Формирование у младших школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни Диплом
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Формирование у младших школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни»
по дисциплине: «Педагогика»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Формирование у младших школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Тематический план проведения мероприятий с детьми в рамках проекта «Мы за здоровый и безопасный образ жизни!»
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья и благополучия любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.
Как показывает статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Уберечь ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне возможно лишь при понимании важности этой проблемы, грамотных и продуманных действий.
В период школьного обучения ребенок попадает в совершенно иные условия жизни, к тому же он становится все более самостоятельным, поэтому здоровому и безопасному образу жизни школьника следует уделять особое внимание. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узко медицинским и узко педагогическим мероприятиям.
Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении и дома в семье. Представления младших школьников о здоровом и безопасном образе жизни существенно отличается от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей жизненного опыта, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью и безопасности, что обусловливает особую уязвимость детей младшего школьного возраста и актуальность формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни.
Эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни можно определить направляемую и организуемую взрослыми (учителями, психологом, взрослыми в семье) самостоятельную работу, способствующую активной и успешной социализации ребёнка, развивающую способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены, правил поведения в различных жизненных ситуациях.
Вопросы формирования здоровья ребенка интересовали таких ученых как: Л. С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. К. Зайцев, И. И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. В их работах показано, что решающая роль в сохранении и развитии здоровья ребенка принадлежит правильной организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д. Однако современная школа с её сверхнагрузками, семья не уделяют должного внимания этим вопросам, а иногда и не знают, как организовать жизнь ребенка, чтобы сохранять его здоровье.
Таким образом, данная проблема является актуальной.
Цель исследования: теоретическое обоснование и изучение опыта формирования у младших школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в контексте их возрастного развития.
3. Изучить опыт работы современной школы по проблеме формирования здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.
Предмет исследования - современный образовательный опыт формирования здорового образа жизни младших школьников.
Методы исследования - теоретические (изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме) и эмпирические (наблюдение, анализ опыта деятельности общеобразовательных школ и их учебно-методической документации).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1 Формирование здорового образ жизни личности как психолого-педагогическая проблема
Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современной молодежи. Экологические и социальные потрясения, нестабильность жизни, изменение традиционных устоев и нравственных ориентиров – все это создает реальный гуманистический кризис социума. Он особенно губителен для молодежи, что проявляется в различных формах социального протеста, росте преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков. Создаются неблагоприятные условия для формирования и развития современной молодежи. Вызывает тревогу состояние здоровья подрастающего поколения [17].
В связи с этим вполне обоснован возросший интерес к проблемам здоровья в Стране со стороны не только медицинский работников, но и всего населения. Внимание к проблеме здоровья увеличивается с каждым годом как в нашей стране, так и во всем мире. В развитых зарубежных странах проблемы здоровья, также, как и уровень, качество жизни, являются частью национальной безопасности, о чем свидетельствуют государственные программы здоровья и национальные информационные обзоры по здоровью. Формирование здорового образа жизни как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека является важнейшей проблемой современной науки и практики.
Однако сегодня еще не получили широкого распространения научные разработки по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся: не достаточно разработано содержание базовых знаний по проблеме здоровья и ЗОЖ; отсутствует методика развития знаний об образе жизни как факторе здоровья; не разработаны педагогические приемы, с помощью которых данные сведения могут быть практически реализованы [23].
Исследование работ отечественных педагогов показало, что проблема исследовалась и была актуальна в отечественном образовании во второй половине ХIX – начале ХХ века. В частности, К.Д. Ушинский, утверждая значимость здорового образа жизни, основную задачу его формирования видел в развитие устойчивой мотивации учащихся к его ведению. Наличие такой мотивации, по его мнению, возможно при условии глубокой теоретической подготовки по вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья.
По мнению А.В. Леонова [27], формирование здорового образа жизни средствами воспитания должно направляться, в конечном итоге, на гармоническое развитие форм и функций организма человека, всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия, воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности, содействие развитию интеллекта учащихся.
А.В. Леонов [27] обосновал особое значение физического воспитания в процессе формирования здорового образа жизни, выступающего важнейшим средством всестороннего развития личности: Он считал, что оно тесным образом связано с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, что отражает квинтэссенцию понятия здоровый образ жизни. В трудах П.Ф. Лесгафта подтверждается интегративная взаимосвязанность физической, умственной, нравственной и эстетической составляющих здоровой гармонично развитой личности.
В трудах Т.А. Фомина, касающихся вопросов формирования здоровой личности, особое место отводилось личному примеру взрослых людей, которые в повседневной жизни окружают учащихся. По его мнению, когда учащиеся видят ощутимую пользу от здорового образа жизни, тогда он стремится воспроизвести этот опыт. Следовательно, нужно постоянно показывать ему такие примеры [34].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников
Для проведения исследования были привлечены 2 «Б» и «В» классы. В каждом классе было выбрано по 20 человек. Общее количество учащихся – 40 человек.
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности представлений о ЗОЖ у младших школьников. Критериями сформированности представлений о ЗОЖ у младших школьников являются:
- когнитивный - знания о здоровье и здоровом образе жизни;
- эмоционально-волевой - отношение ребенка к здоровью и здоровому образу жизни, наличие явно выраженной готовности вести здоровый образ жизни;
- деятельностный – реализация навыков здорового образа жизни.
Для исследования выделенных критериев представлений о ЗОЖ у младших школьников были использованы следующие методики:
- анкета «Выявление уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни» Ю. В. Науменко [28];
- анкета «Как я отношусь к своему здоровью» Л.В. Кошелевой [24];
Цель анкеты «Выявление уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни» Ю.В. Науменко – выявить уровень сформированности знаний младших школьников о здоровом образе жизни.
Детям предлагается подобрать подходящий вариант для решения предложенных ситуаций из жизни детей по разделам:
- правила пользования средствами гигиены;
- организация режима питания;
- правила гигиены;
- правила оказания первой помощи;
- осознание личностной ценности здоровья;
- оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья;
- соответствие распорядка дня учащегося требованиям здорового образа жизни;
- оценка личностной значимости мероприятий, которые проводятся в школе для формирования здорового образа жизни.
Уровень сформированности знаний младших школьников о здоровом образе жизни определяется по совокупности полученных ответов.
65-77 баллов: высокий уровень знаний о ценности здоровья и здорового образа жизни - дети знают правила гигиены и как пользоваться средствами гигиены, знакомы с правильной организацией режима питания, знают, как оказать первую помощь, осознают личностную ценность здоровья, и значимость своего поведения в охране и укреплении здоровья, высоко ценят мероприятия, которые проводятся в школе для формирования здорового образа жизни.
46-64 балла: средний уровень знаний о ценности здоровья и здорового образа жизни - дети в целом знают правила гигиены и как пользоваться средствами гигиены, но иногда забывают некоторые детали, слышали о правильной организацией режима питания, знают о необходимости оказания первой медицинской помощи, но не знают процедуры ее оказания, осознают личностную ценность здоровья, но не могут оценить значение своего поведения в охране и укреплении здоровья, с интересом относятся к мероприятиям валеологического направления.
21-45 баллов: низкий уровень знаний о ценности здоровья и здорового образа жизни - дети знают о существовании правил гигиены, но не знают в каких случаях их необходимо соблюдать, не знают о правильной организацией режиме питания, не знают правил оказания первой медицинской помощи, не осознают личностной ценности здоровья и не могут оценить значение своего поведения в охране и укреплении здоровья, не испытывают интереса к мероприятиям валеологического направления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время здоровье является важнейшим составляющим всей жизни человека, как взрослого, так и ребенка. Сегодняшнее развитие страны сопряжено с модернизацией в сфере образования, которая в главную очередь касается проблемы развития подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных сферах жизнедеятельности способен быть индивид, который нацелен на здоровый образ жизни.
Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свое здоровье умеет далеко не каждый.
Здоровым образом жизни в работе понимается как стиль жизнедеятельности, который определяется рядом наследственных особенностей организма, условиями в которых существует человек, ориентированный на культуру сохранить, укрепить и восстановить здоровье, необходимое, чтобы выполнить личностно и общественно значимые функции. О младшем школьном возрасте следует говорить, как о решающем переводе, позволяющего формировать фундамент физического и психического здоровья.
Младший школьный возраст считается более благоприятным с целью формирования здорового образа жизни. Важно научить ребенка понимать, сколько ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Проведенное исследование формирования позитивного отношения к ЗОЖ у младших школьников выявило преобладание среднего и низкого уровня развития представлений о ЗОЖ, что обусловило о необходимость разработки и реализации программы по формированию позитивного отношения к ЗОЖ у учащихся.
После проведения разработанных мероприятий было проведено повторное тестирование сформированности знаний о здоровом образе жизни.
По результатам двух анкет можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе результаты значительно выше, чем в экспериментальной. А это значит, что разработанные мероприятия эффективно повлияли на формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.
1. Абдуллин, А.Г., Абдуллина, Д.Г. Здоровье как ценность: формирование установки на здоровый образ жизни у студентов вузов педагогических специальностей: монография / А.Г. Абдуллин, Д.Г. Абдуллина. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 148с.
2. Абакумова Е.С. Культура и ее компоненты / Е.С. Абакумова. – М.: Академия, 2010. – 361 с.
3. Айзман Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. — 214 c.
4. Алексеева, Н.С. Активные формы работы с родителями / Н.С. Алексеева // Классный руководитель. - 2016. -№7. С. 41-48.
5. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - М.: АСТ, 2014. - 191 с.
6. Амосова, Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб.пособие / Ю.Е. Амосова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 119с.
7. Антонова, Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л. Н. Антонова. – М. : МГОУ, 2004. – 100 с.
8. Базарных В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс - контроль в школе и дома / В.Ф. Базарных. – М.: Аркти, 2010 . – 176 с.
9. Баль, Л.В. , Барканова, С.В. Здоровьесберегающая педагогика / Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Владос, 2003. – 190с.
10. Байбародова, Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей / Л.В. Байбародова. – Ярославль: ЯГПИ, 2015. - 39с.
11. Безруких, М.М. Школа и здоровье: история и современность / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова // Управление школой. – 2016. – №17. –С. 43–47.
12. Богомолов, Б.Н. Большая медицинская энциклопедия / Б.Н. Богомолов. - М.: АСТ, 2013. – 736 с.
13. Бочаров Е.Н. Как привить ребенку полезные привычки / Е.Н.
Бочаров. – Киров: Пресс, 2011. – 167 с.
14. Быкова, Е. М. Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника / Е. М. Быкова // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 2-4.
15. Вайнер, Э. Н. Валеологические подходы и критерии здоровья и болезни. ОБЖ. Основы безопасности жизни / Э. Н. Вайнер. – 2009. — №1. – 47с.
16. Волошина Л.Н. Организация здоровьесберегающего пространства: учеб.-метод.пособие / Л.Н. Волошина. – Екатеринбург, 2012. – 149 с.
17. Воронова, Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе / Е.А. Воронова. – М. : Феникс, 2016. – 178с.
18. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. –- СПб.: Издательство «Союз», 2004,—224с.
19. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н.А. Горохова. – 2010. – № 7. – 32-38с.
20. Давыдова, М.В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / М.В.Давыдова, - Челябинск, «ИскраПрофи», 2013. – 101с.
21. Дуброва, В.П. Взаимодействие педагогов и родителей / В.П. Дуброва. - Мн.: Феникс, 2008. - 57 с.
22. Казин, Э.М. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни учеб.пособие: / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова [и др.]; отв. ред.: Э.М. Казин, Н.В. Коваленко. – М.: Изд-во «ОмегаЛ», 2013. – 456 с.
23. Калюжный, Е.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Е.А. Калюжный, В.Ю. Маслова, С.В. Михайлова. – Арзамас : АГПИ, 2015. – 284 с.
24. Кошелева, Л. В. Тест «Мое здоровье» / http://www.lyudmilakosheleva1982.narod.ru/p20aa1.html
25. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. — М. : КНОРУС, 2010. — 744 с.
26. Лаасик Т. Направление «Я и среда». Направления учебно-воспитательной деятельности / Т. Лаасик, М. Лийвик, Л. Тяхт, Л. Варава. – Таллинн: Государственный экзаменационный и квалификационный центр, 2009. – 112с.
27. Леонов, А.В. Совершенствования формирования здорового образа жизни школьников в современных условиях [Текст]. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21-22 февраля г. 2008 г. / Леонов А. В. – М., 2008. – С. 102.
28. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю.В. Науменко // Педагогика. - 2005. -№ 6. -С 23.
29. Нежкина, Н.Н. Индивидуальные пути движения к здоровью. Ч.1: Рационаљная двигательная активность / Н.Н. Нежкина, О.В. Кулигин, А Б. Шубин [и др.]. – Иваново: ООО «Нейрософт», 2013. – 60 с.
30. Основы физиологии человека. Агаджанян Н.А. 2-е издание, исправленное.- М.: РУДН, 2001.- 408с.
31. Павлова, М.А. Формирование компетентности в области ЗОЖ как фактор повышения качества образования / М.А. Павлова // Здоровое общество – здоровые дети: Материалы региональной науч.-практ. конф. (12 марта 2014 года). – Балаково, 2014. – С. 11–15.
32. Синягина Н. Ю., Кузнецова, И. В. Здоровье как образ жизни. Здоровье всех от А до Я / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. – 2007. – №2. – 47с.
33. Теория обучения и воспитания: Краткий конспект лекций / Н.Н. Калацкая; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. –52 с.
34. Фомина Т.А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 513-518.
35. Фурманов, А. Г. Здоровый образ жизни / А. Г. Фурманов, Ю. Н. Князев. – Минск, 2003. – 163 с.
36. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы 64 и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
37. Харисов, Ф.Ф. Теоретические подходы к определению «Здоровье» / Ф.Ф. Харисов // Здоровье-сберегающее образование. – 2012. – № 7. – С. 14- 23.
38. Храмцов П.И., Баканов И.М. Гигиеническая оценка организации двигатель активности учащихся начальных классов школ полного дня / П.И. Храмцов, И.М. Баканов // Гигиена и санитария, 2009. - N 2. - С. 66-70.
39. Царегородцев, Г. И. Здоровье населения как социально-гигиеническая проблема / Г. И. Царегородцев. – М.: 2016. - 117 с.
40. Шмаков С. Детям о здоровье. Здоровье всех от А до Я / С.Шмаков. – 2007. – №2. – 94-128с.
41. Щедрина, А.Г. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков / А. Г. Щедрина. – Новосибирск: Сибирский центр деловых технологий, 2014. – с.223.
42. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. - 384 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Тематический план проведения мероприятий с детьми в рамках проекта «Мы за здоровый и безопасный образ жизни!»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты