Стратегия поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения Диплом
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Стратегия поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения»
по дисциплине: «Общая психология»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Стратегия поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Общая психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные эмпирические данные
ПРИЛОЖЕНИЕ В Социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликте подростков с виктимным поведением
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирические данные повторного исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистические расчеты
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения стратегий поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения
1.1 Стратегии поведения в конфликте
1.2 Виктимное поведение в подростковом возрасте
1.3 Стратегии поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения
Глава 2 Эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения
2.1 Организация, задачи и методы исследования
2.2 Половые различия в склонности к виктимному поведению и типах виктимного поведения у подростков
2.3 Половые различия в стратегиях поведения в конфликтной ситуации и формах агрессивных реакций у подростков
2.4 Стратегии поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения
2.5 Оценка эффективности социально-психологического тренинга, направленного на формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликте подростков с виктимным поведением
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в нашем обществе интенсивные социально‐экономические и нравственные преобразования, нестабильность социальных условий жизни, смена ценностей и приоритетов современного человека влекут за собой осмысление проблемы существующих и возникающих предпосылок виктимного и конфликтного поведения подрастающего поколения.
Самым уязвимым возрастом, когда дети попадают в разные трудные жизненные ситуации, является подростковый возраст. Наряду с отсутствием значительного жизненного опыта, подростки являются некомпетентными в вопросах причин и последствий преступлений, часто пренебрегают предупреждениями, плохо разбираются в людях. Современные подростки характеризуются эмоциональной незрелостью, недостаточным самоконтролем, повышенной внушаемостью, желанием самоутвердиться. Подростковая неосторожность, неосмотрительность, склонность к рискованному поведению повышают риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации.
В последние годы проблеме виктимного поведения уделяют повышенное внимание специалисты общеобразовательных учреждений. Этот факт объясняется многочисленными проявлениями конфликтного, агрессивного, рискованного, суицидального поведения школьников, что вызывает тревогу у педагогов, психологов, родителей учащихся подросткового возраста. Именно в этот период школьник наиболее остро нуждается в профилактике виктимного и конфликтного поведения.
Проблема изучения виктимного поведения освещена в работах таких ученых и исследователей как О.О. Андронникова, М.С. Голубь, М.П. Долговых, С.Р. Искандров, О.А. Клачкова, А.А. Козина и Е.В. Филиппова, И.В. Кочеткова, М.А. Одинцова, А.О. Пеек, Л.В. Сарафанова, И.А. Фурманов, В.В. Шаламов и М.А. Долгов и др.
Различные подходы к психологическому пониманию виктимности представлены в работах О.О. Андронниковой, Д.В. Ривмана, Р.А. Субботиной, Е.С. Фоминых и др. Вопросами разработки мер и выявления условий профилактики виктимного поведения занимались А.С. Базова, И.Л. Емельянов, Н.А. Левина и М.Г. Дубовицкая, А.А. Реан, В.А. Туляков, Е.С. Фоминых и др.
Проблему поведения подростков в конфликтной ситуации изучали такие исследователи как Т.С. Смирнова, А.А. Ручкина, С.И. Огородник, Л.В. Лященок, Н.А. Рождественская, А.М. Мамонова, Е.Ю. Волкова и др.
Однако, проблема изучения стратегий поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения остается недостаточно освещенной.
Вместе с тем, открытым остается вопрос о том, каковы эффективные пути коррекции виктимного и конфликтного поведения подростков. Ученые и исследователи ведут поиск методов и способов снижения виктимности учащихся подросткового возраста. Одним из путей коррекции виктимного и конфликтного поведения подростков является формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликте. Эти навыки позволяют устанавливать благоприятные отношения с другими людьми, что снижает проявления деструктивного поведения в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучить стратегии поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретико-методологические основания изучения стратегий поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения.
2. Установить половые различия в склонности к виктимному поведению и типах виктимного поведения у подростков.
3. Изучить половые различия в стратегиях поведения в конфликтной ситуации и в формах агрессивных реакций у подростков.
4. Осуществить сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения.
5. Разработать социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликте подростков с виктимным поведением и оценить его эффективность.
Объект исследования: стратегии поведения в конфликте.
Предмет исследования: стратегии поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения.
Гипотезы исследования:
1. Существуют половые различия в склонности к виктимному поведению и типах виктимного поведения у подростков.
2. Существуют половые различия в стратегиях поведения в конфликтной ситуации и в формах агрессивных реакций у подростков.
3. Для подростков с высокой ролевой виктимностью характерна стратегия поведения в конфликте – избегание и косвенная агрессия, а с высокой социальной виктимностью – соперничество и раздражение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Стратегии поведения в конфликте
Конфликт рассматривается в работах А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [5, с. 27].
По мнению Н.В. Гришиной, конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами [17, с. 63]. Поведение индивида в конфликтной ситуации, которое направлено на утверждение своих интересов и ограничение интересов другой стороны, обусловленное образом конфликтной ситуации, принято обозначать конфликтным поведением.
Внешним проявлением конфликтного поведения являются его стратегии, состоящие в выборе и воплощении в жизнь конкретных тактик межличностного взаимодействия. Стратегия поведения в конфликте представляет собой основную линию поведения оппонента во время разрешения конфликта.
Широкое распространение в современной конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны [30, с. 164]. Согласно К. Томасу и Р. Киллмену, выделяются 5 стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии:
– соперничество, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим;
– приспособление, означающее готовность уступить, пренебрегая собственными интересами;
– компромисс, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон;
– избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
– сотрудничество, направлено на поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон [30, с. 162].
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?, «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения. Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса – Киллмена оценка интересов соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. На основе рассматриваемой модели уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: содержания предмета конфликта; ценности межличностных отношений; индивидуально-психологических особенностей личности [30, с. 163].
Рассмотрим стратегии поведения в конфликте более подробно. Соперничество предполагает максимальный учет своих интересов, чужие оцениваются как незначимые, низкие. Стратегия характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы в ущерб интересам других, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: власти, принуждения, других средств давления на оппонентов. Ценность межличностных отношений незначима. В отношениях с близкими людьми стиль соперничества порождает отчуждение и часто приводит к разъединению оппонентов. Согласно Н.В. Гришиной, достоинством этой стратегии является выявление наиболее динамичного участника. К недостаткам соперничества относятся проигрыш одной или нескольких сторон конфликта, высокий уровень напряжения и возможный разрыв взаимоотношений [17, с. 40].
Избегание отличается стремлением уйти от конфликта. Низкая ориентация на личные интересы и интересы соперника является взаимной. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Избегание полезно в тех случаях, когда нет времени или возможности разрешить конфликт немедленно Достоинством избегания считается сохранение отношений с оппонентом. К недостаткам стратегии относятся отказ от удовлетворения собственных интересов и потребностей, конфликт при применении данной стратегии не разрешается.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Организация, задачи и методы исследования
С целью проведения сравнительного анализа стратегий поведения в конфликте у подростков с различным типом виктимного поведения нами было проведено эмпирическое исследование на базе учреждения «Средняя школа № 32 г. Могилева». В исследовании приняли участие 107 учащихся 7-8-х классов, из них 57 мальчиков и 50 девочек. Возраст испытуемых – 13-14 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Диагностика склонности к виктимному поведению и типов виктимности у подростков.
Диагностика склонности к виктимному поведению у подростков осуществлялась с помощью методики «Диагностика склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой. Данная методика направлена на выявление склонности к реализации различных форм виктимного поведения. С помощью методики можно определить следующие формы виктимного поведения: 1) шкала социальной желательности ответов; 2) склонность к агрессивному виктимному поведению; 3) склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; 4) склонность к гиперсоциальному поведению; 5) склонность к зависимому и беспомощному поведению; 6) склонность к некритичному поведению; 7) реализованная виктимность.
Испытуемым предлагалось оценить 86 утверждений, насколько верно каждое из них для него для измерения предрасположенности к реализации различных форм виктимного поведения. Обработка данных осуществлялась согласно ключу методики. Критерии оценки: 8-10 стен – высокие показатели, 4-7 стен – средние показатели, 1-3 стен – низкие показатели.
Диагностика типов виктимности у подростков осуществлялась с помощью опросника «Тип ролевой виктимности» М.А. Одинцовой и Н.П. Радчиковой. Данная методика направлена на выявление уровня ролевой и социальной виктимности.
Опросник включает 32 вопроса, на которые необходимо ответить «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «да» или «нет». Обработка ответов проводиться с помощью измерения шкал и распределения баллов по четырем уровням виктимности: низкий, средний, высокий, очень высокий, а также определения характера соотношения её составляющих: ролевая виктимность и социальная виктимностью. Критерии оценки: 8-10 стен – высокие показатели, 4-7 стен – средние показатели, 1-3 стен – низкие показатели.
2. Сравнительный анализ склонности к виктимному поведению и типов виктимного поведения у мальчиков и девочек подросткового возраста проводился с помощью критерия U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Данный критерий был выбран, потому что он является непараметрическом, позволяет сравнить показатели двух небольших выборок (до 60 наблюдений), является более мощным, чем критерий Розенбаума.
3. Диагностика стратегий поведения в конфликтных ситуациях и форм агрессивных реакций у подростков.
Диагностика стратегий поведения в конфликтных ситуациях осуществлялась с помощью методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Данная методика направлена на выявление личностной предрасположенности к конфликтному поведению, определение способов реагирования на конфликтные ситуации. С помощью методики можно выявить следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Опросник содержит 12 суждений, которые сгруппированы в 30 пар. За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип, набравший максимальное количество баллов.
4. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формах агрессивных реакций у мальчиков и девочек подросткового возраста проводился с помощью критерия U-Манна-Уитни, так как он позволяет оценить различия между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
Диагностика агрессивных реакций у подростков осуществлялась с помощью методики диагностики агрессивности А. Басса – А. Дарки. Данная методика направлена на выявление уровня агрессивности личности, а также форм агрессивных реакций. С помощью методики можно выявить следующие формы агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Опросник состоит из 75 утверждений. Испытуемому предлагается оценить утверждения согласием или несогласием. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический и эмпирический анализ по теме исследования показал, что стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, линия поведения в конфликте. Выбор стратегии поведения в конфликте осуществляется подростком с учетом своих интересов и интересов оппонента, обусловлен индивидуальными особенностями и социальными установками участников конфликта. Основными стратегиями поведения в конфликте являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление (К. Томас, Р. Киллмен).
Виктимное поведение подростка представляет собой совокупность свойств, обусловленных рядом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования, приводящих к ущербу для его физического или психического здоровья (О.О. Андронникова). Риск возникновения виктимного поведения связан с возрастными и психологическими особенностями подростков. Типами виктимного поведения являются ролевая и социальная виктимность (М.А. Одинцова).
Подростки с различным типом виктимного поведения выбирают разные стратегии поведения в конфликте. Подростки, склонные к активным формам виктимного поведения (агрессивному, саморазрушающему и гиперсоциальному) и обладающие социальной виктимностью, в конфликтной ситуации выбирают активные стратегии поведения – соперничество и сотрудничество. Подростки, склонные к пассивным формам виктимного поведения (зависимому, некритичному) и обладающие ролевой виктимностью, в конфликтной ситуации выбирают пассивные стратегии поведения – избегание и приспособление.
В результате исследования гипотеза исследования о том, что существуют половые различия в склонности к виктимному поведению и типах виктимного поведения у подростков, подтвердилась на уровне значимости (p≤0,05), а именно: мальчики более склонны к агрессивному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению, а также к социальной виктимности. Девочки более склонны к зависимому и к некритичному поведению, а также к ролевой виктимности.
Мальчики более склонны в конфликтной ситуации выбирать соперничество, проявлять физическую агрессию и негативизм. Девочки более склонны в конфликтной ситуации выбирать сотрудничество. Гипотеза исследования о том, что существуют половые различия в стратегиях поведения в конфликтной ситуации и в формах агрессивных реакций у подростков, подтвердилась на уровне значимости (p≤0,05).
Подростки с высокой ролевой виктимностью более склонны в конфликтной ситуации выбирать избегание и проявлять косвенную агрессию, а подростки с высокой социальной виктимностью – выбирать стратегию соперничества и проявлять раздражение. Гипотеза исследования о том, что для подростков с высокой ролевой виктимностью характерна стратегия поведения в конфликте – избегание и косвенная агрессия, а с высокой социальной виктимностью – соперничество и раздражение, подтвердилась на уровне значимости (р≤0,05).
На основании результатов исследования нами был разработан и апробирован социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликте у подростков с виктимным поведением. С целью оценки эффективности социально-психологического тренинга была проведена повторная диагностика стратегий поведения в конфликте в экспериментальной и контрольной группах. Гипотеза исследования о том, что социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликте подростков с виктимным поведением, является эффективным, подтвердилась на уровне значимости (р≤0,05), а именно: наблюдается положительная динамика в выборе стратегий поведения в конфликте у подростков экспериментальной группы. После участия в тренинге виктимные подростки стали чаще выбирать стратегию сотрудничества и реже – стратегию соперничества.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практическим психологом с учащимися подросткового возраста в диагностической и коррекционно-развивающей работе в рамках проблемы виктимного поведения. Разработанный нами социально-психологический тренинг может быть полезным психологу в целях формирования навыков конструктивного взаимодействия в конфликте у подростков с виктимным поведением.
1. Андронникова, О. О. Виктимное поведение подростков : факторы возникновения и профилактика : монография / О. О. Андронникова. – Новосибирск : НГИ, 2005. – 300 с.
2. Андронникова, О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / О. О. Андронникова. – Новосибирск : НГПУ, 2005. – 21 с.
3. Андронникова, О. О. Теоретический анализ основных современных теорий виктимизации, разработанных в рамках зарубежной науки / О. О. Андронникова // Вестник КГУ. – 2015. – № 4 (64). – С. 54-57.
4. Ануфриева, Т. К. Взаимосвязь виктимности и самооценки личности в подростковом возрасте / Т. К. Ануфриева, А. Ф. Ремеева // Взаимодействие науки и бизнеса : сборник материалов междунар. научно-практ. конференции. – М., 2016. – С. 5-7.
5. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2007. – 534 с.
6. Аракелян, К. Н. Внутрисемейные факторы виктимизации личности / К. Н. Аракелян, А. В. Шаболтас // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2015. – № 1, Т. 8. – С. 50–54.
7. Баева, И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении : практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. – СПб. : Речь, 2006. – 288 с.
8. Белов, В. Г. Психолого-юридические аспекты девиантной виктимности подростка / В. Г. Белов, Г. М. Бирюкова // Юридическая мысль. – 2010. – № 5. – С. 110-115.
9. Биктина, Н. Н. К проблеме виктимности личности подростка в современных исследованиях: сущность, виды и факторы возникновения и причины проявления / Н. Н. Биктина, А. Б. Баймешова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 542.
10. Бовть, О. Б. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения / О. Б. Бовть // Известия Саратовского университета. – 2015. – Вып. 3 (15). – С. 262-265.
11. Бовть, О. Б. Причины и пути превенции школьной виктимизации детей и подростков / О. Б. Бовть // Ученые записки Крымского инженерно-пед. ун-та. – 2017. – № 1. – С. 28-33.
12. Бумаженко, Н. И. Виктимология / Н. И. Бумаженко. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 115 с.
13. Вишневецкий, К. В. Виктимизация: факторы, условия, уровни / К. В. Вишневский // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 4. – С. 226–227.
14. Волкова, Е. Ю. Изучение стратегий поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек в подростковом возрасте / Е. Ю. Волкова // Материалы IX Международной студенческой научной конференции. – 2017. – № 1. – С. 11-15.
15. Гайдамакова, В. Ю. Особенности саморазрушающего и виктимного поведения подростков / В. Ю. Гайдамакова, С. В. Беляева // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика. – М., 2017. – С. 227-234.
16. Голубь, М. С. Интегрированный анализ основных подходов виктимности личности подростка / М. С. Голубь // Успехи современной науки. – 2017. – № 2. – С. 102-104.
17. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2001. – 504 с.
18. Гур, А. В. Стратегии поведения подростков в конфликтах / А. В. Гур // Аллея науки. – 2017. – № 16. – С. 210-213.
19. Долговых, М. П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / М. П. Долговых. – Тольятти, 2009. – 19 с.
20. Дубровина, О. В. Психологические предпосылки виктимной личности / О. В. Дубровина // Педагогическое образование и наука. – 2014. – № 3. – С. 124-126.
21. Емельянов, И. Л. Виктимность и виктимизация : понятие, виды, проблемы, профилактики / И. Л. Емельянов // Известия Алтайского гос. ун-а. – 2013. – № 2 (78). – С. 241-245.
22. Искандров, С. Р. Явление виктимности в подростковой среде / С. Р. Искандров // Молодость. Наука. Перспектива. – М., 2017. – С. 94-99.
23. Каткова, Е. Н. Потенциальная виктимность подростков 13-14 лет / Е. Н. Каткова, Е. М. Кабанова // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. – 2007. – № 1. – С. 166-174.
24. Клачкова, О. А. Виктимная личность как системное образование / О. А. Клачкова // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. – 2007. – № 1. – С. 58-67.
25. Клачкова, О. А. Структурная организация виктимной личности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / О. А. Клачкова. – Комсомольск-на-Амуре: АГПГУ, 2008. – 17 с.
26. Клейберг, Ю. А. Ювентильная виктимность девиантной личности / Ю. А. Клейберг // Общество и право. – 2004. – № 2 (4). – С. 102-107.
27. Козина, А. А. Связь виктимности и представления об отношениях с родителями в подростковом возрасте / А. А. Козина, Е. В. Филиппова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – № 2. – С. 117-118.
28. Кочеткова, И. В. Виктимность и виктимное поведение детей и подростков: причины и факторы формирования / И. В. Кочеткова // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации: материалы международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 89-95.
29. Левина, Н. А. Психологическая профилактика виктимного поведения подростков в условиях, содействующих развитию личностного потенциала / Н. А. Левина, М. Г. Дубовицкая // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 5. – С. 280-285.
30. Лобан, Н. А. Конфликт и конфликтное поведение / Н. А. Лобан. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
31. Лобанова, А. В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков / А. В. Лобанова, Л. С. Музыченко // Известия ТГУ. – 2012. – № 2. – С. 336-342.
32. Лукьяненко, Т. И. Исследование факторов виктимного поведения подростков и технология оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения / Т. И. Лукьяненко // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7-1. – С. 146–148.
33. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2006. – 1008 с.
34. Матанцева, Т. Н. Анализ факторов виктимного поведения подростков / Т. Н. Матанцева // Актуальные вопросы современной науки и образования : материалы междунар. научно-практ. конференции. – М., 2016. – С. 574-580.
35. Огородник, С. И. Особенности конфликтного поведения современных подростков / С. И. Огородник, Л. В. Лященок // Образование и воспитание. – 2016. – № 5. – С. 16-18.
36. Одинцова, М. А. Психологические особенности виктимной личности / М. А. Одинцова // Вопросы психологии. – 2012. – № 3. – С. 59-67.
37. Одинцова, М. А. Специфика проявления рентной установки в поведении человека / М. А. Одинцова // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 2. – С. 192–196.
38. Панина, Е. В. Специфика самосознания подростков разного пола и гендерной ориентации : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. В. Панина. – Ярославль, 2014. – 20 с.
39. Пеек, А. О. Особенности эмоциональной сферы виктимных подростков / А. О. Пеек // Гражданское общество: проблемы и перспективы. – М., 2017. – С. 102-106.
40. Реан, А. А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения / А. А. Реан // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1 (17). – С. 3-8.
41. Ривман, Д. В. Виктимология / Д. В. Ривман, В. С. Устинов. – СПб. : Питер, 2000. – 214 с.
42. Рождественская, Н. А. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях / Н. А. Рождественская, А. М. Мамонова // Вестник Московского университета. – 2010. – № 1. – С. 110-117.
43. Руденский, Е. В. Дефицит социально-психологической компетентности как триггер онтогенетической виктимизации личности / Е. В. Руденский // Сибирский пед. журнал. – 2013. – № 1. – С. 217-223.
44. Сарафанова, Л. В. Педагогическое сопровождение виктимного подростка / Л. В. Сарафанова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – № 4 (108). – С. 216-221.
45. Смирнова, Т. С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте / Т. С. Смирнова, А. А. Ручкина // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 706-708.
46. Субботина, Р. А. Личностные детерминанты виктимного поведения юношей и девушек / Р. А. Субботина // Интеграция образования. – 2016. – № 1 (82). – С. 51-60.
47. Сысоева, В. В. Понятие и сущностная характеристика виктимности как социально-педагогического явления / В. В. Сысоева // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 107–112.
48. Танаева, З. Р. Семейное неблагополучие как фактор виктимизации несовершеннолетних / З. Р. Танаева // Виктимология. – 2015. – № 2 (4). – С. 30-35.
49. Туляков, В. А. Гарантии безопасности личности как основа виктимологической профилактики / В. А. Туляков // Юридический вестник. – 1997. – № 4. – С.101-109.
50. Фоминых, Е. С. Психологические механизмы виктимности / Е. С. Фоминых // Концепт. – 2014. – № 5. – С. 1–7.
51. Фурманов, И. А. Виктимизация школьников со стороны одноклассников, как индикатор социально-психологической дезадаптации // Адаптация личности в современном мире / Под ред. М.В. Григорьевой. – Саратов, 2011. – Вып. 4. – С. 95-106.
52. Холичева, О. В. Пассивность как системная характеристика виктимной личности / О. В. Холичева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 10. – С. 82-86.
53. Шаламов, В. В. Подростковая виктимность / В. В. Шаламов, М. А. Долгов // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : Сборник научных статей / Под общей ред. Т. М. Сигитова. – Пермь, 2017. – С. 138-139.
54. Шейнов, В. П. Взаимосвязи виктимизации, макиавеллиза и поведения в конфликте / В. П. Шейнов // Вестник РУДН. – 2018. – № 4. – С. 431-445.
55. Шелаева, М. М. Стратегии и стили поведения в конфликтной ситуации / М. М. Шелаева // Развитие профессионализма. – 2016. – № 1. – С. 119-120.
56. Шигашов, Д. Ю. Механизмы виктимизирующего воспитания / Д Ю. Шигашов, Ю. А. Фесенко // Вестник Ленинградского гос. ун-а им. А.С. Пушкина. – 2012. – № 1. – С. 48–54.
57. Щеголева, А. Н. Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения / А. Н. Щеголева, Е. П. Новикова // Вестник Воронежского института МВД России. – 2015. – № 1. – С. 190-196.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные эмпирические данные
ПРИЛОЖЕНИЕ В Социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликте подростков с виктимным поведением
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирические данные повторного исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистические расчеты
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты