Социально-психологические особенности молодых лиц, страдающих алкоголизмом
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социально-психологические особенности молодых лиц, страдающих алкоголизмом»
по дисциплине: «Социальная реабилитология»
2021
251.00 BYN
Социально-психологические особенности молодых лиц, страдающих алкоголизмом
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная реабилитология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Описание методик исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЫХ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
1.1 Проблема алкоголизма в молодежной среде
1.2 Социально-психологические особенности молодых лиц, страдающих алкоголизмом
1.3 Особенности социально-психологической реабилитации молодых лиц, страдающих алкоголизмом
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЫХ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей социально-психологической адаптации молодых лиц, страдающих алкоголизмом
2.3 Результаты исследования особенностей стилей межличностных отношений молодых лиц, страдающих алкоголизмом
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи социально-психологических характеристик и стилей межличностных отношений у лиц, страдающих алкоголизмом
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема алкоголизма в нашей стране не теряет своей актуальности. Чрезмерное употребление алкогольных напитков несет в себе негативное влияние на моральный облик современного человека, приводит к снижению интеллектуального уровню и препятствует личностному росту. На фоне приобщения к алкоголю наблюдается актуализация антисоциальных намерений и эгоистических установок, что в совокупности со снижением волевого контроля повышает вероятность девиантного поведения, деградации личности.
Особенное беспокойство вызывает толерантное отношение молодёжи к алкоголю, которое выступает предпосылкой для его употребления и, соответственно, возникновения зависимости. Молодые люди сами себе наносят непоправимый вред, нарушают психическое и физическое здоровье, благоприятный ход социализации. Это всё в совокупности отражается на духовном и социально-демографическом развитии современного белорусского общества.
Проблема алкоголизма особенно актуальна на уровне личности, так как при систематическом употреблении алкоголя разрушается целостность личности, повышается риск потери семьи и работы, значимых социальных связей, статуса и места в обществе. Алкоголизм возникает вследствие как внутренних (личностных), так и внешних (социальных) факторов, что вызывает серьезное беспокойство со стороны общества и государства. Большинство совершенных преступлений молодыми людьми совершается под влиянием алкоголя. При этом, за последний год возросло число преступлений на 12,6%, зафиксированных в состоянии алкогольного опьянения [9].
Последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет [20].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЫХ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
1.1 Проблема алкоголизма в молодежной среде
Алкоголизм специалисты рассматривают как сложную комплексную проблему, которая порождает многочисленные проблемы различного характера: психологического, медицинского, социального. Это заболевание служит предпосылкой для нравственной деградации, асоциального поведения, потери социального статуса, появления проблем в семейной и профессиональной сферах [20, с. 81].
Алкогольная зависимость – это хроническое заболевание, обусловленное потреблением алкоголя в количестве, препятствующем физическому и психическому здоровью, а также нормальным взаимоотношениям в семье и социуме. Регулярность употребления спиртного формирует физическую и психологическую зависимость [56, с. 24].
Алкоголь принято относить к психоактивным веществам – химическим веществам, которое при однократном приеме изменяет настроение, физические и психологические ощущения, поведение и другие желаемые психофизические эффекты. Как указывает Н.В. Редянова, «постоянное употребление психоактивных веществ способствует психологической и физической зависимости» [43, с. 81].
Согласно А.Ю. Егорову, «алкоголь относится к группе веществ, которые угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступление кислорода в мозг, что приводит к плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, потере внимания, способности логически мыслить и принимать верные решения, вплоть до невменяемости» [20]. Длительное употребления алкоголя обусловливает появление постоянного желания принять определенное вещество, изменения реактивности организма, абстинентных нарушений, изменения личности [20; 43].
При злоупотреблении алкоголем у человека неминуемо снижается самоконтроль. Постоянные мысли о том, чтобы получить желаемый алкоголь, часто подталкивают зависимого на совершение преступлений (кражи и т.д.), опасные поступки (рискованное поведение). При этом, зависимый не учитывает, что своим поведением он может навредить не только себе, но и окружающим людям. В зависимости от личностных особенностей, человек в алкогольном опьянении может быть, как агрессивным, так и замкнутым и склонным к самоповреждениям. Если одни могут остро реагировать даже не незначительные замечания в их адрес, проявлять выраженную агрессию и гнев, то другие – могут демонстрировать суицидальное поведение. В крайних случаях могут совершаться убийства. Зависимые первого типа особенно конфликтны, поэтому они по мере приобщения к алкоголю теряют семью, разрушают межличностные отношения, теряют место работы, отдавая предпочтение только кругу лиц, таких же зависимых от алкоголя [19, с. 69].
Злоупотребление алкоголем в совокупности с измененным состоянием сознания, которое сопровождается снижением социальной адаптации и патохарактерологическими реакциями, образуют аддиктивное поведение. В своих работах Ц.П. Короленко под аддиктивным поведением понимает «форму деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности, путем изменения своего психического состояния, посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций» [20].
Ряд авторов согласны в том, что алкогольная зависимость – это путь преодоления негативных состояний посредством ухода от реальности. Так, А.В. Котляров утверждает, что «в качестве места для избегания человек выбирает искусственно измененное состояние сознания, которое является продуктом этого избегания или ухода от реальности. Целью зависимого поведения является поиск так называемой «идеальной» реальности, которая является по сути деструктивной, приводящей к разрушению здоровья и жизни индивида» [цит. по: 14, с. 12].
Зависимость представляет собой внутреннее состояние, при котором свободный путь поведения становится невозможным. Эта несвобода способствует изменению самооценки аддикта, искажает его восприятие окружающего мира, оказывает влияние на отношения с окружающими. Развитие аддиктивного поведения не происходит в один момент. Влечение к объекту зависимости, который изначально вызывает огромное удовольствие, интенсивное возбуждение, успокоение или сильнейшее переживание, с течением времени трансформируется в патологическую зависимость. Скорость этого процесса обусловлена индивидуальными особенностями личности аддикта.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЫХ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данного эмпирического исследования является выявление социально-психологических особенностей молодых лиц, страдающих алкоголизмом.
Исходя из цели работы, были намечены задачи:
– провести эмпирическое исследование социально-психологических особенностей молодых лиц, страдающих алкоголизмом, и здоровых лиц;
– провести статистический анализ социально-психологических особенностей молодых лиц, страдающих алкоголизмом, и здоровых лиц;
– сформулировать выводы и практические рекомендации по результатам исследования.
Объект исследования: личность молодых лиц, страдающих алкоголизмом.
Предмет исследования: социально-психологические особенности молодых лиц, страдающих алкоголизмом.
Гипотеза исследования: существуют различия в социально-психологических характеристиках и стилях межличностных отношений у лиц, страдающих алкоголизмом, и здоровых лиц.
Эмпирическая база исследования и выборка испытуемых: эмпирическое исследование проводилось на базе УЗ «Шкловская ЦРБ» кабинет нарколога. Всего в исследовании приняли участие 50 человек в возрасте 20-25 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 1) 25 лиц, страдающих алкоголизмом, 2) 25 здоровых лиц.
Методологические основы исследования.
В ходе исследования применялся диалектический метод научного познания, представляющий собой систему связанных между собой принципов и требований. В качестве общих методологических принципов выступают: принцип детерминизма, системности, объективности, развития, принцип взаимосвязи количественных и качественных характеристик, личностной принцип.
Частные психологические постулаты нескольких авторов, применяемые в исследовании:
– положение К. Роджерса и Р. Даймонда социально-психологическая адаптация – это интегральный конструкт личности, объединяющий такие характеристики индивида, как адаптивность, принятие себя и других, эмоциональный комфорт и внутренний контроль;
– классификация стилей межличностных отношений Т. Лири.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; психологическое тестирование; методы математической статистики: (критерий U-Манна-Уитни, критерий ранговой корреляции
rs-Спирмена). Полученные данные подвергались статистической обработке с помощью программы «STATISTICA v. 12.0»
Методики исследования:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда [18].
Цель: диагностика комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации.
Шкалы методики: 1) адаптивность; 2) дезадаптивность; 3) принятие себя; 4) непринятие себя; 5) принятие других; 6) непринятие других; 7) эмоциональный комфорт; 8) эмоциональный дискомфорт; 9) внутренний контроль; 10) внешний контроль; 11) доминирование; 12) ведомость; 13) эскапизм. Опросник включает 101 утверждение. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале (Приложение А).
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [35].
Методика позволяет выявить следующие стили межличностных отношений: авторитарный; эгоистичный; агрессивный; подозрительный; подчиняемый; зависимый; дружелюбный; альтруистический. Опросник включает 128 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или нет». Обработка данных осуществляется с помощью ключа. При обработке подсчитывается количество отношений каждого стиля (Приложение А).
Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программы «STATISTICA v. 12.0».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализирована проблема социально-психологических особенностей у лиц, страдающих алкоголизмом, в современной психологии. Употребление алкоголя молодежью рассматривается как массовое явление, связанное с традициями и модой, с одной стороны, и личностной предрасположенностью, с другой стороны. Алкоголизм в молодежной среде может возникать вследствие неумения молодых людей решать социальные проблемы, возрастных особенностей, неблагоприятной социализации. Социально-психологические особенности молодых людей могут выступать фактором приобщения к алкоголю. Некритичное восприятие стереотипов мышления и поведения, трудности социальной адаптации, экстернальность, личностная незрелость, негативизм, непринятие социальных норм, отсутствие жизненного опыта, неумение справляться с трудностями и стрессом могут выступать основой для формирования алкогольной зависимости молодёжи. Социально-психологическая реабилитация молодых лиц, страдающих алкоголизмом, имеет свои особенности, что связано со спецификой заболевания. Основными направлениями социально-реабилитационного процесса являются: социально-психологическая помощь и поддержка; выявление проблем путем диагностики и оказание помощи различного характера в решении проблем; консультирование по различным вопросам; социально-психологическая поддержка и работа с ближайшим окружением, психологическая коррекция семейных отношений; содействие в реализации потребностей и интересов, что предполагает оказание помощи в трудоустройстве, в организации досуга, в определении круга общения и др. В работе с этими лицами используются такие технологии, как: восстановление утраченных навыков, терапия средой, терапия занятостью, психологическая адаптация к новым условиям жизни.
Мной были изучены особенности социально-психологической адаптации молодых лиц, страдающих алкоголизмом. Социально-психологическими характеристиками молодых лиц, страдающих алкоголизмом, являются: высокая дезадаптивность, ярко выраженное непринятие других, ярко выраженный эмоциональный дискомфорт, экстернальность, стремление уходить от проблем.
1. Аксючиц, И.В. Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков / И.В. Аксючиц // Психологический журнал. – 2008. – № 4 (20) – С. 82-90.
2. Асеева, А.Д. Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения / А.Д. Асеева // Полиистемный сетевой электронный научный журнал Кубанского гос. аграрного университета. – 2014. – № 101. – С. 1-71.
3. Бабосова, Е.С. Влияние молодежной политики на устойчивость развития современного белорусского общества / Е.С. Бабосова // Социологический альманах. – 2011. – № 2. – С. 231–237.
4. Балашова, Е.О. Искажение ценностных ориентаций как фактор риска употребления подростками психоактивных веществ / Е.О. Балашова, Д.С. Ошевский // Психологи и право. – 2012. – № 2. – С. 1-4.
5. Банникова, Д.Я. Мотивация употребления психоактивных веществ учащимися профессионального лицея / Д.Я. Банникова // Вестник Псковского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 98-105.
6. Барановский, Н.А. Проблема пьянства и алкоголизма в социологическом измерении / Н.А. Барановский, С.И. Осипчик, Е.В. Пилипенко // Социологический альманах: сб. науч. тр. / Ин-т социологии НАН Беларуси. – Минск, 2016. – Вып. 7. – С. 84–92.
7. Борок, Н.Г. Личностные особенности больных алкоголизмом второй стадии / Н.Г. Борок // Science for Education Today. – 2016. – № 3. – С. 40-48.
8. Бояркина, С.И. Качество жизни и социальная реабилитация онкологических больных: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / С.И. Бояркина. – Санкт-Петербург, 2004. – 20 с.
9. В Беларуси снизилось число тяжких преступлений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/02/12/v-belarusi-snizilos-chislo-tiazhkih-prestuplenij.html.
10. Волкова, О.В. Социальная реабилитация как направление социальной работы / О.В. Волкова // Гадеамус. – 2006. – № 2. – С. 171-176.
11. Галузинский, А.А. Личность наркомана, психофизиологические аспекты формирования наркотической зависимости / А.А. Галузинский // Проблемы в российском законодательстве. – 2011. – № 6. – С. 192-195.
12. Герш, Б.Г. Социально-психологические аспекты аддиктивного поведения / Б.Г. Герш // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1. – С. 161–165.
13. Гречаный, С.В. Мотивы употребления психоактивных веществ и их связь с клинико-психологическими характеристиками (обзор литературы) // Научно-медицинский вестник центрального Черноземья / С.В. Гречаный. – 2015. – № 59. – С. 28-35.
14. Грузкова, С.Ю. Индивидуально личностные особенности алкоголиков и наркоманов в социальном контексте / С.Ю. Грузкова // Казанский педагогический журнал. – 2011. - № 2. – С. 11-18.
15. Гурылева, Л.А. Индивидуально-психологические особенности личности как фактор возникновения алкогольной зависимости / Л.А. Гурылева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 1-7.
16. Гусев, Н.Н. Молодежь как особая социально-демографическая общность и ее стратификационные показатели в современном российском обществе / Н.Н. Гусев, М.В. Огнева // Современная наука. – 2015. – № 2. – С. 101-104.
17. Дементьева, С.С. Проблема алкоголизма в молодежной среде / С.С. Дементьева, Т.Г. Целуйкина // Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе. – Оренбург, 2020. – С. 156-159.
18. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 193–197.
19. Дубков, Д.М. Проблема алкогольной зависимости в молодежной среде / Д.М. Дубков // Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе. – Курск, 2019. – С. 67-70.
20. Егоров, А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в молодежной среде: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medline.ru/public/art/tom2/art51.phtml.
21. Ерышев, О.Ф. Алкогольная зависимость: формирование, течение, противорецидивная терапия / О.Ф. Ерышев, Т.Г. Рыбакова, П.Д. Шабанов. – СПб.: Изд-во «ЭЛБИ-СПб», 2002. – 192 с.
22. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В. В. Чишихина. – М.: Академия, 2005. – 365 с.
23. Индин, А.С. Агрессивное поведение у больных алкоголизмом с коморбидными расстройствами личности (факторы риска, клиника, терапия, профилактика): автореф. дис. канд. пед. наук / А.С. Индин. – М., 2009. – 26 с.
24. Исаева, Е.Ю. Основные направления деятельности по социальной реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью / Е.Ю. Исаева // Научный альманах. – 2020. – № 1. – С. 131-139.
25. Караяни, Ю.М. Социально-психологическая реабилитация как самостоятельное направление в комплексной реабилитации инвалидов боевых действий / Ю М. Караяни // Вестник Российского нового университета. – 2015. – № 4. – С. 11-15.
26. Кибальченко, И.А. Отношение к употреблению ПАВ студентов, проживающих в разных бытовых условиях / И.А. Кибальченко, В.В. Подберезный, О.А. Беляева // Успехи современной науки. – 2017. – № 2. – С. 83–86.
27. Кода, Е.А. Алкоголизм в молодежной среде / Е.А. Кода // Труды молодых ученых Алтайского гос. университета. – 2020. – № 17. – С. 188-191.
28. Копытов, А.В. Мотивы употребления алкоголя подростками и молодыми людьми с проблемами алкогольной зависимости / А.В. Копытков // Вестник Витебского гос. мед. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 105-110.
29. Кубекова, А.С. Особенности социально-психологической адаптивности личности в зависимости от ее отношения к алкоголю / А.С. Кубекова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 2. – С. 11-14.
30. Курышева, О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы / О.В. Курышева // Logos et Praxis. – 2014. – № 1. – С. 67-75.
31. Лисовский, В.Т. Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб.: Питер, 2002. – 460 с.
32. Личко, А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский. – Л.: Медицина, 1991. – 304 с.
33. Лукьянцева, И.С. Личностная незрелость как фактор риска формирования аддиктивного поведения / И.С. Лукьянцева // Стратегические направления охраны и укрепления общественного психического здоровья: материалы VII Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии. – Тюмень: РИЦ «Айвекс», 2018. – С. 126-127.
34. Макушина, О.П. Некоторые аспекты неосознаваемой мотивации химической аддикции / О.П. Макушина // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы научно–практической конференции. – М.: МГППУ, 2011. – С. 138–143.
35. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/634-diagnostika-mezhlichnostnykh-otnoshenij-test-dmo-metodika-t-liri.
36. Мухаметзянова, Г.В. Психические особенности больных алкоголизмом и наркоманией / Г.В. Мухаметзянова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2009. – № 2. – С. 100-115.
37. Немых, Л.С. Реабилитация больных в современных условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cscb.su/n/020201/020201004.htm.
38. Павленко, С.А. Социальная реабилитация наркоманов и алкоголиков / С.А. Павленко // Центральный научный вестник. – 2016. – № 15. – С. 24-27.
39. Паршина, В.В. Социальные проблемы молодежи: структура, типология, особенности / В.В. Паршина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. –№ 10. – С. 110-114.
40. Пилипенко, Е. В. Социальная профилактика потребления спиртных напитков среди обучающейся молодёжи: автореф. дис. канд. социол. наук / Е.В. Пилипенко. – Минск, 2019. – 26 с.
41. Пилипенко, Е. В. Социальные факторы потребления спиртных напитков в молодежной среде / Е. В. Пилипенко // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. гуманітар. навук. – 2013. – № 4. – С. 22–26.
42. Пятницкая И.Н. Общая и частная наркология. Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2008. – 640 с.
43. Редянова, Н.В. Психологическая зависимость от психоактивных веществ / Н.В. Редянова // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. – 2016. – № 6. – С. 81-85.
44. Руженков, В.А. Аддиктивное поведение студенческой молодежи: систематика, распространенность, клиника и профилактика / В.А. Руженков // Актуальные проблемы медицины. – 2015. – № 2. – С. 11-23.
45. Середина, Н.В. Психологические особенности зависимого поведения / Н.В. Середина // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. - № 3. – С. 28-31.
46. Сидоров, П.И. Ранний алкоголизм / П.И. Сидоров, А.В. Митюхляев. – Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. – 306 с.
47. Спирина, М.Л. Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде / М.Н. Спирина, М.Н. Егизарьянц // Проблемы современного пед. образования. – 2017. – № 54. – С. 239-245.
48. Старшенбаум, Г.В Аддиктология: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Г.В. Старшенбаум. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.
49. Табачников, С.И. Аддиктивное поведение в форме зависимости от психоактивных веществ в подростковом возрасте / С.И. Табачников // Психическое здоровье - фактор социальной стабильности и гармоничного развития общества: материалы Пятого Национального конгресса по социальной и клинической психиатрии. – Москва, 2013. – С. 15-19.
50. Титаренко, Л.Г. Модернизационный потенциал студенческой молодежи Беларуси: опыт эмпирического исследования / Л.Г. Титаренко // Петербургская социология сегодня. – 2017. – № 2. – С. 7-27.
51. Уварова, О.А Социальная реабилитация как проблема в социальной работе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //sibac.info.
52. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики / М. В. Фирсов. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
53. Фурманов, И.А. Профилактика нарушений поведения в учреждения образования / И.А. Фурманов, А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Минск: РИВШ, 2011. – 207 с.
54. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – М.: Дашков, 2004. – 340 с.
55. Чупров, В.И. Социология молодежи / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 336 с.
56. Шайхелисламова, М.В. Профилактика алкоголизма и наркомании в школьном возрасте / М.В. Шайхелисламова. – Казань: Отечество, 2012. – 207 с
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Описание методик исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты