140

Все общеизвестные факты, например о том, что наша планета имеет форму шара, а предметы и люди не улетают в космос благодаря силе гравитации, вытекают из теорий, а те, в свою очередь, – из гипотез. Созданию гипотезы предшествует мысль «а что, если…», которая рождается при анализе закономерностей, фактов или теорий других исследователей и требует подтверждения или опровержения. Разберёмся, как сформировать гипотезу для курсовой, диплома и других научно-исследовательских работ, при этом не допустить ошибок и использовать возможности нейросетей.

Содержание:

  1. Что такое гипотеза, как формируется и чем отличается для разных НИР
  2. Виды гипотез, критерии качества и частые ошибки
  3. Как сформулировать гипотезу исследования с помощью нейросети

Что такое гипотеза, как формируется и чем отличается для разных НИР

Гипотеза – научное предположение, истинность которого необходимо проверить, а также обязательный элемент при написании любой НИР. Структуру НИР (научно-исследовательских работ) (курсовых, дипломов, исследовательских проектов) можно условно разделить на три части: первая отвечает на вопрос «что исследуется» (предмет и объект), «каковы цели и задачи исследования» и «какие методы позволят достичь поставленных целей», здесь же формируется гипотеза, которая занимает не больше абзаца и подкрепляется субъективными оборотами («предполагается», «следует ожидать», «существует мнение» и т. п., но рекомендуется избегать формулировок «я считаю», «на мой взгляд»); во второй части приводятся факты для теоретического или практического обоснования гипотезы в зависимости от объёма и вида научного исследования; в третьей части – заключении – подводятся итоги, которые определяют, удалось ли доказать или опровергнуть гипотезу и какими способами.

Содержание гипотезы для научно-исследовательских работ отличается:

  • гипотеза в курсовом исследовании – предположение более узкое и конкретное, чем в дипломной работе, оно тесно связано с темой и демонстрирует понимание студентом основных концепций и методов исследования;
  • гипотеза в дипломе – это научное предположение, которое охватывает более широкую область исследования и имеет большую новизну и научную значимость, а также отражает вклад студента в решение актуальной научной или практической проблемы;
  • в научном исследовании гипотеза – ключевой элемент, который определяет всю логику исследования и базируется на существующих научных теориях и фактах;
  • в проектной деятельности гипотеза используется для проверки эффективности предлагаемых решений или для оценки влияния различных факторов на результаты проекта.

Несмотря на то, что гипотеза в исследовательской работе формируется в начале (в студенческих проектах – во введении после целей и задач перед методами исследования), имеет смысл отложить её составление до последних этапов написания работы, когда основная часть научного труда будет готова, тема полностью раскрыта, а также собрана доказательная и информационная база. Такой подход поможет сформировать гипотезу более ёмко и позволит избежать ситуаций, когда научное обоснование не дотянуло до стандартов объёма, положенных для курсовых или дипломных работ.

Когда руки дошли до написания введения, правильно сформировать гипотезу помогут следующие рекомендации:

  • изучите варианты гипотез для научно-исследовательской работы, предложенные преподавателем вместе с темой, и адаптируйте их, ориентируясь на материалы, используемые для написания основной части;
  • помните, что гипотеза должна опираться на цели и задачи, быть тесно связаной со всеми структурными элементами, указанными во введении, темой работы, а также содержать ключевые слова (из реферата);
  • перед обоснованием научного предположения подберите литературу по теме и определите структуру исследования (академическая или прикладная направленность), а также вид работы (теоретическая требует анализа большого объёма данных, практическая – экспериментов и опытов);
  • помните, что гипотеза в научной работе не должна быть противоречивой, спорной или очевидной;


    Пример правильной гипотезы в дипломе на тему: "Стратегии развития и конкурентоспособности маркетплейсов на международном рынке на примере Ozon"


  • выберите формулировку гипотезы: причинно-следственная связь (передаётся через связку «если … то», факт и причина (первоначально сообщается факт, а потом причина, которую необходимо проверить) или аргумент, который связывает причину и следствие.

Следует помнить, что гипотеза в курсовой работе или дипломе – это не простое утверждение, а научное предположение, которое подводит к научному эксперименту и выявляет «слепые зоны» в области исследования. Также подтверждённая и обоснованная гипотеза не является истиной в последней инстанции и при появлении новых доказательств может быть пересмотрена или даже признана недействительной.

Виды гипотез, критерии качества и частые ошибки

Вид и категории гипотезы различаются в зависимости от масштаба и объекта исследования. Гипотеза в курсовой, дипломе и других НИР может быть одиночная, но чаще всего рекомендуется подкреплять основную гипотезу прямо противоположной, чтобы усилить аргументы в пользу доказуемости первой.

Также при составлении гипотезы в проектной работе важно понимать, что такое «зависимые» и «независимые» переменные, поскольку они являются ключевыми элементами исследования и устанавливают причинно-следственные связи. Независимая переменная – фактор, который исследователь намеренно изменяет или контролирует в ходе эксперимента или наблюдения. Это причина изменений, которая рассматривается как основной элемент, влияющий на результат, например при исследовании влияния методик обучения (традиционного и игрового подхода) на успеваемость студентов, методика обучения будет независимой переменной. Зависимая переменная – параметр, который измеряется в ходе исследования и показывает результат изменений независимой переменной, например в том же исследовании влияния методик обучения успеваемость студентов – зависимая переменная, так как она изменяется под воздействием выбранной методики обучения.

Взаимодействие зависимой и независимой переменной влияет на категорию гипотезы для курсовой или дипломной работы. Выделяют следующие гипотезы:

  • простую, которая предполагает соотношение между одной зависимой и одной независимой переменными. Пример: «Предполагается, что увеличение количества часов физической активности в неделю (независимая переменная) приводит к снижению уровня стресса (зависимая переменная) у офисных работников»;
  • сложную, которая предполагает соотношение между двумя и более независимыми и зависимыми переменными. Пример: «Более высокий уровень организационной поддержки сотрудников (независимая переменная 1) и предоставление гибкого графика работы (независимая переменная 2) положительно связаны с повышением уровня удовлетворенности работой (зависимая переменная 1) и снижением уровня профессионального выгорания (зависимая переменная 2) у сотрудников IT-компании ;
  • направленную, которая выводится из теории и предсказывает ожидаемое направление, следуя которому можно определить соотношение между переменными. Пример: «Следует ожидать, что работа под инструментальную музыку повышает уровень продуктивности сотрудников по сравнению с работой в тишине» (конкретное направление музыки);
  • ненаправленную, которая применяется, когда результаты не предсказывают направление для определения взаимосвязи между переменными. Пример: «Существует разница в уровне продуктивности между людьми, работающими под музыку, и людьми, работающими в тишине» (утверждение об отличиях, без конкретики);
  • ассоциативную, которая показывает взаимосвязь переменных (корреляцию), но не подтверждает причинно-следственную зависимость и тот факт, что любое изменение в независимой переменной ведёт к изменениям в зависимой. Пример: «Предполагается, что существует корреляция между временем, которое подростки проводят в социальных сетях, и уровнем их тревожности» (гипотеза утверждает, что чем больше времени подростки проводят в социальных сетях, тем выше уровень из тревожности, однако не утверждает, что социальные сети вызывают тревожность);
  • нулевая (Н0), которая указывает на то, что между переменными нет значимой связи, и имеет «статус-кво», то есть отражает общепринятое положение вещей до начала исследования (формулировка нулевой гипотезы помогает избежать поспешных выводов и заранее предполагает отсутствие эффекта). Обычно применяется в НИР, чтобы доказать или опровергнуть альтернативную гипотезу. Пример: «Медицинский препарат не влияет на уровень сахара в крови пациентов» или «Вырубка лесов не влияет на численность популяции животных в регионе»;
  • альтернативную (Н1), которая указывает на то, переменные связаны, и предполагает наличие эффекта. Альтернативную гипотезу применяют в противовес нулевой. Пример: «Медицинский препарат снижает уровень сахара в крови пациентов» или «Вырубка лесов приводит к снижению численности популяций животных в регионе».

Если в научно-исследовательской работе формируется несколько гипотез, рекомендуется использовать методику косвенных доказательств и исключать ложные предположения до тех пор, пока не останется одна верная:


Пример гипотез из ВКР по теме: "Особенности восприятия селебрити в рекламе сотовой связи"

Определить, что гипотеза исследования курсовой работы или диплома сформирована верно, поможет самопроверка. Признаки качественной гипотезы включают в себя:

  • Научную новизну и непротиворечивость. В гипотезе должно содержаться предположение о новых аспектах изучаемого явления, ранее не известных в научной среде и не противоречащих результатам уже проведённых исследований. Например, гипотезой не может быть предположение: «Трава окрашивается в зелёный цвет из-за химического состава почвы», потому что уже доказано, что зелёной траву делает содержащийся в ней хлорофилл. Исследование должно быть полезно научному комьюнити и содержать информационную и практическую базу для дальнейших исследований.
  • Доказуемость и проверяемость. Доказать или опровергнуть гипотезу в НИР можно различными методами: анализом, экспериментом, сопоставлением. Также важно, чтобы гипотеза была проверяемой и в ходе исследования можно было доказать, что она правдивая или ложная, а результаты – воспроизводимыми. Например, гипотеза: «Люди, живущие в местах с положительной энергетикой, успешнее людей, которые проживают в местах с отрицательной энергетикой» не может стать основой исследования, так как является абстрактной и не несёт научной значимости.
  • Соответствие тематике исследования. Гипотеза должна быть непосредственно связана с основной темой работы и отражать её суть, а между гипотезой, целями, задачами и проблемным полем работы должна прослеживаться логическая цепочка.
  • Лаконичность и отсутствие ошибок. Текст гипотезы исследования для курсовой работы или диплома не должен содержать грамматических и стилистических ошибок, искажений причинно-следственных связей или спорных утверждений. Также текст гипотезы должен вмещаться в 1–2 строки.

Опираясь на критерии верно составленной гипотезы, можно избежать ошибок. Для наглядности приведём примеры ошибочных гипотез:

  • «Изменения климата пагубно влияют на всё человечество» – слишком широкая формулировка без конкретики;
  • «Душа человека продолжает существовать после смерти тела» – нарушен критерий проверяемости, так как не существует методов проверки;
  • «Люди, которые едят больше шоколада, чаще добиваются успеха в жизни» – нарушены причинно-следственные связи переменных и отсутствует логическое обоснование;
  • «Если человек страдает от бессонницы, то в течение дня снижается его работоспособность и когнитивные функции» – гипотеза очевидная и не предполагает новых открытий;
  • «Гравитационные силы действуют на человека сильнее в период бодрствования, чем в период сна» – утверждение противоречит научным фактам и законам физики;
  • «Спорт помогает людям быть здоровыми» – утверждение слишком размытое, также отсутствует конкретика: «какой спорт», «какой группе населения», «что значит «здоровым»;
  • «Женщины менее склонны к техническим профессиям, потому что они более эмоциональны» – стереотипное утверждение без научно-доказательной базы.

Также ошибкой при формировании гипотезы может стать эмоциональная окраска, использование переменных без чётких взаимосвязей, неверная интерпретация статистических данных, а также избыточная детализация, которая затрудняет проверку гипотезы.

Как сформулировать гипотезу исследования с помощью нейросети

Использование нейросетей для написания научных работ – явление не новое, однако важно уметь задавать правильные вопросы и пропускать информацию через призму логики, соответствия действительности и актуальности. Нейросети помогают формировать гипотезы в научных исследованиях, потому что обучены быстро анализировать большие объёмы данных и выявлять корреляции между переменными. За помощью в формировании гипотезы можно обратиться в ChatGPT, Gemini или Qwen.

Разберём на примере, как сформулировать гипотезу исследования в проекте: вы студент психфака, которому известна только тема диплома. Запрос можно сформулировать так:


Нейросеть предлагает основную гипотезу с двумя переменными, а также разделяет гипотезы по видам:


Можно сузить область:


Также нейросети можно попросить не только сформулировать гипотезу проекта, но и подбросить примеры методов исследования:


Если не знаете, с чего начать, попросите нейросеть сделать памятку, которая поможет следовать плану при написании курсовой или диплома по заданной теме, подскажет, на какую литературу опираться для создания доказательной базы и какая категория гипотезы поможет раскрыть проблему исследования.

Научно-исследовательская работа застопорилась на введении? Не страшно, если не осталось сил на поиск информации, формирование и доказательство гипотезы: специалисты Зачётки возьмутся за проект на любом этапе готовности и доведут работу до высшего балла; разрабатываем дипломы в Минске, Гомеле, Бресте, Витебске, Могилеве, Гродно.

Контакты
Беларусь
г. Гомель, ул. Крестьянская 1-3,
кабинет 3-17
г. Витебск, ул. Буденного, д.7, 2й этаж, офис-Центр «МИР», офис 210
г. Брест, пр-т Машерова 23а, 4-й этаж,
офис 4-6
Мы в социальных сетях
Прием заявок 24 / 7
Оформление заказа
Данные, необходимые для качественного выполнения работы
% у меня есть промокод