Основы социально-гуманитарных наук
МГПТК ЖДТ им.Е.П.Юшкевича (Минский ГПТК железнодорожного транспорта)
Вопросы
на тему: «Основы социально-гуманитарных наук»
по дисциплине: «Основы социально-гуманитарных наук»
2020
5 BYN
Основы социально-гуманитарных наук
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Основы социально-гуманитарных наук
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Поделиться
Вопрос 11. Охарактеризуйте Пространство и время как формы бытия
1. Пространство и время – формы бытия
2. Функции и содержание социального контроля
3. Политическая культура: понятие, структура, типы
Вопрос 39. Охарактеризуйте функции и содержание социального контроля
Введение
1. Понятие социального контроля
2. Содержание социального контроля
2.1 Элементы социального контроля
2.2 Механизмы действия социального контроля
2.3 Сущность социального контроля
3. Функции социального контроля
3.1 Функции социального контроля
3.2 Формы реализации социального контроля
Заключение
Вопрос 70. Охарактеризуйте политическую культуру: понятие, структура, типы
Введение
1. Понятие политической культуры
1.1 Определение
1.2 Теория политической культуры
1.3 Содержание и влияние политической культуры
2. Структура
3. Функции политической культуры
Заключение
Вопрос 11. Охарактеризуйте Пространство и время как формы бытия
1. Пространство и время – формы бытия
Пространство есть форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время— форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.
Пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуалъное (психологическое) и концептуальное пространство и время.
Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных пространства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватным отображением реальных пространства и времени путем логического мышления. Перцептуальное и концептуальное пространство и время являются формами отражения материальной действительности и вместе с тем формами дальнейшего познания внешнего мира.
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:
1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).
Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Так, если Кант считал пространство и время не свойствами самих вещей, а априорными (доопытными) формами человеческого созерцания, то Гегель подчеркивал, что лишь в движении духа (как «инобытия» материи) «пространство и время действительны». Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного подхода.
2. Функции и содержание социального контроля
Важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Его можно уподобить своего рода центральной нервной системе института. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».
Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:
· охранительную функцию;
· стабилизирующую функцию.
Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть. Вначале дадим определение социальных норм, а затем раскроем остальные понятия.
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.
Социальные предписания – запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.
3. Политическая культура: понятие, структура, типы
Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.
Функции политической культуры
Одна из важнейших функций политической культуры – воспитательная. Она проявляется в политическом формировании личности на основе ценностей, соответствующих интересам и целям тех или иных классов, социальных групп.
Иногда в качестве самостоятельной выделяется познавательная функция политической культуры. Суть ее состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для его успешной деятельности в сфере политики. Речь идет о знании законов и принципов, определяющих общественное развитие способов, методов и средств управления социальными процессами, функционирования политической системы и т.п.
Нормативная функция служит обеспечению стабильности политической системы и направлена на обеспечение посредством использования политических норм такого поведения граждан, которое служило бы эффективному достижению ее цели.
Коммуникативная функция политической культуры служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую, групповой – в национальную, национальной – в общечеловеческую.
Вопрос 39. Охарактеризуйте функции и содержание социального контроля
Введение
Изучение социального контроля, т. е. совокупности средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, целесообразно начинать с рассмотрения социального порядка, внутри которого люди взаимодействуют друг с другом.
Рассмотрим, например, упорядоченное внутреннее устройство, наблюдаемое нами в суете крупного города. Даже беглого взгляда на городскую жизнь достаточно, чтобы заметить, что десятки тысяч людей в определенное время занимают свои рабочие места без каких-либо видимых корректив и указаний. Тысячи транспортных средств начинают движение по определенным маршрутам без видимых наблюдателей и распорядителей и при этом довольно редко сталкиваются. Множество машинных механизмов работают в строго определенное время и в строго определенной взаимосвязи, причем их продукция передается по длинным цепочкам и непременно достигает потребителей.
Можно бесконечно продолжать рисовать картину того, что мы называем социальным порядком – т. е. системы, включающей в себя индивидов, взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно, способствующие выполнению работы, необходимой для успешного функционирования этой системы. Индивид или группа могут знать, что ожидает от них общество, но это не всегда побуждает их к действию. Поэтому нет такого общества, которое могло бы функционировать без разработанной системы правил и норм, предписывающих выполнение каждым индивидом требований и обязанностей, необходимых для общества.
Как же эта система взаимных прав и обязанностей может действовать в полную силу? Для объяснения этого социологи используют термин социальный контроль. [10]
1. Понятие социального контроля
Социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций.
В его функционировании можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе системы субъектов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций).
С точки зрения. Ж. Гурвича, «социальный контроль может быть определен как совокупность культурных моделей, социальных символов, коллективных значений, ценностей, идей и идеалов, так же как и действий и процессов, которые их охватывают, рассматривают и используют и посредством которых каждое глобальное общество, каждая частная группа, каждая форма социабельности и каждый индивид, преодолевают антиномии, напряжения и конфликты, которые им свойственны, путем временного и нестабильного равновесия, находя также точки соприкосновения для новых усилии, направленных на коллективное творчество (созидание)». [2]
Социализация касается, прежде всего, индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают индивида, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. [7]
2. Содержание социального контроля
2.1 Элементы социального контроля
Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции.
Социальные нормы – это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.
Социальные санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
К нормам относятся групповые привычки («не задирай нос перед своими», «не общайся с начальством чаще, чем со своими»), обычаи (например, гостеприимства), традиции (например, подчинение детей родителям), нравы (манеры, мораль, этикет), законы, табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство, кровосмешение и т. д.). Обычаи, традиции, нравы, законы, табу называются иногда общими правилами. Нормы делятся также на ожидания и требования.
Социальные нормы выполняют важные функции:
•регулирование общего хода социализации;
•интеграция индивидов в группы, а групп в общество;
•контроль отклоняющегося (девиантного) поведения;
•образец поведения.
Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах – компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются «общими правилами», а не «групповыми привычками». К «общим правилам» относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.
3. Функции социального контроля
3.1 Функции социального контроля
Согласно А.И. Кравченко важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».
Таким образом, А.И. Кравченко выделяет следующие функции, которые выполняет социальный контроль по отношению к обществу:
•охранительную функцию;
•стабилизирующую функцию. [4]
По мнению Т. Парсонса, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции:
•регулятивную – контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;
•охранительную – социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким, безусловно, значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению.
•стабилизирующую – социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка. [8]
По мнению большинства, ученых важнейшими функциями социального контроля являются:
•стабилизирующая, заключающаяся в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений и социальных структур;
Заключение
Подводя итог выше сказанному, можно отметить, что социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.
Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой.
При наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать также, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
Вопрос 70. Охарактеризуйте политическую культуру: понятие, структура, типы
Введение
Политология, как следует уже из самого названия, – это наука о политике. Поэтому наличие правильных и ясных представлений о политике – первейшее условие глубокого осознания предмета политологии, ее особенностей и содержания.
«Политика» – одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство «возможного», а нередко характеризуют ее как «грязное дело».
Идеи культурности изначально охватывали политику. С давних времен многие политические деятели пытались использовать культовые действия, умонастроения масс для достижения определенных целей.
Политическая культура – ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.
1. Понятие политической культуры
1.1 Определение
Политическая культура – часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Это система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Она тесно связана с представлениями о мире политики и политического, его законах и особенностях их функционирования. Обществу с развитой политической культурой присущи такие признаки, как гласность и плюрализм, высокая политическая культура личности, политическая активность людей. Последняя проявляется в их «включенности» в процесс реализации власти, в управление государственными и общественными делами, в осуществление гражданских прав и обязанностей.
Самые разумные законы и реформы без учета человеческого фактора исторически сложившегося социума обречены. Политическую культуру определенной страны можно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как часть общенациональной культуры. Поэтому в современной политологии утвердилась классификация политических культур по цивилизационному признаку – в соответствии с типом той цивилизации, к которой принадлежат данный народ и страна. Таких типов выделяют пять:
• конфуцианско-буддийская;
• индо-буддийская;
• исламская;
• западная;
• православно-славянская.
2. Структура
Политическая культура – явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д.
Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на уровнях:
- мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия);
- гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса);
- на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).
На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает формированию и развитию политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутренней неравновесности политической культуры.
3. Функции политической культуры
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. Важнейшие функции:
– идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
– ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
– адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
– социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
– интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
– коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
Заключение
Политическая культура – ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.
Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры, а также разную степень обусловленности институтов власти общепринятыми ценностями, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования. Поэтому в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений. Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов.
Политическая культура – явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами.
1. Баталов, Э. Политическая культура как социальный феномен / Э. Баталов – М.: МГУ, 1999.
2. Бергер, П. Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / П. Л. Бергер. – М.: Аспект Пресс, 1996.
3. Богомолов, О. Политическая культура и демократия в России / О. Богомолов // Власть. – 2003. – № 2.
4. Боровик, B. C. Основы политологии и социологии / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. – М.: Высшая школа, 2001.
5. Брусиловская, А. Б. Культура повседневности (метаморфозы стиля) / А. Б. Брусиловская // Общественные науки и современность. – 2000. – № 1.
6. Козырев, Г. И. Социальное действие. Взаимодействие, поведение и социальный контроль /Г. И. Козырев // Социологические исследования – 2005 - №8 – С. 124-129.
7. Костина, А. Кто и как контролирует массы?/ А. Костина // Высшее образование в России – 2007 - №8 – С. 157-158.
8. Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2008. – 536 с.
9. Кузнецов, В. В. Философия: учебник / В. В. Кузнецов, И. Д. Кузнецова [и др.] - М.: ИНФА, 2004.
10. Курс политологии: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. док. эконом. наук, проф. А. Г. Грязновой. – М.: ИНФРА – М, 2003.
11. Михайлов, В. В. К проблеме социальных ограничений / В. В. Михайлов // Социологические исследования – 2005 - №7 – С. 124-130.
12. Политология / под ред. М. А. Василика. – М.: Юрист, 2000.
13. Политическая культура общества: [сайт]. – URL: www.nuru.ru
14. Понятие политической культуры: [сайт]. – URL: www.vuzlib.net.ru
15. Понятие, структура и функции политической культуры: [сайт]. – URL: www.elek-67.ru
16. Пугачев, В. П. Введение в политологию / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – М.: МГУ, 2003.
17. Румянцева, В. Г. Социальный контроль в свете правовых реалий современной России / В. Г. Румянцева // История государства и права – 2006 - №7 – С. 9-11.
18. Рябов, А. К. Политическая культура / А. К. Рябов, В. Г. Чистяков. – М., 2000.
19. Смелзер, Н. Д. Социология / Н. Д. Смелзер // Социологические исследования – 2000 - №2 – С.98-113.
20. Смольков, В. Г. Социальный контроль / В. Г. Смольков // Социально-гуманитарные знания – 2000 - №4 – С. 193-204.
21. Социология: учебник / под ред. профессора Ю.Г. Волкова. – 3-е издательство – М.: Гардарики, 2007. – 512с.
22. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для технических вузов / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2003.
23. Философия. Основные проблемы философии. Часть 2 / под. ред. В. И. Кирилова. – М., 1999.
24. Фролов, И. Т. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений. В 2ч. / И.Т. Фролов. – Ч. 2. – М., 1990.
25. Фролов, С. С. Социология: учебник для вузов / С. С. Фролов. – М.: Гардарики, 2004. – 343с.
26. Хаджиев, К. Размышления о политической культуре современной России / К. Хаджиев // МЭ и МО. 2006 – № 2.
27. Хайдегер, М. Время и бытие / М. Хайдегер. – М.: Высшая школа, 2003.
28. Бергер, П. Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / П. Л. Бергер. – М.: Аспект Пресс, 1996.
29. Козырев, Г. И. Социальное действие. Взаимодействие, поведение и социальный контроль /Г. И. Козырев // Социологические исследования – 2005 - №8 – С. 124-129.
30. Костина, А. Кто и как контролирует массы?/ А. Костина // Высшее образование в России – 2007 - №8 – С. 157-158.
31. Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2008. – 536 с.
32. Михайлов, В. В. К проблеме социальных ограничений / В. В. Михайлов // Социологические исследования – 2005 - №7 – С. 124-130.
33. Румянцева, В. Г. Социальный контроль в свете правовых реалий современной России / В. Г. Румянцева // История государства и права – 2006 - №7 – С. 9-11.
34. Смелзер, Н. Д. Социология / Н. Д. Смелзер // Социологические исследования – 2000 - №2 – С.98-113.
35. Смольков, В. Г. Социальный контроль / В. Г. Смольков // Социально-гуманитарные знания – 2000 - №4 – С. 193-204.
36. Социология: учебник / под ред. профессора Ю.Г. Волкова. – 3-е издательство – М.: Гардарики, 2007. – 512с.
37. Фролов, С. С. Социология: учебник для вузов / С. С. Фролов. – М.: Гардарики, 2004. – 343с.
38. Баталов, Э. Политическая культура как социальный феномен / Э. Баталов – М.: МГУ, 1999.
39. Боровик, B. C. Основы политологии и социологии / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. – М.: Высшая школа, 2001.
40. Курс политологии: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. док. эконом. наук, проф. А. Г. Грязновой. – М.: ИНФРА – М, 2003.
41. Политология / под ред. М. А. Василика. – М.: Юрист, 2000.
42. Пугачев, В. П. Введение в политологию / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – М.: МГУ, 2003.
43. Рябов, А. К. Политическая культура / А. К. Рябов, В. Г. Чистяков. – М., 2000.
44. Богомолов, О. Политическая культура и демократия в России / О. Богомолов // Власть. – 2003. – № 2.
45. Брусиловская, А. Б. Культура повседневности (метаморфозы стиля) / А. Б. Брусиловская // Общественные науки и современность. – 2000. – № 1.
46. Хаджиев, К. Размышления о политической культуре современной России / К. Хаджиев // МЭ и МО. 2006 – № 2.
47. Политическая культура общества: [сайт]. – URL: www.nuru.ru
48. Понятие политической культуры: [сайт]. – URL: www.vuzlib.net.ru
49. Понятие, структура и функции политической культуры: [сайт]. – URL: www.elek-67.ru
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты