Взаимосвязь кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Готовые дипломы
на тему: «Взаимосвязь кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2020
189 BYN
Взаимосвязь кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест на интернет-аддикцию
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест агрессивности
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по психодиагностическим методикам
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статистическая обработка данных
Поделиться
Введение
1 Теоретический анализ проблемы кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте
1.1 Понятие «кибераддикция» в психологической науке
1.2 Факторы формирования кибераддикции в подростковом возрасте
1.3 Особенности проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по результатам исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс способствовал активному развитию информационно-компьютерных технологий, ставших неотъемлемой частью жизни современного человека. Новые информационные технологии сегодня выступают не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но и играют культурообразующую роль, поскольку на их основе создается особая социокультурная среда со своим специфическим содержанием.
В настоящее время существует ряд исследований, доказывающих положительный компьютерных технологий. Компьютерные технологии выступают как. средство активной эмоциональной разрядки [1]; компенсации, речевых нарушений, развития навыков письменной речи, сенсомоторики и оперативной памяти [2]; овладения новыми знаниями, логическими операциями, способами манипулирования с предметами и символами [3].
Однако чрезмерная увлеченность компьютерными играми и другими видами деятельности, связанными с виртуальной реальностью, могут приводить и к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности [4].
В исследованиях отмечается отрицательное влияние компьютеризации досуга на физическое здоровье подростка [5], на отношение, к школе и успеваемость [6], на поведение [7], при условии возникновения такой психологической зависимости, как компьютерная зависимость.
Ряд исследователей затрагивает проблему игр агрессивного характера, их влияния на психическое состояние играющего (Ю.Д. Бабаева [4], A.B. Войскунский [5], Н. В. Омельченко [7]). Несмотря на то, что изучается главным образом негативное влияние компьютерных игр на человека, некоторые авторы отмечают их положительные эффекты.
Проведенный теоретический анализ показал, что сегодня достаточно разработаны вопросы, связанные с предпосылками, механизмами, факторами развития зависимого поведения подростка; в то же время практически отсутствуют исследования, посвященные проблеме взаимосвязи кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Изложенное выше позволяет нам сформулировать противоречие между потребностью педагогической практики в знании особенностей взаимосвязи кибераддикции и агрессивного поведения подростков и возможностями педагогической психологии удовлетворить эту потребность. Наличие данного противоречия определило проблему нашего исследования.
Объект исследования: кибераддикция и агрессивное поведение.
Предмет исследования: взаимосвязь кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
– Провести теоретические анализ проблемы кибераддикции в подростковом возрасте.
– Рассмотреть факторы формирования кибераддикции в подростковом возрасте.
– Изучить особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.
– Выявить взаимосвязь кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
– Разработать рекомендации по предупреждению кибераддикции и снижению уровня агрессивного поведения у подростков.
Гипотеза исследования: существует положительная корреляционная взаимосвязь кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
– культурно-историческая концепция JI.C. Выготского о роли знаковой системы в психическом развитии человека;
– основные положения теории компьютерной зависимости и влияния компьютерных технологий на человека (Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, Ю.М. Евстигнеева, М.С. Иванов);
– основные положения теории агрессивного поведения отечественных психологов (И.М. Никольская, P.M. Грановская, Т.Л. Крюкова, И.А. Фурманов и др.);
– теория агрессивного поведения подростков с аддиктивным поведением (И.В. Воеводин, Т.М. Попова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский).
Методы исследования:
– теоретические методы: анализ (историко-психологический и теоретико-методологический), синтез и обобщение литературы по проблеме исследования;
– эмпирические методы: тестирование. В качестве конкретных психодиагностических методик использовались: для выявления группы интернет-аддиктов применялся «Тест на интернет-аддикцию» (зависимое поведение) для подростков (в модификации И.А. Коныгиной), для выявления показателей агрессии применялся «Тест агрессивности» (опросник Л. Г. Почебут);
– методы математической статистики: метод линейной корреляции Ч.Пирсона. Вычисления выполнены с использованием компьютерной программы «SPSS 16.0 for Windows».
