Развитие ориентировки в пространстве детей младшего школьного возраста средствами дидактической игры
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие ориентировки в пространстве детей младшего школьного возраста средствами дидактической игры»
по дисциплине: «Интегрированное обучение»
2017
251.00 BYN
Развитие ориентировки в пространстве детей младшего школьного возраста средствами дидактической игры
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Интегрированное обучение
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ Физкультминутки, способствующие формированию схемы собственного тела и соматогнозиса.
Поделиться
Введение
1 Особенности ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения с использованием дидактической игры
1.1. Теоретические основы ориентировки в пространстве
1.2 Этапы развития ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
1.3 Методы развития ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
2 Условия развития ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения посредством дидактической игры
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов исследования ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
2.3 Практические рекомендации по развитию пространственной ориентировки младших школьников нарушениями зрения на коррекционных занятиях посредством дидактической игры
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Актуальность исследования. Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки. Для детей с нарушениями зрения характерны недостатки развития движения и малая двигательная активность: у них, по сравнению с хорошо видящими сверстниками, намного хуже развиты пространственные представления, возможности микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов и их частей. Актуальность данной проблемы заключается в том, что самостоятельное передвижение является основой социальной самостоятельности для детей с нарушениями зрения. Потеря независимости при передвижении – самая большая потеря из всех потерь незрячего ребенка. Именно через потерю самостоятельности при передвижении незрячие дети начинают чувствовать свой дефект.
На современном этапе слепота теряет свои позиции перед широким перечнем знаний, умений и навыков. Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и анализ материалов специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений также доступны познавательным возможностям детей с нарушениями зрения. Для реализации этих возможностей требуется специальное обучение детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, осязания, обоняния и т.д.). Только в таком случае возможно создание у детей с нарушениями зрения целостного, обобщенного образа освоения пространства. Данное обучение и в целом адаптация к окружающему миру должна проходить на раннем этапе развития. Чем раньше ребенок сможет овладеть методами пространственной ориентации, тем легче ему будет обучаться дальнейшим навыкам.
Цель дипломной работы – раскрыть аспекты развития умений ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования – умения ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования – развитие умений ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
1 Особенности ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения с использованием дидактической игры
1.1. Теоретические основы ориентировки в пространстве
Ориентировка относится к сфере восприятий, представляя собой один из аспектов отражения действительности в сознании человека. Физиологические механизмы ориентировки, как показали исследования последних десятилетий, обеспечиваются сложными специализированными нейронными системами. Зрительная ориентировка связана с двумя нейронными системами обработки информации: «Что» и «Где». Система «Что» опознает объект. Сигналы этой системы начинаются в ганглиозных клетках сетчатки типа Х и затем через ряд подкорковых образований достигают нейронов нижневисочной коры. В последней, при участии гностических единиц (вершина пирамиды, построенной из нейронов-детекторов), происходит интеграция признаков объекта, отдельно обрабатываемых в разных зонах зрительной коры. Система «Где» определяет локализацию объекта во внешнем зрительном поле. Сигналы в этой системе возникают в ганглиозных клетках сетчатки типа Y, затем через другие подкорковые образования достигают нейронов париетальной коры. В ней сходятся два пути: сигналы от ретинотопической проекции и от детекторов положения глаз — это создает экран внешнего зрительного поля. Интеграция этих сигналов в париетальной коре формируется в онтогенезе. В клинике отмечено, что больные с поражением париетальной коры теряют пространственное зрение [1, c. 85-86].
Пространственная ориентировка представляет собой сложное образование, которое основывается на взаимодействии различных анализаторов и включается в систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства. Микроориентировка – это ориентировка на плоскости стола, на листе бумаги, на своём теле и т.д. характерным критерием её является то, что ребёнок находится в некотором постоянном положении (сидя, стоя) и, существенно не меняя его, может взаимодействовать (движение рукой, ногой) с любым объектом или местом в микропространстве. Такими действиями могут быть: умывание, одевание, уборка на столе, рисование и т.д. [1, с. 87].
Пространственная ориентировка характеризует местоположение человека, отражая трехмерность пространства на основе выбранной системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет окружения. Ориентировка тесно связана с мобильностью, движениями
2 Условия развития ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения посредством дидактической игры
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
В рамках научно-исследовательской деятельности и с целью изучения особенностей развития ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения было проведено эмпирическое исследование. Цель эмпирического исследования – выявить уровень развития пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- организовать изучение особенностей пространственной ориентировки младших школьников с нарушениями зрения;
- отразить результаты исследования;
- теоретически обосновать средства работы, которые необходимо использовать для развития ориентирования в пространстве младших школьников с нарушениями зрения.
Для реализации задач исследования использовались следующие методы:
- анализ научно–педагогической, психологической и специальной методической литературы;
- наблюдения;
- дидактические игры и упражнения;
- анализ продуктивной деятельности детей.
Исследование проводилось на базе Государственного учреждения образования «Школа-сад №27 г. Гомеля для детей с нарушениями зрения».
В исследовании приняли участие 6 детей с нарушениями зрения с диагнозом амблиопия и косоглазие. Контрольную группу составили 6 младших школьников с нормальным зрением.
Оценка уровней сформированности процессов пространственной ориентировки у детей осуществлялась по методике кандидата педагогических наук Н.Г. Минаевой [12].
Выполнение заданий не требовало больших временных затрат, они относительно просты и стандартны. Унифицированы способы оценки и обработки полученных с их помощью данных, что позволяет применять количественные критерии анализа. Предлагаемая методика дает возможность выявить индивидуальные и возрастные характеристики важных компонентов ориентировки детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.
Заключение
Зрение играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, двигательная сфера), поскольку движения развиваются под зрительным контролем. Зрительно-пространственные представления имеют особо важное значение для ребенка и в процессе его обучения в школе, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентацией в географической карте и т.п. предполагает определенный уровень развития зрительно-пространственных представлений.
Таким образом, недостатки в ориентирования в пространстве у детей с нарушениями зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Неумение ориентироваться в пространстве ведет к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с нарушением зрения обучаться, общаться с друзьями и с внешним миром. Процессы ориентировки в пространстве и мобильности развиваются и формируются у детей с нарушениями зрения, начиная с раннего возраста, и опираются на каждом возрастном этапе на сформировавшуюся к этому времени психологическую систему, образующуюся в результате установления межфункциональных, межанализаторных, а также внутрианализаторных связей.
Проанализировав особенности пространственного восприятия детей с нарушением зрения, можно сделать вывод, что обучение ориентировке и мобильности в специальной школе проходит более эффективно в условиях осуществления комплексного подхода, предполагающего скоординированную работу в этом направлении учителей, воспитателей, родителей. При этом становится возможным преодолеть стихийность и последовательность освоения пространства незрячими детьми, раскрыть их потенциальные возможности и способности. Решающим фактором в деле обучения и воспитания детей с нарушением зрения должен быть педагог, который способен показать сущность воспринимаемого, заставить ребенка находить свое место в общей системе общества. Тем самым воспринимаемое и переживаемое явление будет проанализировано самим ребенком, может стать его достоянием. Вследствие этого будет складываться его личностная позиция, которая обеспечит ребенку свободу оперирования конкретными образами внешнего мира.
Современные условия жизни в цивилизованном обществе требуют пересмотра методов и средств обучения детей с нарушением зрения, условий их жизни и деятельности в школе и в свободное время. Значительное место должны занять медико-психолого-педагогические исследования,
1 Акшонина, А.Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития / А.Я. Акшонина. - М.: Логос, 2008. – 289 с.
2 Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. – 5–е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2010. – 288 с.
3 Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И.Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2005. – 418 с.
4 Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский. Москва: Изд-во МГУ, 2009. – 258 с.
5 Денискина, В.З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III – IY вида / В.З. Денискина. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2007. – 159 с.
6 Дружинина, Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения / Л.А. Дружинина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/499652/. – Дата доступа: 12.04.2017.
7 Евмененко, Е.В. Психология лиц с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие / Е.В. Евмененко. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 220 с.
8 Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 240 с.
9 Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – Москва: ВЛАДОС, 2012. – 452 с.
10 Запорожец, А.В. Восприятие и действие./ А.В. Запорожец. - Москва: Просвещение, 2011.- 561 с
11 Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения./ М.И. Земцова. – Москва: Просвещение, 2008. – 345 с.
12 Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы / В.И. Ковалько. - М.: «Вако», 2004.
13 Литвак, А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика / А.Г. Литвак // Дефектология. – 2011. - № 6. - С. 12–21.
14 Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Литвак. – СПб.: КАРО, 2006. – 336 с.
15 Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих / Д.М. Маллаев. – М.: Советский спорт, 2002. – 298 с.
16 Нагаева, Т.И. Развитие пространственной ориентировки у старших дошкольников с нарушением зрения. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. – 298 с.
17 Организация психолого-педагогической деятельности в начальной школе / сост. Л.И.Кононенко, Н.В.Геверц. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 374 с.
18 Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина. – Санкт -Петербург , 2013. – 368 с.
19 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: «Экзамен», 2003. – 256 с.
20 Семаго, Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Н.Я. Семаго // Дефектология. – 2000. - №1. – С.45-48.
21 Солнцева, Л.И. Снижение результативности умственной деятельности и школьного обучения среди детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева // Дефектология. – 2000. - №1. – С.12-15.
22 Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства. / Л.И. Солнцева. – Москва: Полиграф сервис, 2010. - 250 с.
23 Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики / Б.К. Тупоногов. – М.: АПК и ПРО, 2001.- 245 с.
24 Физкультминутки. Вып. 2 / авт.-сост. С.А.Левина, С.И.Тукачева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 297 с.
25 Хазанова, Е. Радость совместной работы. Из опыта обучения рисованию слабовидящих дошкольников / Е. Хазанова // Искусство в школе. – 2006. – №2. – С.24-26.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ Физкультминутки, способствующие формированию схемы собственного тела и соматогнозиса.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты