Социально-психологические факторы удовлетворенности трудом у педагогических работников учреждений образования разных типов Диплом
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социально-психологические факторы удовлетворенности трудом у педагогических работников учреждений образования разных типов»
по дисциплине: «Социальная психология»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
154.00 BYN
Социально-психологические факторы удовлетворенности трудом у педагогических работников учреждений образования разных типов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ
1.1 Удовлетворенность трудом как психологическая категория
1.2 Психологические особенности педагогической деятельности в учреждениях образования разных типов
1.3 Социально–психологические факторы удовлетворенности трудом у педагогических работников
Вывод 1 главы
Вывод 1 главы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ
1.1 Удовлетворенность трудом как психологическая категория
Понятие «удовлетворенность трудом» или «удовлетворение трудом», невзирая на его достаточно обширное применение, характеризуется отсутствием единого термина, который был бы принят всеми учеными.
На сегодняшний день существует огромное число подходов к интерпретации показателя удовлетворенности трудом. Удовлетворенность можно понимать в качестве показателя следующих характеристик:
- отношение к работе [8, с. 123];
- показатель статуса личности в обществе и как мера адаптации личности к окружающей действительности;
- степень приспособленности сотрудника к производственным отношениям;
- степень согласованности личных и материальных факторов труда;
- специфика трудовой деятельности [21, с. 67];
- достижение успеха в работе [5, с. 107] и т. д.
Можно сделать вывод, что под удовлетворенностью трудом понимается состояние баланса между требованиями, предъявляемыми сотрудником к сущности, типу и условиям труда, а также субъективной оценкой возможностей выполнения данных запросов. Удовлетворенность трудом представляет собой оценочную отнесенность индивида или группы к личной трудовой деятельности, ее разнообразным сторонам, наиболее важный показатель приспособленности сотрудника к условиям определенной организации, в данном предприятии. Социология труда проводит различие между так называемой общей и частичной удовлетворенностью трудом. Общая удовлетворенность необходима для описания удовлетворенности трудом в общем, а вторая – различные аспекты и элементы ситуации в производстве. К примеру, это удовлетворенность смыслом производственных операций, квалификацией выполняемой работы, отношениями в организации труда, ритмом производства, состоянием оборудования, мерами безопасности и пр.
Существует ряд конкретных ценностей удовлетворенности трудом, которые отображают ее значимость, функции, а также последствия в социальной и экономической сферах жизни и в организации, а также в сфере менеджмента.
В результате исследования оценочного отношения людей к благосостоянию в повседневной жизни, общественно–экономической системе и общественному климату ученые установили, что труд и карьера для них наиболее важны рядом с такими важными составляющими жизни, как здоровье, личные взаимоотношения, отдых и досуг (зачастую занимающий в этом рейтинге первое место). Можно сделать вывод, что удовлетворенность трудом в первую очередь подразумевает общественную удовлетворенность, данное явление считается одним из наиболее важных критерием уровня жизни отдельных лиц и групп населения, нации [9, с. 82].
Удовлетворенности трудом присущ функциональное и производственное смыслы. Она оказывает воздействие на количественные и качественные результаты труда, актуальность и точность поставленных задач, обязательства перед другими людьми. Отношение к работе может основываться, в частности, на самооценке работником личностных деловых свойств и итогов работы.
В то же время удовлетворенность могут, в зависимости от ситуации, оказывать позитивное и негативное воздействие на трудовую деятельность [5, с. 89].
1.2 Психологические особенности педагогической деятельности в учреждениях образования разных типов
Педагогическая профессия особенная по своей сути, значимости, сложности и противоречивости. По классификации Е. Климова, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологической напряженности и эмоциональной нагрузки близка к деятельности артиста, ученого, писателя. Но учительскую профессию из ряда других выделяют прежде всего за образ ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу руководящих одновременно. Имея целью своей профессиональной деятельности становление и преобразование (формирование) ребенка, педагог призван управлять процессом его интеллектуального, эмоционального, физического развития, формированием его внутреннего мира [1].
Педагогическая работа относится к очень сложному виду человеческой деятельности. По мнению психологов, она насчитывает около 250 компонентов в своей структуре. Трудно найти другую профессию, которая включала бы такое количество компонентов. Но что именно делает учитель, большинство людей не совсем понимает, ограничиваясь указаниями на внешние (видимые) стороны его деятельности. Особенность труда учителя состоит в том, что его объектом и продуктом является человек. Не просто человек, не его физическая сущность, а духовность, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя относится к наиболее важным в современном мире. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения людей. Деятельность представителей других профессий типа «человек-человек» также требует взаимодействия с людьми, но в педагогической деятельности это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять, удовлетворить запросы ученика, помочь ему в становлении его личности.