Описание выборочной совокупности: 120 подростков в возрасте 13-15 лет, из них 60 мальчиков и 60 девочек.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений о содержательной и функциональной связи кибераддикции и агрессивного поведения подростков. Результаты исследования углубляют представления о сущности и механизмах возникновения компьютерной зависимости подростков как виде отклоняющегося поведения.
1 Теоретический анализ проблемы кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте
1.1 Понятие «кибераддикция» в психологической науке
Кибераддикция (компьютерная зависимость) относится к нехимическим аддиктивным (зависимым) расстройствам.
Первое определение кибераддикции дал И. Голдберг в 1996 году. Под кибераддикцией он понимал расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера [8, с. 22].
С. Кандел дополнил к этому, что понятие «кибераддикция» включает в себя любой вид деятельности в сети. Большая часть ученых согласна, что изучаемое расстройство имеет несколько источников [8, с. 23].
В настоящее время термин «кибераддикция» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Отдельные ученые [1], [2] в качестве синонима «кибераддикции» употребляют термин «компьютерная зависимость». Отдельными авторами [3], [4] термин «кибераддикция» употребляется в более узком смысле только для обозначения психологической зависимости от компьютерных игр.
О кибераддикции в первый раз заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В настоящее время термин «кибераддикция» до сих пор не признан многими учеными, которые занимаются психическими расстройствами, но сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевидным и становится все более распространенным. Помимо кибераддикции, существуют и некоторые связанные с ним зависимости: Интернет-зависимость и азартные игры, которые, так или иначе, имеют связь с длительным пребыванием за компьютером.
Характерными особенностями различных типов зависимостей являются: абстинентный синдром, желание получить объект зависимости, поведение, которое направлено на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса к социальной стороне жизни, появление, удовлетворение других потребностей.
При наличии достаточного опыта в области компьютерной зависимости, как и в любой другой зависимости, наряду с симптомами психической зависимости возникают такие признаки физической зависимости, как снижение настроения, тревога, нарушение сна, отсутствие отдыха после сна, головные боли, отсутствие аппетита, снижение либидо. Со временем у кибердикта развивается социальная дезадаптация – потеря работы, семьи, сужение интересов, ощущение безнадежности. Все это часто приводит к развитию клинически выраженной депрессии [9, с. 35].
Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации; кроме того, благодаря компьютеру стали доступны различные виды информации. Именно эта особенность наиболее привлекательна для людей, страдающих компьютерной зависимостью, поскольку в определенном смысле они страдают от нарушения процессов обмена информацией.
В основе формирования патологической предрасположенности к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения в данный момент создает иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером. Работа за компьютером – это последовательность логических операций и действий, способная на некоторое время полностью овладеть вниманием работающего человека и изолировать его от окружающего мира.
Появление Всемирной паутины создало возможности для так называемой интерактивной коммуникации. Интерактивная коммуникация чрезвычайно привлекательна для людей, которые отчуждены и не уверены в себе, которые хотят общаться, но не находят этого в окружающем их обществе. Кроме того, Интернет значительно расширил горизонт возможностей удовлетворения потребностей человека в информации. Признаками интернет-зависимости являются навязчивое желание проверять электронную почту, долгое сидение в чате, неконтролируемое желание искать и читать различную информацию в Интернете. В некоторых случаях люди пристращаются к просмотру порнофильмов и чтению порнолитературы на различных сайтах. Этот феномен нельзя назвать Интернет-зависимостью, если кроме этого человек любит читать обычные порножурналы и смотреть порнофильмы по телевизору. В данном случае Интернет является лишь источником информации, а само пристрастие следует рассматривать как нарушение сексуального поведения или сексуальную зависимость.
Немного по-другому обстоит дело с видеоиграми и зависимостью по отношению к ним. В данном случае, как и в случае просмотра порносайтов, компьютер является лишь средством реализации доступа к желаемой информации, сама по себе работа за компьютером, людей страдающих игровой зависимостью, не привлекает [9, с. 42].
Поклонниками электронных игр в основном являются подростки и молодежь. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видео сопровождение, которое может создать ощущение реальности и на время отчудить пользователя от восприятия мира. Многие электронные игры предполагают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути, является основой для большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком.
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте
2.1 Процедура и методы исследования
За последнее десятилетие информационно-компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной подростковой субкультуры, оказав на нее существенное влияние. Стремительное развитие компьютерной техники и интенсивность процесса информатизации обуславливают необходимость рассмотрения возрастных и социально-психологических аспектов данной проблематики в более широком социокультурном контексте. В этой связи особый интерес представляет изучение взаимосвязи кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Этапы исследования:
– разработка программы и инструментария исследования;
– сбор эмпирического материала о степени проявления кибераддикции в подростковом возрасте;
– выявление уровня агрессивности подростков;
– статистическая обработка и анализ собранного эмпирического материала в соответствии с целью и гипотезой исследования;
– определение взаимосвязи кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: существует положительная корреляционная взаимосвязь кибераддикции и агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Описание выборочной совокупности: 120 подростков в возрасте 13-15 лет, из них 60 мальчиков и 60 девочек.
Методы исследования: настоящее исследование базируется на данных психодиагностических методик. В ходе исследования были проанализированы мнения учащихся, высказанные ими, характеризующие поведенческие, когнитивные и аффективные аспекты кибераддикции. Для обработки полученных данных использовались методы статистической обработки данных: метод линейной корреляции Ч.Пирсона.
Психодиагностические методики:
Для выявления группы интернет-аддиктов применялся «Тест на интернет-аддикцию» (зависимое поведение) для подростков (в модификации И.А. Коныгиной).
По данным методики выявляются следующие психологические особенности кибераддикциии:
– общая характеристика включенности подростков в компьютерную игровую деятельность и зависимость от сети «Интернет»;
– жанровые предпочтения подростков в области компьютерных игр и целевое использование сети «Интернет»;
– количество времени, которое занимают компьютерные игры и использование сети «Интернет»;
– мотивация обращения подростков к компьютерным играм и использованию сети «Интернет»;
– характеристика доминирующих эмоциональных состояний подростков во время компьютерной игры и использования сети «Интернет»;
– характеристика доминирующих эмоциональных состояний подростков при отсутствии возможности доступа к компьютеру;
– определение степени кибераддикции подростка [35].
Для выявления показателей агрессии применялся «Тест агрессивности» (опросник Л. Г. Почебут).
Назначение теста: диагностика агрессивного поведения.
Описание теста. Тест содержит 5 шкал в соответствии с разделением агрессии на отдельные формы:
– Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
– Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
– Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
– Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
– Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.
Также методика предполагает вычисление общего показателя агрессии личности. Инструкция к тесту: «Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ( «да» или «нет» ) оценить 40 приведенных ниже утверждений». Интерпретация результатов: если сумма баллов по отдельным шкалам выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале. Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам. Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.
Заключение
На основании обзора и обобщения научной литературы по проблеме исследования было установлено, что под термином «кибераддикция» понимают пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности. Кибераддикция относится к виду девиантного аутодеструктивного поведения. В качестве признаков кибераддикции выделяют следующие: концентрация внимания и всех интересов подростка вокруг компьютера, попустительское отношение к собственному здоровью, гигиене, а также неспособность спланировать окончание сеанса игры. Кибераддикция имеет ряд негативных последствий, затрагивающих когнитивную, эмоциональную, поведенческую, социальную и физиологическую сферы развития человека.
Основными факторами формирования кибераддикции в подростковом возрасте являются нарушение межличностных отношений со сверстниками, неразвитые коммуникативные навыки, проблемы в семейных отношениях, поиск новых ощущений, отсутствие увлечений, характерологические особенности.
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые.
В результате проведения эмпирического исследования было выявлено, что кибераддикция у подростков как психологическая форма зависимости, определяется положительным эмоциональным отношением к компьютерной игре и использованию сети «Интернет», низким самоконтролем в компьютерной игре и сети «Интернет», высокой целевой направленностью на компьютерную игру и сеть «Интернет» и предпочтением виртуального общения реальному. В ходе исследования были выявлены доминирующие формы агрессии у подростков и общий уровень агрессивности. В ходе исследования было выявлено, что у подростков наиболее выражены следующие формы агрессии: предметная агрессия, самоагрессия, вербальная агрессия. У подростков менее выражены физическая агрессия и эмоциональная агрессия. Это проявляется в том, что: подростки чаще всего склонны использовать агрессию, направленную на окружающие предметы; агрессию, направленную на себя; проявление негативных чувств и словесных оскорблений при малейшем возбуждении. Подростки в меньшей степени: склонны использовать физическую силу против другого лица; проявлять эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. В результате статистической обработки данных с помощью метода линейной корреляции Ч. Пирсона были становлены достоверно значимые корреляционные связи между показателем кибераддикции и проявлением агрессии у подростков. Чем выше степень кибераддикции у подростка, тем выше у него уровень вербальной формы агрессии, которая проявляется в словесном выражении своего агрессивного отношения к другому человеку, использовании словесных оскорблений. Чем выше степень кибераддикции у подростка, тем выше у него уровень физической формы агрессии, которая проявляется в выражении агрессии по отношению к другому человеку с применением физической силы. Чем выше степень кибераддикции у подростка, тем выше у него уровень предметной формы агрессии, которая проявляется в вымещении своей агрессии на окружающих предметах. Чем выше степень кибераддикции у подростка, тем выше у него уровень самоагрессии, которая проявляется в том, что человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде. На уровне значимости р<0,01 установлена достоверно значимая положительная корреляционная связь между показателем кибераддикции и общим уровнем агрессивности личности у подростков. Следовательно, можно утверждать, что чем выше степень кибераддикции у подростка, тем выше у него уровень агрессивности.
Компьютеризация досуга в молодежной среде связана с множеством факторов и при чрезмерной увлеченности негативно влияет на личность подростка, что проявляется в увеличении уровня агрессивности. Интернет-зависимость трудно преодолеть, по той причине, что помимо того, что подростки часто пользуются интернетом и телефонами, а телефоны сейчас сенсорные, которые целесообразно будет заменить на кнопочные. В сети Интернет нельзя в современном мире перекрыть поток негативной информации, учащиеся школы в интернете находят любую информацию, которую только захотят. Необходимо проводить постоянную работу с детьми и их родителями, у которых доверительное, некритичное мышление. Таким образом, тема данной работы является актуальной в настоящее время.
На основании полученных результатов были разработаны рекомендации для родителей с целью профилактики кибераддикции у подростков.
1 Друзин, В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков. Автореф. ... канд. пед.наук / В.Н. Друзин. – Ярославль, 2011. – 73с.
2 Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Автореф. ... канд. пед.наук / М.С. Иванов. – М.: МГУ, 2009. – 65 с.
3 Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореф. ... канд. мед. Наук / В.А. Лоскутова. – Новосибирск, 2004. – 57 с.
4 Бабаева, Ю.Д. Взаимодействие человека с компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 89-100.
5 Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернет / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1999. – №1. – С. 22-26.
6 Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова // Медицинская психология в России. – 2012. – № 4. – С. 44-52.
7 Омельченко, Н.В. Перспективы изучения личностных особенностей играющих в компьютерные игры / Н.В. Омельченко // Дружининские чтения: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Сочи: СГУТиКД. – 2007. Т.2. – С. 184-186.
8 Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Сост. и ред. А. Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 180 с.
9 Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С.И. Выгонский. — М.: Феникс, 2010. — 320 с.
10 Шмелев, А. Г. Психодиагностика и новые информационные технологии / А. Г. Шмелев // Компьютеры и познание. – М.: Наука, 1990. – 212 с.
11 Омельченко, Н.В. Человек играющий: индивидуальные особенности игроков в компьютерные игры / Н. В. Омельченко // Апрельские статьи: материалы науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, - 2004. - С. 27-33.
12 Бурмистров, И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / И. В. Бурмистров, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев // Вестник МГУ.– Сер. 14. Психология. – 1991.– № 3. – С. 23-28.
13 Омельченко, H.B. Человек играющий: проблемы рационального использования личного времени / Н.В. Омельченко // Личность как субъект организации времени своей жизни: сб. науч. ст. Краснодар: Кубанский гос. ун-т. – 2008. – С. 151-153.
14 Омельченко, Н.В. Диспозиционные особенности (черты личности и ценностные ориентации) играющих в компьютерные игры с разным игровым опытом / Н.В. Омельченко // Человек. Сообщество. Управление. — 2010. № 4. – С.124-132.
15 Фомичева, Ю.В. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / Ю. В. Фомичева // Психологический журнал 2009. – №1. – С. 34-40.
16 Шерстнева, О.Е. Негативное влияние компьютерных игр: личностные деформации дошкольника / О. Е. Шерстнева // Психология. Пермь. – 2008. – №6. – С. 40-44.
17 Чудова, Н.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // Психологический Журнал. – 2000. - № 2. - С. 70-75.
18 Омельченко Н. В. Психосемантическое исследование особенностей восприятия и оценивания компьютерных игр / Н. В. Омельченко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – №4. – С.244-251.
19 Захаров, Д.С. Психологические особенности Интернета / Д. С. Захаров // Акмеология. – 2006. - № 4. – С. 154-158.
20 Сакович, Н.А. Агрессивный ребёнок / Н.А. Сакович // Пачатковае навучанне. – 2008. - № 7. – С.37-41.
21 Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Эксмо пресс, 1999.- 512 с.
22 Раттер, М. Помощь трудным детям / М.Раттер. – М.: Апрель-Пресс, 1999. – 432 с.
23 Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 352 с.
24 Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Мн.: Тэсей, 1996. – 192 с.
25 Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Аспект-пресс, 1996. – 293 с.
26 Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Просвещение, 1993.- 156 с.
27 Зимелева, З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей / З.А. Зимелева // Психологическая наука и образование.- 2001.- № 4.- с.22-27.
28 Заврожин, С.А. Агрессивные фантазии у детей в детском и подростковом возрасте / С.А. Заврожин // Вопросы психологии. - 2003.- №5. – с.44-52.
29 Лебединская, К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / К.С.Лебединская, М.М.Райская,Г.В.Грибанова. – М.:Педагогика,1988. – 168с.
30 Фурманов, И.А. Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье / И.А. Фурманов // Психологический журнал (РБ). – 2008. - № 2. – С.9-13.
31 Фурманов, И.А. Дисциплинирование ребенка: тактики разрешения родительско-детского конфликта / И.А. Фурманов // Психологический журнал (РБ). – 2008. - № 4. – С.74-81.
32 Хекхаузен, Х. Агрессия // Мотивация и деятельность. Т.1. / Х. Хекхаузен. – М.: Просвещение, 1986. – 322 с.
33 Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И.Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416 с.
34 Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб.: Евразия, 2001. – 512 с.
35 Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 514 с.
36 Райгородский, Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. — 672 с.
37 Гришина, А.В. Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте / А.В. Гришина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №8. – С. 36-44.
38 Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. – М.: Медицина, 1999.
39 Войскунский, А.Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М.: Прспект, 2002. – 320 с.
40 Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 350 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест на интернет-аддикцию
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест агрессивности
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по психодиагностическим методикам
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статистическая обработка данных
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты