35

Когда речь идет о поиске материала для диплома или курсовой, электронные источники являются незаменимыми ресурсами наряду с классическими книгами и журналами из библиотек. Наша статья о том, как составить список электронной литературы и работать с источниками из интернета.

Содержание:

  1. Почему электронные источники необходимы
  2. Виды и иерархия интернет-ресурсов
  3. Как искать достоверные источники
  4. Процентное соотношение печатных и электронных ресурсов

Почему электронные источники необходимы

Студенты включают электронные источники в список литературы, потому что эти ресурсы выручают, если некогда возиться в библиотеках и архивах, или, когда нужна эксклюзивная информация, которой нет в печатных изданиях.

Электронные источники литературы открывают мгновенный доступ к нужной информации. Многими интернет-ресурсами можно пользоваться 24/7 бесплатно и без дополнительных запросов. В открытом доступе есть научные статьи, книги, журналы, статистические данные, монографии и другие материалы из ведущих мировых библиотек и исследовательских центров. Некоторые из них платные, предоставляются по индивидуальному запросу или подписке.

Электронные базы данных содержат миллионы документов, охватывающих практически все области знаний. Студент может найти информацию по узкоспециализированной теме, изучить различные точки зрения и найти самые свежие сведения, которые еще не успели попасть в печатные издания. Это особенно важно, когда ведется исследовательская работа по теме, для раскрытия которой нужны актуальные знания, а книга, написанная даже год назад, может быть уже устаревшей.

В интернете удобнее искать литературу для диплома. Благодаря интеллектуальным системам поиска электронных источников, которые позволяют быстро находить нужную информацию по ключевым словам, авторам, датам публикации, упрощается процесс и экономится время.

Часто интернет-ресурсы включают не только текст, но и изображения, аудио- и видеоматериалы, интерактивные графики и т.д. Все это можно превратить в полезный контент для диплома, дополняя или подчеркивая текстовую часть работы.

Виды и иерархия интернет-ресурсов

Важно понимать, что не все электронные источники одинаково ценны и надежны. Поэтому для поиска информации нужно использовать интернет и его содержимое в определенной последовательности.

Виды электронных источников и их значимость:

  1. Научные электронные библиотеки и базы данных. В них можно найти рецензируемые научные журналы и сборники, материалы конференций, диссертации, авторефераты и монографии. Лидерами по поиску электронных научных источников в этой категории служат сервисы Google Scholar и КиберЛенинка. В них удобно искать отечественные и зарубежные материалы, полные тексты учебников, а также публикации, которых нет в открытом доступе или невозможно приобрести даже по платной подписке. 
  2. Электронные архивы университетов и библиотек. Например, в электронных библиотечных каталогах содержится информация о книгах, учебных пособиях, журналах, в том числе в цифровом формате. Также там хранятся оцифрованные архивные материалы и первоисточники, которые особенно ценны для исторических и культурологических исследований. Базовые учебники, лекции и методические пособия в электронном виде можно найти в вузовских библиотеках.
  3. Официальные сайты государственных органов, международных организаций, авторитетных СМИ и информационных агентств. Белстат, ООН, ВОЗ и другие структуры предоставляют официальную статистику, отчеты и аналитические материалы, необходимые для многих исследований. Также на сайтах госорганов публикуются законодательные и нормативные акты, постановления и указы. Один из полезнейших порталов для белорусских студентов, которым нужна актуальная информация в области права, – pravo.by. 

А вот обращаться к Википедии, личным блогам и форумам при написании исследовательских работ не стоит. В Википедии хоть и содержится теория, но часто она бывает устаревшей или неправильно переведенной. Также в свободной энциклопедии нет уникальных сведений, которые нужны для углубленного исследования темы курсовой или диплома.

Любительские блоги и форумы отражают исключительно субъективную информацию, которая не является полезной и достоверной. А значит, не пригодна как электронный ресурс в списке литературы.

Как искать достоверные источники

Начните с поиска на авторитетных академических платформах. Рецензируемые научные издания, национальные и международные библиотеки предоставляют проверенные материалы, прошедшие строгую экспертную оценку.

С остальными интернет-ресурсами нужно быть внимательными и осторожными. Некачественный список использованных электронных источников убьет впечатление о работе и самом студенте. Чем могут быть опасны низкосортные ресурсы из интернета? Представленная в них информация часто неверная или устаревшая, особенно, если в публикации не указаны авторство и дата. Статью в интернете может писать кто угодно, а в Википедии, блогах, социальных сетях и на развлекательных площадках тем более.

Как отличить низкосортный материал от «мусорного», делятся авторы Зачётки. Ссылка не подходит:

  • если не указан автор публикации;
  • сайт относится к коммерческой организации (исключение: когда учреждение и его деятельность рассматриваются как объект или предмет исследовательской работы);
  • нет информации о первоисточнике;
  • отсутствует дата публикации;
  • в качестве первоисточника указан устаревший материал.

Старайтесь критически подойти к найденным источникам и внимательно проверяйте:

  • Авторитетность автора. Изучите биографию, аффилиацию, научные звания и публикации автора. Если возможно, проверьте, цитируются ли его работы другими учеными.
  • Репутацию издания. Убедитесь, что журнал или издательство являются авторитетными в своей области. Проверьте наличие рецензирования.
  • Актуальность информации. В зависимости от темы исследования, дата публикации может быть критически важна. Обращайте внимание на свежие материалы, особенно в быстроразвивающихся областях.
  • Объективность и отсутствие предвзятости. Постарайтесь определить, не пытается ли автор продвигать определенную точку зрения или пропаганду скрытых интересов.
  • Подтверждение информации. Если автор ссылается на другие авторитетные источники, это хороший знак. Качественная научная работа всегда подкрепляется ссылками.

Если сомневаетесь хоть в чем-то, не стесняйтесь обращаться за помощью или консультацией к научному руководителю. Он подскажет, где лучше брать информацию и как составить список источников с электронными ресурсами.

Процентное соотношение печатных и электронных ресурсов

Сказать однозначно, сколько печатных и электронных источников в список литературы включить, невозможно. Процентное соотношение ресурсов определяется государственным стандартом или методическими указаниями вуза.

Ориентировочно библиографический список курсовой должен содержать 15-20 ресурсов, в дипломе доходит до 50. Допускается, что из этого числа электронные материалы могут составлять значительную часть – от 30 до 70%.

Но помните, что качество важнее количества: добавлять сомнительные ссылки в ущерб работе уж точно не стоит. Хотя, если использовать пару электронных источников, аргументируя, что только они достоверные и подходящие, написать хороший исследовательский проект тоже не получится. Научный руководитель может не допустить такой диплом к защите и будет прав, поскольку это нарушение требований к написанию исследовательских проектов, а сама работа не проведена на должном уровне и имеет слабую доказательную базу.

Авторы Зачётки помогают подбирать печатные и электронные источники для дипломных работ учащимся колледжей и вузов Гомеля, Бреста, Гродно, Витебска и Могилева. Составьте техническое задание и пришлите менеджеру: он подберет самого опытного исполнителя по вашей теме.

Контакты
Беларусь
г. Гомель, ул. Крестьянская 1-3,
кабинет 3-17
г. Витебск, ул. Буденного, д.7, 2й этаж, офис-Центр «МИР», офис 210
г. Брест, пр-т Машерова 23а, 4-й этаж,
офис 4-6
Мы в социальных сетях
Прием заявок 24 / 7
Оформление заказа
Данные, необходимые для качественного выполнения работы
% у меня есть промокод