Глава 1 Теоретические аспекты совершенствования культуры досуга младших школьников в рамках воспитательного пространства шестого дня
1.1 Понятие культуры досуга
1.2 Особенности проведения досуга в воспитательном пространстве шестого школьного дня
1.3 Методы и приемы совершенствования культуры досуга младших школьников в воспитательном пространстве шестого школьного дня
Выводы по первой главе
Список литературы
Глава 1 Теоретические аспекты совершенствования культуры досуга младших школьников в рамках воспитательного пространства шестого дня
1.1 Понятие культуры досуга
Приступая к изучению проблемы формирования культуры досуга, необходимо отметить особую сложность задачи, обусловленную междисциплинарным характером и многоаспектностью основных понятий исследования. Несмотря на более чем столетнее использование понятий «культура» и «досуг» в научном обиходе, их значение до сих пор характеризуется крайней неоднозначностью и противоречивостью в употреблении [2, с.269].
Это обусловлено рядом факторов, важнейшим из которых является объем рассматриваемых понятий, охватывающий практически бесконечный спектр предметов и явлений. Так, например, понятие «культура», по мнению многих авторов, охватывает абсолютно все, что произведено человеком, фактически низводя этот термин до уровня таких категорий, как человеческая цивилизация, окружающая среда и т. д., содержание которых не поддается никакому описанию. В то же время понимание досуга как свободного времени человека, то есть важной области его жизнедеятельности, не позволяет составить даже приблизительный перечень видов деятельности, заложенных в этом понятии, учитывая, что в этот период можно заниматься практически любой деятельностью [3, с.99].
Однако, помимо многоаспектности рассматриваемых понятий, сложность их использования в научных текстах обусловлена также отраслевой спецификой различных областей научного знания, изучающих культуру и досуг под разными углами зрения. Поэтому вполне логично и естественно, что интерпретация рассматриваемых понятий, данная, например, в контексте философии, может оказаться недостаточной для исследователя-социолога, искусствоведа и т.д., не являющегося ученым.
Педагогическое видение культуры и досуга также имеет свою специфику, связанную с поиском перспектив развития личности на основе содержания рассматриваемых понятий, их использованием в целях совершенствования образовательного процесса. Следовательно, грубое заимствование и экстраполяция некоторыми исследователями образования трактовок понятий «культура» и «досуг», представленных в других науках, можно считать существенной методологической ошибкой, приводящей к неэффективности последующей научной работы этих авторов [6, с.34].
Наконец, еще одним важным фактором, определяющим семантический плюрализм рассматриваемых понятий, является крайняя свобода и противоречивость трактовок всех терминов отечественными учеными за последние три десятилетия. Тот факт, что многие современные авторы плохо изучили, а иногда и просто проигнорировали весь предшествующий опыт развития изучаемых понятий, часто приводит к появлению эксцентричных трактовок, не соответствующих сути изучаемых явлений. Значительная перегруженность современной российской научной литературы подобным материалом приводит к существенной путанице понятий и замене их другими, что только мешает эффективности исследовательской работы.
Таким образом, сложность основных терминов исследования, обусловленная вышеперечисленными факторами, делает необходимым тщательный анализ рассматриваемых понятий на основе отбора и изучения адекватных интерпретаций. Что касается понятия «культура», то следует отметить, что оно является одной из наиболее широко используемых категорий в философии, культурологии, психологии, социологии и педагогике [1, с.88].
На универсальном уровне культура рассматривается в самом широком смысле, и в общем смысле этот термин описывает все историческое наследие человека как активный субъект преобразовательной деятельности.
В общем смысле этот термин характеризует все историческое наследие человека как активный субъект преобразовательной деятельности. Исходя из этой концепции культуры, различают ее основные виды: материальную, духовную, физическую, информационную и т.д., которая рассматривается как совокупность результатов человеческой деятельности в соответствующей области, т.е. наследие. На том же основании строится и другое деление культуры на отрасли научного знания: например, виды политической, правовой, экологической культуры и т. д., которые также представляют собой совокупность человеческого опыта в различных областях науки.
Современное общество сформулировало определенные стандарты интеграции общечеловеческой культуры, основным механизмом усвоения которой является образовательный процесс. Именно в процессе образования отдельные элементы общечеловеческого опыта, представленные в наиболее удобной для усвоения форме знаний, умений, ценностей и личностных качеств, становятся частью индивидуальной культуры обучающегося. Однако для системы образования характерна крайняя избирательность включенного в ее содержание универсального опыта, когда учитываются только действительно значимые и социально одобряемые достижения [8, с.59].
[...]
1. Абрамов, В.В. Трудовое воспитание учащихся – одно из важных дел идеологических направлений в работе школы / В.В. Абрамов // Трудовое воспитания школьников: теория и практика: Педагогические чтения, посвященные памяти профессора И.Д. Чернышенко,28 сентября 2004 г. / Отв. ред. Н.А. Ракова, Н. К. Зинькова. Витебск: Изд-во УО «ВГУ им П.М. Машерова», 2004. – 287 с.
2. Батуева, Б. Б. Свободное время и культура досуга: теоретический аспект // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 14. – С. 268-271.
3. Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. директоров шк. по воспитательной работе, кл. рук.., педагогов / Г.Ф.Бедулина. – Минск: НИО, 2007. – 158 с.
4. Винокурова, Н.В.Увлекательный день суббота // Веснік адукацыі. — 2007.– № 11. –– С.43-47
5. Войтова, Ю. К. Разноуровневый подход к организации внеурочной работы в школе/ Ю. К. Войтова // Пазашкольнае выхаванне. – 2011. – № 5. – С. 19 – 21
6. Гилько Е. Заботы для субботы / Е. Гилько // Минская школа сегодня. – 2015. – № 9. – С. 34 – 41
7. Головачева, Е.А.Техническое творчество в шестой школьный день //Пазашкольнае выхаванне. — 2004.-№12. – С.34-36
8. Дорошко, О. М. Методологическое значение категории «культура» в педагогике // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 6 (134). – С. 59-63.
9. Емельянчик, Л.В.Шестой школьный день: каждый должен найти себе занятие по душе // Веснік адукацыі. — 2005.-№4.-С.34-36
10. Емельянчик, А. В. Культурно-досуговая деятельность в системе воспитательной работы учреждений образования в шестой школьный день / А. В. Емельянчик // Праблемы выхавання. – 2010. – № 6.– С. 40 - 45.
11. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с молодежью: методика подготовки и проведении: учебно-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 258 с.
12. Кабкова, Л. В. Управление процессом воспитания школьников: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, методистов, педагогов / Л. В. Кабкова. – Минск: НИО, 2007. – 208 с.
13. Кадол, Ф. В. Методы, формы и средства воспитания на современном этапе: научные и практические аспекты /Ф. В. Кадол // Народная асвета, – 2011. – № 10.– С. 3 - 8
14. Квасова, Т.А., Сергеева, Т.Н. Организация работы школьного библиотекаря в шестой день учебной недели // Веснік адукацыі. — 2006. – №11. - С. 22-29
15. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243.
16. Козловская, Л. И. Культурно-досуговая программа в работе с подростками / Л. И. Козловская // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – № 6. – С. 31 - 35
17. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 8/15613 // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2007. - №2. – С.9-40
18. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – Мн.: Национальный институт образования. – 2010. – 236 с.
19. Краснокутская, О. Е. Моделирование культурно-образовательного пространства школы в шестой школьный день / О. Е. Краснокутская // Веснік адукацыі. – 2011. – № 1. – С. 25 - 28
20. Крестьянов, В. П. Педагогика досуга: учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры. – Орел: ОГУ, 2010. – 156 с.
21. Михеева, Г. В. Организация шестого школьного дня / Г. В. Михеева // Адукацыя і выхаванне. – 2010. – № 4.– С. 47 - 49
22. Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О. Н. Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. – 258 с.
23. Петрович, Л. В. Организация воспитательной работы в шестой школьный день / Л. В. Петрович // Веснік адукацыі. – 2010. – № 12. – С. 66 – 68
24. Рыжененкова, А. К. Резервы шестого дня: педагогика сотрудничества семьи и школы / А. К. Рыжененкова // Народная асвета. – 2012. – № 1. – С. 92 – 94
25. Сазанова, С. М. Культурно-досуговая деятельность школьников: методические аспекты / С. М. Сазанова // Адукацыя і выхаванне. – 2010. – № 4. – С.21 - 35
26. Старикова, В.С.Шестой день учебной недели в учреждениях внешкольного воспитания и обучения // Пазашкольнае выхаванне. — 2004.-№ 10.-С.48-51
27. Соколов, Э. В. Свободное время и культура досуга / Э. Соколов. – Ленинград: Лениздат, 2017. – 278 с.
28. Стецкая, Н.А. Взаимодействие школы и семьи по организации свободного времени учащихся в шестой школьный день // Столичное образование.- 2003. - №11. – С.16-18
29. Широгорова, И. Маленькими шагами к большой цели / И. .Широгорова // Минская школа сегодня. – 2015 – №7 – С..38 – 41
30. Яворская С.А. Субботние проекты создают особый климат сотрудничества / С. А. Яворская // Народная асвета. – 2014. – №11. – С.61 - 63