Педагогическая деятельность с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. Это усиливает роль личностных отношений в педагогическом процессе и подчеркивает важность моральных аспектов. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она будто двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, с другой – профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной области. Поэтому педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной. Специфическим является и результат педагогической деятельности – человек, способный к дальнейшему саморазвитию и жизнетворчества. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер [2, c. 56].
В науке категория деятельности изучается учеными-исследователями из разных областей знаний: философами, психологами, историками, культурологами, педагогами и т.д. Каждая наука по-своему видит данный предмет исследования, но все они сходятся в одном: в деятельности проявляется одно из существенных свойств человека – быть активным. Еще одной отличительной чертой деятельности является ее многомерность, поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. Многие исследователи выделяют педагогическую деятельность в отдельную категорию.
1.3 Социально–психологические факторы удовлетворенности трудом у педагогических работников
Одним из самых главных психологических составляющих рабочего процесса является степень удовлетворенности и благоприятное эмоциональное чувство, которое возникает в процессе труда. Появление удовлетворенности трудом зависит от следующих условий [14, с. 24]:
- характер работы: творческий или репродуктивный, который находится в тесной связи со стрессом, регулируемый или гибкий график работы;
- функциональная позиция личности в трудовом коллективе: либо исполнитель, либо руководитель;
- специфика социальной среды: психологическое воздействие коллег либо иных сотрудников;
- сумма полученного дохода;
- психологические характеристики самого человека, среди которых необходимо выделить следующие: степень интеллектуального развития, превалирование положительного либо отрицательного настроения и пр.
Самый подробный анализ факторов, которые оказывают существенное воздействие на уровень удовлетворенности работой, осуществлен учеными в 50–х годах 20 века под руководством Ф. Герцберга. Он провел исследование, в рамках которого было изучено эмоциональное реагирование личности (удовлетворенность, неудовлетворенность либо нейтральность), которые возникали во время деятельности. В итоге были выявлены две категории факторов, которые оказывает воздействие на удовлетворенность сотрудников работой:
- гигиенические факторы, к которым относятся следующие: обобщенные условия труда – так называемый «контекст» труда. В данную категорию факторов следует отнести условия труда, уровень оплаты, взаимоотношения между сотрудниками коллектива, уровень контролирования над работой с точки зрения менеджеров, кадровая политика управленцев;
- мотивирующие факторы – элементы, оказывающие воздействие на сущность труда. В качестве базовых факторов внутри данной группы следует выделить следующие: продвижение по службе, признание итогов своего труда, присутствие вероятности творческого развития, профессиональных достижений, значительный уровень ответственности [12, с. 88].
Все, что связано с использованием осуждения либо неодобрения, которое может повлечь за собой в большинстве случаем как материальное, так и психологическое наказание, относится к негативной мотивации. С отрицательной мотивацией человек стремится избежать неудачи. Страх наказания обычно приводит к негативным эмоциям и чувствам. Итогом является нежелание работать в этой сфере деятельности.
Положительной мотивацией является желание достичь уровня успешности на своей работе. Как правило, он подразумевает наличие осознанной активности и находится в тесной связи с выказыванием позитивных эмоций и ощущений, к примеру, одобрение тех людей, с кем человек работает [25, с. 78].
В непосредственной связи с вопросом удовлетворенности работой стоит вопрос трудовой мотивации. Можно выделить целую группу работ, в рамках которых изучаются субъективные факторы удовлетворенности работой. Итак, А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев выделили некоторую структуру внешних и внутренних мотивационных факторов труда, которая может быть использована для определения готовности человека к эффективной работе.
К внешним факторам относятся следующие:
- факторы давления, среди которых необходимо выделить наказы, советы, инструкции от посторонних людей, а еще образы героев фильма, литературных персонажей и т.д.; объективные требования (к примеру, армейская служба, материальное семейное благосостояние и пр.); личностные объективные ситуации (к примеру, статус здоровья, склонности и пр.).
Выводы по главе 1
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Понятие «удовлетворенность трудом» или «удовлетворение трудом», невзирая на его достаточно обширное применение, характеризуется отсутствием единого термина, который был бы принят всеми учеными. Под удовлетворенностью трудом понимается состояние баланса между требованиями, предъявляемыми сотрудником к сущности, типу и условиям труда, а также субъективной оценкой возможностей выполнения данных запросов. Удовлетворенность трудом представляет собой оценочную отнесенность индивида или группы к личной трудовой деятельности, ее разнообразным сторонам, наиболее важный показатель приспособленности сотрудника к условиям определенной организации, в данном предприятии.
2. Воспитатель дошкольных учреждений учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Задачей учителя становится создание позитивных условий для образовательного процесса. Преподаватель же работает в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. У преподавателя нет необходимости заинтересовывать ученика в своем предмете и разъяснять его нужность, поскольку он работает с более взрослыми людьми, которые уже определились с выбором профессии. Воспитательная функция становится и вовсе второстепенной. Преподавателю достаточно квалифицированно доносить нужный материал до учеников и студентов, давать им задания для самостоятельной работы, во время которой они получают около 80% необходимой информации, и контролировать ее выполнение.
3. Нынешнее понимание удовлетворенности трудом различно и противоречиво. Были выявлены две категории факторов, которые оказывает воздействие на удовлетворенность сотрудников работой: гигиенические факторы, мотивирующие факторы. М. Аргайл выделяет следующие факторы удовлетворенности трудом: зарплата, отношения с сотрудниками, отношения с руководством, возможности продвижения и другие факторы удовлетворенности.
1. Адамчук В. В. Экономика и социология труда: учебник для вузов / О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 407 с.
2. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб.: Академический проект, 1997. – 256 с.
3. Андреева И. Н. Психология управления: учеб.-метод. комплекс для студ. спец. «Менеджмент» / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2007. – 228 с.
4. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. – М.: Прогресс, 1990. – 336 с.
5. Борисова Е. М., Индивидуальность и профессия / Г. П. Логинова. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
6. Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность / А. Бюссинг. – СПб.: Питер. – 2002. – 792 с.
7. Герчиков В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала: учеб. Пособие / В.И. Герчиков. – М.: ГУ Высшая школа экономики. – 2008. – С. 110 − 112.
8. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3-е изд. / А.П. Егорошин. – Н. Новгород: НИМБ, 2007. – 720 с.
9. Завгородняя Ю. Мотивация: факторы, которые следует учитывать / Ю. Завгородняя // Человек и труд. – 2007. – №4. – С. 82−83.
10. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога / К. Замфир. – М.: Политиздат, 1983. – 142 с.
11. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А.Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.
12. Климов, Е. А. Экономическая среда и психика / Е. А. Климов // Психология и экономика. Труды 1-й Всерос. конф. по эконом. психологии. − – М.: РПО, РГНФ; Калуга: Изд-во КПГУ, 2000. – С. 6−20.
13. Леонова А. Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / А.Б. Леонова. – М.: Радикс, 1995. – 448 с.
14. Лосева Ю. Г. Особенности удовлетворенности трудом в организациях с различными формами собственности / Ю. Г. Лосева, И. В. Калачева // Теоретические и прикладные проблемы современной психологии: материалы XII Междунар. студ. науч.-практ. конф., г. Минск, 12 апр. 2012 г. – Минск: БГПУ, 2012. – 277 с.
15. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е. Морргунов. – М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. – 262 с.
16. Почебут Л. Г., Организационная социальная психология: учебное пособие / В.А. Чикер. – СПб., 2002. – 298 с.
17. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб пособие для студ. Вузов / Н.С. Пряжников. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 480 с.
18. Психология и работа / под ред. Д. Я. Шульца, С. Э. Шульца. – СПб.: Питер. – 2003. – 560 с.
19. Психология труда: учеб. Для вузов / А. В. Карпов, Е. В. Конева, Е. В. Маркова и др. Под ред.А. В. Карпова. – М.: Владос-пресс, 2004. – 352 с.
20. Саакян, А. К. Управление персоналом в организации Г. Г. Зайцев, Н. В. Лашманова. – СПб: Питер. – 2009. – 176 с.
21. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер. – 2004. – 260 с.
22. Семенов М. Ю. Удовлетворение и удовлетворенность / М.Ю. Семенов. – 2000. – Вып. 13. – С. 154 − 156.
23. Соколова Г. Н. Экономическая социология: практикум / Ред. Г. Н. Соколова. – Минск: Беларуская навука, 2000. – 355с.
24. Соломанидина Т. О., Мотивация трудовой деятельности персонала / Т. О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. – М., 2005. – С. 19.
25. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под общ. ред. С. Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 671 с.
26. Темницкий А.Л. Удовлетворенность трудом на предприятии как определяющий фактор качества трудовой жизни рабочих России / А.Л. Темницкий. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – С. 231-238.
27. Хагур Ф.Р. Категория «удовлетворенность трудом» в социологическом измерении // Теория и практика общественного развития / Ф.Р. Хагур. – М.: Вершина. – 2011. – № 8. – С. 82 − 84.
28. Херцберг Ф. Мотивация к работе / Б. Mocнер, Б. Снидерман. – М.: Вершина, 2007. – 240 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты