1. Предмет, объект, цели и задачи социологии труда.
Социология труда – социологическая дисциплина, изучающая труд как социально-экономический процесс.
В социологии труда тесно связаны теория и практика социального управления трудовой деятельностью людей, фундаментальные и прикладные исследования условий, тенденции и последствия научно-технического прогресса, социальные и экономические проблемы развития труда…
2. Система категорий социологии труда.
Cоциология труда, как и любая другая наука, имеет свой понятийный аппарат. Такими основными категориями социологии труда является характер труда, его содержание и условия, а также отношение к труду, трудовая адаптация, социально-психологический климат и др…
3. Место социологии труда в структуре социологического знания.
Социология труда является частью социологической науки. В результате проведения теоретических и прикладных социологических исследований трудовой деятельности происходит такое накопление знаний о социальных процессах и явлениях в сфере труда, которое приводит к становлению специальной социологической теории о труде — социологии труда…
4. Истоки социологии труда.
История возникновения социологии труда неотрывно связана с историей развития человеческого общества и общей социологии. Возникновению и формированию социологии труда как самостоятельной науки предшествуют процессы развития научного формирования взглядов и производственного труда…
5. Школа научного менеджмента. Вклад Ф.У. Тейлора в развитие труда.
Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс…
6. Теория человеческих отношений (Э. Мэйо).
Теория «человеческих отношений» сформулирована Мейо в ходе его знаменитых Хоторнских экспериментов, которые проводились в течение 13 лет.В целом можно выделить четыре этапа экспериментальной работы Мейо…
7. Теория «качества жизни». Качество трудовой жизни.
Теория «качества жизни» - концепция, возникшая в середине 60-х гг. XX в. в американской и западноевропейской социологии. Существуют разные подходы в определении качества жизни: одни ученые либо объединяют его с такими понятиями, как уровень жизни, стиль, образ жизни, либо противопоставляют их…
8. Дореволюционный период становления социологии труда в России (В.В. Берви-Флеровский, К.А. Пажитнов).
Рассматриваемый период начался во второй половине XIX в. (после отмены крепостного права в 1861 г.) и завершился в 1917 г. С точки зрения исторического и экономического развития данный период характеризовался бурным ростом промышленности, значительным увеличением численности городского населения, проникновением капиталистических отношений в деревню…
9. Социология труда в России в 1917-30 гг. XX в. ( А.К. Гастев).
Одним из лидеров нового поколения стал А.К.Гастев (1882-1941), видный революционер, писатель, создавший в 1921 г. Центральный институт труда (ЦИТ), затем репрессированный и погибший в лагере. В центре внимания А-Гастева - конкретные вопросы организации и культуры труда, прикладная социология и социальная инженерия…
10. Социология труда в СССР в 60-90-е гг. XX в. Современная отечественная социология труда : основная проблематика.
В рамках послевоенного периода были проведены исследования по изучению влияния НТП на социально-профессиональную структуру работников, их отношение к труду…
11. Труд как базовая категория в социологии труда. Роль труда в развитии общества.
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей…
12. Характер и содержание труда.
Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда…
13. Виды труда.
Существуют различные виды труда, все их многообразие классифицируют по следующим критериям: по содержанию труда, по характеру труда, по результатам труда, по методам привлечения людей к труду…
14. Социальные функции труда.
Социально-экономическая (репродуктивная) функция заключается в воздействии субъектов труда на объекты и элементы природной среды с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества — в материальные блага и услуги. Реализация данной функции позволяет воспроизводить стандартные материальные или символические (идеальные) условия общественной жизни…
15. Социально-экономические условия труда. Технико-организационные условия труда.
Условия труда - это сложное объектное явление, характеризующее среду протекания трудового процесса, формирующееся под воздействием взаимосвязанных факторов социально-экономического, технико-организационного и естественно-природного характера и влияющее на здоровье, работоспособность человека, его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом, а, следовательно, на эффективность труда и другие экономические результаты деятельности…
16. Социально-гигиенические и социально-психологические условия труда.
Социально-гигиенические условия труда (далее - У.Т.) обусловлены спецификой производства и производственного процесса; тяжестью и напряженностью труда; воздействием внешней среды на организм работника и его трудоспособность; режимом труда и отдыха…
17. Социальная организация: общая характеристика.
Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил…
18. Понятие трудовой организации: общая характеристика, виды.
Трудовая организация — это совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта…
19. Понятие трудового коллектива.
Трудовой коллектив – группа людей, объединенных одной трудовой и профессиональной деятельностью, местом работы или принадлежностью к одному предприятию, учреждению, организации. От состава коллектива зависит трудовой процесс, статусные характеристики группы в целом, условия труда (как психологические, так и профессиональные). Трудовой коллектив устанавливает внутригрупповые нормы, ценности и продуцирует определенную культуру…
20. Мотивация труда. Понятие мотива и стимула. Мотивирование и стимулирование труда.
На трудовую деятельность работника (то есть выполнение им определенных целесообразных операций, жестко фиксированных в пространстве и времени) можно воздействовать с помощью мотивации и стимулирования. Рассмотрим эти понятия более подробно и начнем с мотивации…
21. Содержательные теории мотивации ( Маслоу, Герцберг,Д. Мак-Клелланд).
Содержательные теории мотивации фокусируются на изучении человеческих потребностей, так как они считаются факторами, лежащими в основе мотивации…
22. Процессуальные теории мотивации (Врум, Адамс, Портер-Лоурер).
Процессуальные теории мотивации, не отрицая существование и влияние на человека его потребностей, указывают на то, что поведение людей формируется не только под их воздействием, а так же определяется: восприятием, ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией, и возможными последствиями выбранного ими типа поведения…
23. Трудовое поведение: общая характеристика.
Трудовое поведение представляет собой индивидуальные либо групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в трудовой организации. Трудовое поведение – это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса…
24. Классификация видов трудового поведения.
Классификации видов трудового поведения многообразны:
1) в зависимости от субъектов трудового поведения, выделяют индивидуальное и коллективное трудовое поведение;
2) в зависимости от наличия (либо отсутствия) взаимодействия выделяют следующие виды трудового поведения…
25. Отношение к труду. Удовлетворенность трудом.
Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие его) человека максимально проявлять свои физические и умственные способности…
26. Трудовой конфликт: общая характеристика, структура.
Трудовой конфликт — это противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Не всякие организационно-трудовые противоречия создают конфликтную ситуацию…
27. Причины трудовых конфликтов.
Возникновение социально-трудового конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам, например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, различий в планах и оценках. Причинами социально-трудового конфликта могут быть: индивидуально-личностные особенности партнера по общению; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние; бестактность и отсутствие желания трудиться, а также потеря интереса к работе…
28. Виды конфликтов.
В зависимости от того, кто участвует в трудовом конфликте, они делятся на индивидуальные и коллективные.В индивидуальном трудовом конфликте участвуют, с одной стороны, конкретный наемный работник, а с другой – работодатель. Индивидуальные трудовые конфликты возникают, прежде всего, в связи с такими обстоятельствами как: перевод работника на другую работу без его согласия; увольнение работника с постоянной работы без его согласия; задержка или невыплата заработной платы и т.д…
29. Функции и последствия трудовых конфликтов.
Традиционно считается, что социально-трудовой конфликт опасен для коллектива и предприятия. Да это так, но и позитивные функции конфликта огромны. Ведь конфликт – это столкновение противоречий, которое говорит о том, что в организации существуют проблемы необходимо решать, и как можно быстрее, чтобы обеспечить поступательное развитие самой организации…
30. Разрешение трудовых конфликтов
Разрешить социально-трудовой конфликт – значит: устранить конфликтную ситуацию либо исчерпать инцидент. Однако, как показывает практика, в жизни встречается много случаев, когда, по объективным причинам, невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента…