатов.
83. Органы территориального общественного самоуправления.
84. Исполнительные и распорядительные органы.
85. Акты, принимаемые органами местного управления и самоуправления.
86. Система органов прокуратуры.
87. Компетенция органов прокурорского надзора. Акты прокурорского надзора.
88. Понятие и система органов Комитета государственного контроля.
89. Основные задачи и функции Комитета государственного контроля и его территориальных органов.
90. Взаимодействие Комитета государственного контроля и его территориальных органов с другими государственными органами, иными организациями и гражданами.
91. Полномочия Комитета государственного контроля.
1. Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь как отрасли права. Его место в системе права.
Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
- Охрана прав и свобод человека (отношения между государством и человеком);
- Устройство государства и государственной власти (властные отношения).
Конституционное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих общественное устройство государства, основы правового положения личности государства, систему государственных органов, регулирующих общественные отношения, которые составляют основы народовластия народа и которые возникают в процессе осуществления народом единой государственной власти.
2. Конституционно – правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно – правовые институты.
Конституционно-правовые нормы − это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, входящих в предмет конституционного права, которые обеспечиваются принудительной системой государства. Нормы конституционного права обладают общими чертами, присущими нормам права, а также имеют свои особенности.
Специфика конституционно-правовых норм заключается в следующем.
1. Структура конституционно-правовых норм, как правило, не соответствует классической триаде (гипотеза, диспозиция, санкция). Так, большинство норм конституционного права имеет двухэлементную (гипотеза и диспозиция) либо одноэлементную (диспозиция) структуру. Более того, для большинства норм Конституции Республики Беларусь характерно наличие только диспозиции. Например, в ч.1 ст.90 Конституции Республики Беларусь указывается: "Парламент − Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь"; ч.1 ст.3 Конституции Республики Беларусь устанавливает: "Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республики Беларусь является народ".
3. Конституционно – правовые отношения: субъекты и объекты отношений, основания для возникновения, изменения и прекращения.
Конституционно-правовые отношения - общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.
Особенности конституционно-правовых отношений:
- эти отношения обладают высоким политическим потенциалом;
- они опосредуют наиболее важные отношения, образующие устои общества и государства (отношения собственности, власти, государственное устройство и др.);
- они являются базовыми правоотношениями, играют определяющую роль по отношению ко всем иным правоотношениям;
- многие из данных конституционно-правовых отношений являются общими правоотношениями, которым характерен высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов;
- конституционно-правовые отношения характеризует особый субъектный состав, в частности, одним из субъектов практически всегда выступает государство в лице своих органов или должностных лиц. Вместе с тем народ также является специфическим субъектом конституционно-правовых отношений.
4. Система и источники конституционного права Республики Беларусь.
Источники конституционного права − это внешнее выражение конституционно-правовых норм.
Источниками конституционного права Республики Беларусь являются нормативные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права.
Нормативный правовой акт − это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст.1 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" с изменениями и дополнениями).
Источники конституционного права Республики Беларусь подразделяются:
1. в зависимости от территории действия источника конституционного права выделяют:
− источники, которые действуют на всей территории Республики Беларусь (например, Конституция, законы Республики Беларусь);
− источники, которые действуют на территории административно-территориальной единицы (например, решение местного Совета депутатов о делегировании каких-либо полномочий местному исполнительному и распорядительному органу);
2. в зависимости от содержания, конкретного характера регулируемых общественных отношений (Закон "О гражданстве Республики Беларусь", Закон "О печати и других средствах массовой информации");
5. Конституционное право как наука права.
Наука конституционного права изучает как действующие нормы, так и утратившие силу, разрабатывает теорию (концепцию) развития отрасли, то есть представляет собой совокупность знаний, учений о конституционном праве. В процессе изучения учебной дисциплины используются как нормы конституционного права (отрасли), так и до-стижения науки, которая помогает понимать сущность многих явлений, видеть успехи и проблемы в развитии права.
6. Понятие, сущность, юридическое значение, система нормативно-правовых актов.
Нормативный правовой акт − это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст.1 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" с изменениями и дополнениями).
Система нормативно-правовых актов в нашей республике определяется Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Например, в статье 84 Конституции Республики Беларусь определены полномочия Президента, для их реализации он вправе издавать декреты, указы, распоряжения. Палаты Парламента могут принимать законы и постановления. Правительство вправе принимать постановления и распоряжения.
Нормативно-правовые акты следует отличать от актов, носящих правоприменительный характер. Иногда их определяют как индивидуальные акты.
Одни и те же органы могут издавать как нормативные, так и правоприменительные акты. Например, указ Президента о награждении является актом правоприменительного характера.
К нормативным правовым актам следует относить акты толкования правовых норм.
7. Закон – понятие и роль в системе нормативных правовых актов.
Законы – это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
Закон обладает следующими признаками:
1. принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума;
2. ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;
3. принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;
4. регулирует наиболее важные общественные отношения;
5. должен отражать волю и интересы общества в целом.
Можно выделить следующие виды законов − источников конституционного права Республики Беларусь
− конституционные законы − законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, законы о введении в действие данных законов, законы о толковании Конституции Республики Беларусь. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента;
− программные законы .
8. Подзаконные акты в системе нормативных правовых актов, их понятие и виды.
Подзаконный акт – нормативный правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.
Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение законов.
К подзаконным актам относят:
1) Указы Президента РБ. Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
Следует отличать указы Президента РБ, носящие нормативный характер, от ненормативных указов, носящих индивидуальный характер. К таким актам относятся указы о назначении на должность, о награждении и т.д.
2) Постановления палат Национального собрания. Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента - Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Ст. 104 Конституции определяет, что «Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений».
9. Понятие, сущность и принципы Конституции. Классификация конституций.
Конституция - основной источник КП, это совокупность правовых норм высшей юридический силы регулирующих наиболее важные общественные отношения:
- Основы конституционного строя;
- Взаимоотношения между обществом и личностью;
- Государством и гражданином;
- Госустройство РБ;
- Общие принципы организационной деятельности органов государства;
- Административно – территориальное устройство РБ и др.
Конституция является государственно-правовой моделью общества. Это документ особого политического и правового значения.
Термин «конституция» (лат.- установление, построение) применяется в обиходе со времен римской империи.
В средние века Конституция закреплялась привилеями феодалов. Стечением времени в понятие Конституция вкладывается иной смысл. Первые Конституции появились в ходе демократический революций 17-19 веков. Это было вызвано в нахождении оптимальном соотношении между властью и свободой – противовес монархии.
Современная Конституция классифицируется:
1.писанные и не писанные.
10. История белорусских конституций.
Принято считать в науке КП первой Конституцией РБ Конституцию БССР 1919г. Основной задачей, которой является - установление диктатуры пролетариата в целях уничтожения буржуазии, построение социализма. Эта Конституция провозглашала отмену частной собственности на землю, объявила национальным достоянием: леса, недра, воды; закрепила союз рабочего класса с крестьянством, равноправие наций и народностей. В этой Конституции предусмотрено отстранение эксплуататоров в осуществлении власти. В целом акты послеоктябрьского периода в Беларуси и в целом в БССР базировалась на утопичных представлениях о победе социализма и коммунизма во всех странах мира. Конституционное строительство БССР долго эволюционировало. Конституции 1919,1937,1978 годов до принятия декларации о государственном суверенитете РБ, которая имела статус конституционного закона. Далее Конституция РБ 1994 года, в которую 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года были внесены дополнения и изменения.
Конституция 1937 года провозгласила завершение строительство основ социализма, закрепила права и обязанности граждан, появилась право избирательная система, система и компетенции высших органов государственной власти, суда и прокуратуры республики.
11. Характеристика действующей Конституции.
Принятие пятой по счету Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года явилось следствием распада СССР, принятием Верховным Советом БССР 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете и приданием ей 25 августа 1991 года статуса конституционного закона, нормы которой имели большую юридическую силу, чем Конституции 1978 г. Процесс разработки новой Конституции длился с 1990 г., когда была образована конституционная комиссия Верховного Совета по 15 марта 1994 г., когда Конституция была принята. В процессе обсуждения Конституции возникли острые разногласия относительно формы правления. Было предложено 3 варианта:
1. Беларусь – президентская республика, где Президент глава государства и глава исполнительной власти;
2. Президент – глава государства (главой исполнительной власти не является);
3. Единоличный глава государства отсутствует (существуют Верховный Совет и Кабинет Министров).
Основные новации Конституции от 15 марта 1994 года:
1. впервые в полном объеме Республика Беларусь провозглашается суверенным государством (ст.1)
2. Республика Беларусь провозглашается демократическим социальным правовым государством (ст.1)
3. человек является высшей ценностью общества и государства (ст.2)
4. устанавливается принцип идеологического и политического многообразия (ст.5)
12. Конституционный и государственный строй: общее и особенное.
Понятие общественный строй и конституционный строй неодинаковы. Общественный строй в отличие от конституционного имеется в каждом государстве и является понятием более широким в сравнении с конституционны строем. Общественный строй – понятие глобальное, в его характеристике участвуют не отдельные отрасли права, не отдельные нормы права, а вся правовая система государства. Элементами общественного строя являются:
1) политическая система
2) экономическая система
3) социальная структура общества
4) Внешняя политика
5) Защита государства
Общественный строй представляет собой совокупность общественных отношений, в которые вступают люди в повседневной жизни при реализации экономических, политических социальных отношений, закрепленных в законодательстве данного государства.
Конституционный строй – это форма или способ организации государства, при котором обеспечено подчинение государства праву.
13. Понятие общественного строя
Общественный строй представляет собой совокупность общественных отношений, в которые вступают люди в повседневной жизни при реализации экономических, политических социальных отношений, закрепленных в законодательстве данного государства.
14. Черты конституционного строя Республики Беларусь. Принципы конституционного строя.
Признаки (черты) конституционного строя
Является ли существующий в стране строй конституционным, мы можем определить, если такому строю присущи следующие признаки:
- государство подчинено праву (само в первую очередь исполняем принятые законы);
- признаются и обеспечиваются права и свободы человека;
- имеется разделение и взаимодействие властей;
- существует многообразие форм собственности; обеспечивается политический плюрализм;
развивается гражданское общество.
Принципы конституционного строя.
Фундаментальной основой конституционного строя Республики Беларусь является принцип защиты прав и свобод человека и гражданина. В статье 2 провозглашается, что права и свободы человека, гарантии этих прав являются высшей ценностью и целью государства и общества.
Важнейшей чертой конституционного строя Республики Беларусь является принцип народного суверенитета. Народ является единственным источником власти и носителем суверенитета (статья 3). Свою власть народ осуществляет непосредственно (например, референдумы, участие в выборах) или опосредованно, т. е. через представительные органы власти.
15. Государственные языки в Республики Беларусь.
Законодательство о языках регулирует отношения в области развития и употребления белорусского, русского и других языков, которыми пользуется население республики в государственной, социально-экономической и культурной жизни, гарантии охраны конституционных прав граждан в этой сфере.
Данная сфера законодательства играет первостепенную роль, поскольку определяет механизм реализации гражданами положений статьи 17 Конституции Республики Беларусь о признании государственными языками белорусского и русского языков.
В первоначальной редакции Конституции Республики Беларусь (1994 года) в статье 17 было закреплено, что государственным языком Республики Беларусь является белорусский язык. Республика Беларусь обеспечивает право свободного пользования русским языком как языком межнационального общения.
16. Понятие государственного суверенитета.
Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внут-реннюю и внешнюю политику.
Абсолютного государственного суверенитета в современных условиях нет, так как развивается мировое хозяйство, объективно склады¬вается взаимозависимость государств в экономической, экологической, гуманитарной и других областях.
17. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.
27 июля 1990 года Декларация о государственном суверенитете. Она решила вопрос о власти. Объявив суверенитет республики, Декларация закрепила обязанность государства охранять и защищать национальную государственность белорусского народа. Демократической была запись о том, что лишь насильственные действия против на-циональной государственности, от кого бы они не исходили, могут преследоваться по закону. Как и в Конституции 1978 года, в Декларации было закреплено, что единственным источником государственной власти является белорусский народ. Однако в отличие от Основного Закона в ней подчеркнуто, что полновластие народа реализуется не только через представительные органы, но и непосредственно. Весьма далекие последствия имела запись в Декларации положения о том, что право выступать от имени всего народа республики имеет исключительно Верховный Совет Республики Беларусь.
18. Формы правления государства.
Форма правления — это порядок образования и организации деятельности высших органов государственной власти, отношения этих органов между собой, а также с гражданами.
Когда говорим о форме правления, то имеем в виду, кто и как правит. Выделяют две основные формы правления: монархия и республика.
Существует три вида республик: парламентарная, президентская, смешанная (в каждой из них есть Глава государства, объем полномочий которого зависит от вида республики).
Для любой республики характерна выборность и сменяемость представительной власти, подконтрольность власти народу, коллегиальность правления.
В президентской республике Президент — не только Глава государства (в узком его значении), но и глава исполнительной власти. В парламентарной республике наряду с Парламентом наиболее значительными полномочиями обладает не Президент, а Правительство, которое в таких республиках явно доминирует на политической арене. Для смешанной республики (иногда их называют «президентекопремьерскими») характерно сочетание признаков президентской и парламентарной республик.
Беларусь — президентская республика. В пользу такого вывода свидетельствует следующее.
19. Государственные символы Республики Беларусь и их правовая регламентация.
Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг. Государственный герб и Государственный гимн (ст. 19 Конституции).
Описание государственных символов приведено в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 № 301 -3 «О государственных символах Республики Беларусь» (с изм. и доп.) (далее — Закон о государственных символах).
Государственный флаг. Представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верх¬ней — красного цвета и нижней — зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета — 2:1. Отношение ширины флага к его длине — 1:2. У древка вертикально расположен белорус¬ский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага. Государственный флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый цвет (охру). Отношение ширины Государственного флага к длине древка — 1:3.
При проведении торжественных мероприятий, а также установке Государственного флага в служебных кабинетах Президента, высших должностных лиц, руководителей иных государственных органов на верхнем крае древка Государственного флага закрепляется навершие ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичным ее изображению на Государетвенном гербе. Навершие изготавливается из металла желтого цвета.
20. Республика Беларусь – субъект СНГ.
8 декабря 1991 г. Республика Беларусь, Россия, и Украина подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.
21 декабря 1991 г. к СНГ в г. Алма-Ата присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. В настоящее время в СНГ входят 12 бывших республик СССР из 15. Латвия, Литва, Эстония в состав СНГ не вошли.
Учредительными документами СНГ являются: Соглашение о создании СНГ, Алма-Атинская Декларация, Устав СНГ и др.
В начальный период своего создания СНГ рассматривалось как форма цивилизованного развода бывших союзных республик и раздела имущества бывшего СССР мирным путем. Сегодня в СНГ господствует стремление государств к экономическому и политическому взаимодействию на просторах бывшего СССР.
Страны-участницы СНГ сотрудничают в различных сферах: государственно-политической, социально-экономической, научной, культурной, экологической, правовой, внешнеполитической и др.
Все органы СНГ имеют исключительно консультативные и координационные функции.
Деятельность Совета Глав Государств и Совета Глав Правительств регулируется следующим образом: при принятии решений в этих Советах каждое государство имеет один голос. Решения принимаются с общего согласия, консенсусом. За каждым государством признается право не участия в решении того или иного вопроса.
21. Органы СНГ и их правовое положение, деятельность и акты.
В рамках Содружества Независимых Государств действуют следующие органы, осуществляющие исключительно консультативные и координационные функции:
1) Совет глав государств; 2) Межпарламентская Ассамблея; 3) Совет глав правительств; 4) Координационно-консультативный комитет; 5) Межгосударственный экономический комитет (МЭК) Экономического Союза; 6) Экономический Суд; 7) Комиссия по правам человека. Созданы такие органы отраслевого сотрудничества: 1) Совет министров иностранных дел; 2) Совет министров обороны; 3) Штаб по координации военного сотрудничества; 4) Совет командующих Пограничными войсками; 5) Совет министров внутренних дел; 6) Межгосударственный банк; 7) Статистический комитет; 8) Совет руководителей государственных информационных агентств; 9) Совет по культурному сотрудничеству; 10) Конференция конституционных судов стран молодой демократии (учредителями ее выступили в октябре 1997 г. конституционные суды Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана). В ноябре 2001 г. в нее вошли конституционные суды Азербайджана, Грузии, Молдовы, Украины.
Акты СНГ.
К источникам права Содружества Независимых Государств можно отнести: международные договоры (соглашения), акты Межпарламентской ассамблеи, акты Экономического суда СНГ, решения Совета глав государств и Совета глав правительств, а также акты иных органов СНГ.
22. Политическая система белорусского общества.
Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.
Подходы к изучению политических систем:
1.Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд).
2.Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).
Структура политической системы общества включает в себя подсистемы:
• Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.
• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.
• Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти.
• Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы.
23. Государство важнейший элемент политической системы.
Политическая система – это, как известно, комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти
Государство в политической системе занимает центральное место.
во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому либо.
Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы - все остальные либо получают данное право от государства, либо вообще им не обладают.
вся политическая система как бы вертится вокруг государства.
Территориально политическая система совпадает с государством, однако по элементному составу она шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государством как целое и часть. Государство больше чем часть политической системы. Так скажем если в политической системе отсутствует, какой либо другой институциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будет существовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступают только частью политической системы. Если же из политической системы удалить государство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайне мере она будет не полноценной. Кроме того другие элементы политической системы могут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозные организации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникацию с государством.
24. Политические партии и движения в Республики Беларусь.
Политические партии и общественные движения являются одним из базовых институтов современной общественно-политической жизни. Они представляют и защищают интересы самых разных социальных групп, участвуют в формировании политических систем, в борьбе за власть и её осуществление в государстве, являются существенным инициирующим фактором гражданского общества, связующим звеном между социумом и государством, выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни. Важной стороной деятельности партий является политическое воспитание граждан, и формирование общественной мысли. В настоящее время в разных странах действует большое количество партий, которые представляют собой организованную силу в парламентской борьбе разных групп и слоев общества.
25. Понятие экономической системы и ее конституционные основы
Экономическая система – это строй экономической жизни государства, который характеризуется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления хозяйства.
Элементы экономической системы:
1) хозяйство – основной элемент экономической системы, т.к. в его рамках функционируют все остальные элементы экономической системы
2) общественное производство – оно является рычагом для создания материальных благ, а в частности для производства общественного продукта
3) общественный продукт – является результатом общественного производства
26. Конституционные основы социальной политики
К социальным отношениям (составляющим в своей совокупности определенную систему) относятся отношения в сфере трудовой деятельности; межнациональные отношения; отношения семьи и государства; отношения, связанные с образованием, здравоохранением, социальным обеспечением, экологией и т.д.
Формирование и утверждение в демократических странах социальных государств привело к значительному расширению конституционного регулирования основных принципов социальной жизни и социальной политики. Сегодня государство берет на себя решение многих социальных задач. Вместе с тем многие из них должны решаться самим гражданским обществом или на основе его сотрудничество с государством. Последнее должно создать такие условия, чтобы гражданин мог, прежде всего, сам обеспечить себе и своей семье свободное и достойное существование. Что же касается оказания конкретной помощи гражданам со стороны государства, то она становится все более адресной и направлена на поддержку тех лиц, которые в силу объективных причин остро нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и т.д.).
27. Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь.
Понятия «гражданство», «суверенитет», «государство» взаимосвязаны. Ни одно государство не может быть признано самостоятельным, если оно не имеет своих граждан. Именно посредством обладания гражданством Республика Беларусь отличает своих граждан от иностранцев и лиц без гражданства. Суверенитет государства проявляется в том, что оно решает вопросы, связанные с гражданством (принадлежность, основания приема в гражданство и его утраты).
Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством, при этом не имеет значения национальная принадлежность человека. Эта связь не ограничена территорией государства. Оно сохраняется и за пределами Беларуси.
Можно выделить основополагающие принципы гражданства:
— каждый человек имеет право на гражданство.
28. Основания приобретения и прекращения гражданства
Приобретение гражданства по рождению. Ребенок приобретает гражданство по рождению, если на день рождения ребенка:
1) хотя бы один из родителей состоял в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;
2) родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства при условии рождения ребенка на территории нашей республики;
3) родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностран¬ными гражданами при условии рождения ребенка на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства. Законом также предусмотрено, что находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого не известны, становится гражданином Республики Беларусь.
29. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства
Решение о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении принимает Президент. В решении вопросов гражданства принимают участие также органы внутренних дел, органы дипломатической службы.
Глава государства помимо нормативного регулирования отношений в данной сфере издает указы о приеме в гражданство и выходе из него, распоряжения в случае отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из него.
30. Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь.
Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика ставит целью сделать свою территорию безъядерной, а государство — нейтральным (ст. 18 Конституции).
Основные направления внешней политики определяют Президент и Парламент. Это материализуется в соответствующих действиях и решениях, в том числе законах, включая программные, заключении и исполнении соответствующих международных договоров.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 116.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты