Организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования Диссертация
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Диссертация
на тему: «Организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Педагогика
Организация: Санаторный ясли-сад №128, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 77.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Использование здоровьесберегающих технологий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Мероприятия программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мероприятия программы.
Поделиться
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста
1.2. Сущность понятия «Здоровьесберегающая среда в учреждении дошкольного образования»
1.3. Модель здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ГУО «САНАТОРНЫЙ ЯСЛИ-САД №128 Г. ГОМЕЛЯ»
2.1. Диагностика здоровья детей дошкольного возраста как показатель качества здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования
2.2. Виды здоровьесберегающих технологий как элемент здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования используемых в учреждении дошкольного образования
2.3. Программа организации эффективной здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Ключевые слова: ВАЛЕОЛОГИЯ, ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ.
Объект исследования: – здоровьесбережение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования.
Цель работы: разработка теоретических и практических основ организации эффективной здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
2. Выявить сущность понятия «Здоровьесберегающая среда в учреждении дошкольного образования» и его структуру.
3. Разработать модель здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования.
4. Провести диагностику здоровья детей дошкольного возраста как показателя качества здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования.
5. Определить виды здоровьесберегающих технологий, используемых в качестве элементов здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования.
6. Составить программу организации эффективной здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, систематизация, сравнение, обобщение, моделирование);
- эмпирические (наблюдение, анкетирование);
- метод качественной и количественной обработки данных.
Положения выносимые на защиту
1. Здоровьесберегающая среда учреждения дошкольного образования понимается как совокупность управленческих, организационных, воспитательных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического и психического здоровья детей дошкольного возраста на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий.
В структуру здоровьесберегающей среды мы включаем: организацию процесса обучения и воспитания; стиль общения субъектов образовательного процесса; санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания; двигательный режим дошкольников; медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня; питание.
Субъектами здоровьесберегающей среды выступают дошкольники, сотрудники учреждения дошкольного образования, и родители.
2. Модель здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования включает:
Цель – создание образовательного пространства, обеспечивающего социальное, физическое и психическое здоровье детей.
Принципы:
– ненанесения вреда;
– приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов;
– триединого представления о здоровье (физическом, духовно-нравственном);
– непрерывности и преемственности;
– субъект-субъектного взаимодействия с воспитанником;
– соответствия содержания и организации процесса воспитания и обучения возрастным особенностям воспитанников;
– медико-психологической компетентности педагога дошкольного учреждения;
– гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
– позитивных воздействий над негативными (запретами, порицаниями);
– приоритета активных и интерактивных методов воспитания и обучения;
– сочетания охранительной и тренирующей стратегий;
– отсроченного результата;
– контроля за результатами, основанного на получении обратной связи.
Структурные компоненты:
– организация процесса обучения и воспитания;
– стиль общения субъектов образовательного процесса;
ВВЕДЕНИЕ
Стремительно развивающееся современное общество все настоятельнее требует от сферы образования и развития личности достаточно высокого, качественного результата. Таким результатом сегодня необходимо считать не только высокие интеллектуальные достижения подрастающего поколения, но и сохранение в образовательном процессе здоровья всех участников процесса. Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье является одним из важнейших приоритетов государства, поэтому процессом его сохранения и укрепления должны заниматься не только медицинские работники, но и педагоги, психологи и родители.
Здоровье населения предопределяется здоровьем детей. Состояние здоровья дошкольников имеет особое значение, так как в этот период формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой потенциал страны. Забота о сохранении и укреплении здоровья дошкольников рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья населения.
За период с 2005 по 2019 гг. отмечается неустойчивая тенденция роста первичной заболеваемости детей дошкольного возраста в Республике Беларусь. Уровень данного показателя по сравнению с 2005 г. увеличился на 5,2 %. В структуре первичной заболеваемости на первом месте находятся заболевания органов дыхания (76,1 %), на втором – травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (4,2 %), на третьем месте – некоторые инфекционные и паразитарные заболевания (3,7 %), на четвертом – болезни кожи и подкожной клетчатки (3,1 %). Наблюдается выраженная устойчивая тенденция роста первичной заболеваемости: сахарным диабетом; ожирением; болезнями глаза и его придаточного аппарата, в том числе миопией; болезнями уха и сосцевидного отростка; болезнями органов дыхания, врожденными аномалиями (пороки развития); деформациями и хромосомными нарушениями. В тоже время отмечается выраженная устойчивая тенденция снижения болезней кроветворных органов и отдельных нарушений, психических расстройств и расстройств поведения, болезней нервной системы, болезней системы кровообращения, болезней органов пищеварения, в том числе гастрита и дуоденита, болезней кожи и подкожной клетчатки, болезней мочеполовой системы. По результатам профилактических медицинских осмотров детей установлено, что 28,2 % детей относятся к первой группе здоровья. Удельный вес детей, имеющих хронические заболевания и морфофункциональные отклонения, составляет 13,5 % (12,0 % – третья группа здоровья, 1,5 % – четвертая группа здоровья). В 2019 г. распространенность нарушений остроты зрения у детей составила 33,4 на 1000 обследованных, нарушений осанки – 56,3.
Интерес ученых к здоровью детей всегда был высоким, но последнее время он обусловлен всё возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Проблемами сохранения здоровья детей занимались такие зарубежные ученые, как И.И. Брехман, П.Ф. Лесгафт. Среди российских ученых можно выделить таких ученых, как Н.М. Амосов, Г.Л. Билич, И.П. Борисова, А. И. Бурханов, Е.Д. Вечкитова, Л. Н. Волошина, И.С. Грач, А. И. Давидович, В. Деркунская, Л. Б. Дыхан, В. С. Кукушин, А. Г. Трушин, Л. Б. Дыхан, В. С. Кукушин, А. Г. Трушкин. В Беларуси данный вопрос исследовали И. И. Андрончик, В. Н. Ковалева, А.Э. Богатырева, Т. Н. Бодякова, И. Ганчеренок, А. Рафикова, И. И. Капалыгина, В. П. Каширин, Н.А. Куксова, О. Латыговская, О. И. Лифенец, Г. Макаренкова, Г.С. Мисяченко, В.Н. Ростовцев и др.
Развитие и состояние здоровья детей неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также с теми условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей, важнейшими являются условия образование среды. Поэтому здоровьесберегающая направленность модернизации современного дошкольного образования сближает интересы педагогов, медиков и психологов. В последние годы здоровьесберегающие технологии активно внедряются в практику работы учреждений образования, разрабатываются авторские программы по разным аспектам формирования здорового образа жизни, учреждения дошкольного образования оснащаются медицинским оборудованием. Однако многообразие здоровьесберегающих технологий не всегда имеет соответствующие методики и рекомендации для работы с детьми разного возраста. Любой ребенок успешен в процессе обучения, если он здоров. Но ухудшение экологической ситуации, неправильное питание, уменьшение двигательной активности детей неизменно ведут к нарушению здоровья. Поэтому, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, необходимо уже в условиях дошкольных учреждений формировать здоровьесберегающую среду. Здоровьесбережение – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Такие исследователи, как С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт [29], заложили основы настоящей валеологии – науки о здоровом образе жизни. Так, С.С. Боткин определял здоровье человека прежде всего, как способ адаптации и усовершенствования, функцию воспроизводства и гарантию здорового потомства. Нарушения и недостаточность данной функции он рассматривал в качестве важнейшей основы патологии.
В свою очередь, известный ученый В.М. Бехтерев много сил вложил в борьбу за оздоровление социума. С охраной здоровья жителей страны, улучшением условий их жизнедеятельности, улучшением их благополучия, увеличением общего уровня культуры он связал перспективу развития личности в частности и общества в целом. Особое внимание он уделял поддержанию и укреплению здоровья организма. Проблему как физического, так и психического состояния личности В.М. Бехтерев рассматривал в контексте проводимой им антиалкогольной кампании.
Проблема здоровья растущего организма также привлекала внимание педагогов. Например, Б.Н. Чумаков был убежден в том, что забота о здоровье растущего организма является комплексом санитарно-гигиенических норм, а не сводом требований к режиму, питанию, трудовой деятельности и отдыху. Забота о здоровье, по мнению ученого, является заботой во всей гармонии физических и духовных сил, а итогом данной гармонии считается радость творчества [58, c. 115].
Устав Всемирной Организации Здравоохранения определяет здоровье в качестве состояния полноценного физического, душевного общественного благосостояния, а не лишь как недостаток болезней и дефектов. С.В. Попов убежден в том, что данное определение является абсолютного здоровья является абстракцией. При этом приведенное определение первоначально исключает тех людей, у которых имеются некоторые (врожденные или приобретенные) дефекты организма, даже на стадии компенсации.
Г.Л. Билич, Л.В. Назарова дают определение понятия здоровье с необходимым и оправданным добавлением двух факторов. По их мнению, здоровье считается состоянием полноценного, физического, душевного и общественного благосостояния; способностью адаптироваться к трансформирующимся условиям окружающего мира, и природному процессу сохранения [3, c. 45].
В Большой медицинской энциклопедии здоровье определяется в качестве такого состояния человеческого тела в то время, как функции органов тела и систем находятся в равновесии с окружающим миром при отсутствии любых болезненных трансформаций. Вместе с тем, в течение развития организм человека меняет форму коммуникации с окружающим миром, но при этом трансформируется как сама среда, так и человеческий организм.
Ученый Н.М. Амосов уверен, что здоровье организма характеризуется таким его числом, которому можно дать оценку при помощи наивысшей длительности функционирования органов при условии сохранения качественных границ их функций [1]. С точки зрения В.П. Казначеева здоровье рассматривается в качестве процесса (динамического состояния) сохранения и развития биологического, физиологического, психического функционала рациональной трудоспособности, общественной активности при условии наибольшей длительности жизнедеятельности человека [22].
Справедливым представляется мнение академика Ю.П. Лисицына, который считает, что здоровье личности не сводится только к утверждению отсутствия болезни, недомоганий, дискомфорта. Здоровьем можно назвать состояние, позволяющее индивиду вести ненормальную в свободе жизнедеятельность, наиболее полноценно осуществлять свойственную человеку функцию (прежде всего трудовую), вести здоровый образ жизни (это означает испытывать душевное, физическое, общественное благосостояние).
И.И. Брехман, который является основоположником науки о здоровье (валеологии), определяет понятие здоровья в качестве способности личности иметь устойчивость, которая соответствует возрасту, в условиях разительных трансформаций параметров триединого потока различных видом информации (сенсорной, словесной и структурной) [8, c. 23].
На сегодняшний день, исследователи выделяют несколько компонентов общего понятия здоровья, к которым относятся соматическое, физическое, психологическое и моральное здоровье. Рассмотрим данные определения подробнее.
Соматическое здоровье является текущим состоянием органов и систем человеческого организма, основой которого является биологическая система личного развития человека, опосредованная базовой потребностью, доминирующей на разных этапах онтогенетического развития. Данные потребности, во-первых, представляют собой пусковой механизм развития человека, а во-вторых, способны обеспечить индивидуализацию деятельности.
Физическое здоровье показывает степень развития и роста органов и внутренних систем тела. Его основой являются морфофизиологический, а также функциональный резервы, которые способны обеспечить адаптационную реакцию к окружающему миру.
Выводы по 1 главе
Понятие здоровья является отражением качества адаптации тела к условиям окружающего мира, итогом течения взаимодействия личности и его среды жизнедеятельности; непосредственно состояние здоровья возникает в итоге взаимодействия внешнего (природного и социального) и внутреннего (наследственность, возраст) факторов. Дошкольное образовательное учреждение может и должно работать по изучению проблем здоровьесбережения, так как, это – важнейшее условие обусловленное критерием формирования психических, духовных качеств человека, а так же его становления и развития, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Здоровьесберегающая среда учреждения дошкольного образования понимается как совокупность управленческих, организационных, воспитательных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического и психического здоровья детей дошкольного возраста на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий.
В структуру здоровьесберегающей среды мы включаем: организацию процесса обучения и воспитания; стиль общения субъектов образовательного процесса; санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания; двигательный режим дошкольников; медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня; питание. Субъектами здоровьесберегающей среды должны быть дошкольники, все специалисты, работающие в образовательном учреждении, и, конечно же, родители.
Рациональная организация занятия – важная часть работы по здоровьюсбережению воспитанников учреждения дошкольного образования. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние детей в образовательном процессе в течении дня, возможность длительно поддерживать умственную.
Повышения ответственности руководителей, педагогов в выполнении должностных обязанностей, активизации межведомственного взаимодействия по решению проблем медицинского обслуживания дошкольников остаются главными приоритетами их деятельности; реальная и объективная самооценка и оценка деятельности каждого педагога и коллектива должны стать основой в организации безопасной жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях. Для этого важен выбор оптимальных средств организации образовательного процесса во взаимодействии с заинтересованными сторонами.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ГУО «САНАТОРНЫЙ ЯСЛИ-САД №128 г. ГОМЕЛЯ»
2.1. Диагностика здоровья детей дошкольного возраста как показатель качества здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования
Экспериментальная работа проводилась нами на базе государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №128 г. Гомеля». Учреждение расположено по адресу: г. Гомель улица 60 лет СССР д.25.
Учреждение является государственным учреждением образования, реализует образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, а также программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Санаторное дошкольное учреждение (для часто и длительно болеющих воспитанников). Функционирует с 30 декабря 1979 года. Учреждение является государственным, создавшим условия для получения дошкольного образования воспитанникам с особенностями психофизического развития. В состав учреждения входят 9 санаторных групп и 2 группы воспитанников с особенностями в психофизическом развитии (нарушением речи). Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни, создание условий для полноценного физического развития постоянно находятся в центре внимания сотрудников дошкольного образования. Особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы; внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс учреждения образования; разработка механизма мониторинга состояния работы по охране здоровья детей, обеспечения безопасности и жизнедеятельности дошкольников.
В условиях демократизации системы образования, вариативности программ, расширения инновационной деятельности образовательных учреждений, повышаются требования к достоверной и качественной информации о состоянии системы. Задача заключается в том, чтобы постоянно отслеживать ход воспитательно-образовательного процесса с целью выявления и оценивая его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а так же принятия управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса, выхода на целеполагание и результаты деятельности в области здоровьесбережения наших воспитанников. Следует отметить, что усилия коллектива постоянно направлены на профилактику имеющихся у воспитанников заболеваний. В ходе проводимой работы постоянно растет осведомленность родителей о профилактике различных заболеваний, они принимают активное участие в совместных мероприятиях. Профилактическая и оздоровительная деятельность в нашем дошкольном учреждении является чрезвычайно важной и первостепенной для обеспечения здоровья воспитанников. Большое внимание уделяется проведению специальных и неспецифических методов оздоровления воспитанников, это физиотерапевтические процедуры (по назначению врача), массаж, ароматерапия, фитотерапия, использование витаминных препаратов (осенняя и весенняя витаминотерапия), использования игрового массажа для профилактики простудных заболеваний.
В дошкольном учреждении проводится комплекс оздоровительных закаливающих мероприятий направленных на укрепление детского организма, на развитие и формирование защитных сил организма, способных противостоять влиянию негативных природных и антропогенных факторов окружающей среды. Много вниманию мы уделяем закаливанию детей, использованию внешних факторов для укрепления здоровья дошкольников. В дошкольном учреждении существует система воздушных закаливающих мероприятий. Важным слагаемым укрепления здоровья и физического состояния детей является материально-техническая база нашего дошкольного учреждения. На сегодняшний день мы имеем спортивную площадку для игры в футбол, баскетбол, волейбол. В дошкольном учреждении имеется отдельный спортивный зал, функционирует физиотерапевтический кабинеты, массажный кабинет, процедурный кабинет. В каждой возрастной группе оборудованы уголки двигательной активности детей. Постоянно материально-техническая база укрепляется. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Рациональное сбалансированное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Для реализации оптимальной двигательной активности и эффективного закаливания ребенка важно обеспечить его полноценным питанием. В нашем санаторном дошкольном учреждении организация питания осуществляется в соответствии с нормативными документами: СанПиНом. Работа по проведению оздоровления была бы неполной, без включения в план мероприятий по профилактике детского травматизма и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (в том числе и в быту), а также плана преемственности в работе с детской поликлиникой.
Выводы по 2 главе
Экспериментальная работа проводилась нами на базе государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №128 г. Гомеля».
Мы выявили ряд негативных факторов:
- высокий процент заболеваемости детей;
- возрастает количество детей с хроническими заболеваниями, где основное место занимают заболевания костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта и верхних дыхательных путей.
- знания детей о гигиене, режиме, привычках правильного питания и безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек здорового образа жизни;
- практически половина семей воспитанников не ориентированы на здоровый образ жизни, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей;
- не все педагоги демонстрируют в профессиональной деятельности здоровый стиль поведения, ориентируются в компетентном подходе по воспитанию привычек здорового образа жизни детей.
- низкий процент педагогов используют в своей работе образовательные программы для укрепления здоровья и физического развития детей.
Здоровьесберегающие технологии предполагают комплекс педагогических, психологических и терапевтических влияний, которые ориентированы на обеспечение защиты и поддержание здоровья, а также оформление ценностного отношения к индивидуальному здоровью. А общие методологические принципы являются основными положениями, определяющими содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
На основании предложенной нами модели мы разработали программу организации эффективной здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования. Предлагаемая нами программа взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровьесберегающая среда учреждения дошкольного образования понимается как совокупность управленческих, организационных, воспитательных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического и психического здоровья детей дошкольного возраста на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий. Дошкольное образовательное учреждение может и должно работать по изучению проблем здоровьесбережения, так как, это — важнейшее условие обусловленное критерием формирования психических, духовных качеств человека, а так же его становления и развития, физического совершенства, целевой жизненной установки. Здоровьесберегающая педагогика основывается на здоровьесберегающих технологиях. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для дошкольников, четко выстроив систему развития – здоровье через воспитание и обучение. Здоровьесбережение включает в себя целенаправленную организованную по этапную деятельность образовательного учреждения по реализации на практике здоровьесберегающих технологий с целью сокращения воздействия на детей одних из главных факторов нарушения здоровья.
В структуру здоровьесберегающей среды мы включаем: организацию процесса обучения и воспитания; стиль общения субъектов образовательного процесса; санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания; двигательный режим дошкольников; медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня; питание. Субъектами здоровьесберегающей среды должны быть дошкольники, все специалисты, работающие в образовательном учреждении, и, конечно же, родители. Рациональная организация занятия – важная часть работы по здоровьюсбережению воспитанников учреждения дошкольного образования. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние детей в образовательном процессе в течении дня, возможность длительно поддерживать умственную деятельность.
Модель здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования включает:
Цель – создание образовательного пространства, обеспечивающего социальное, физическое и психическое здоровье детей.
Принципы:
– ненанесения вреда;
– приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов;
– триединого представления о здоровье (физическом, духовно-нравственном);
– непрерывности и преемственности;
– субъект-субъектного взаимодействия с воспитанником;
– соответствия содержания и организации процесса воспитания и обучения возрастным особенностям воспитанников;
– медико-психологической компетентности педагога дошкольного учреждения;
– гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
– позитивных воздействий над негативными (запретами, порицаниями);
– приоритета активных и интерактивных методов воспитания и обучения;
– сочетания охранительной и тренирующей стратегий;
– отсроченного результата;
– контроля за результатами, основанного на получении обратной связи.
Структурные компоненты:
– организация процесса обучения и воспитания;
– стиль общения субъектов образовательного процесса;
– санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;
– двигательный режим дошкольников;
– медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;
– питание.
Здоровьесберегающие технологии:
– физкультурно-оздоровительная технологии;
– технологии обеспечения социально-психологического благополучия воспитанника;
– технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащение педагогов;
– технологии валеологического просвещения родителей;
– здоровьесберегающие технологии обучения.
Экспериментальная работа проводилась нами на базе государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №128 г. Гомеля». Мы выявили ряд негативных факторов: высокий процент заболеваемости детей; возрастание количества детей с хроническими заболеваниями, где основное место занимают заболевания костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта и верхних дыхательных путей; знания детей о гигиене, режиме, привычках правильного питания и безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек здорового образа жизни.
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – Москва, 2009. – 192 с.
2. Андрончик, И.И. Здоровье – образ жизни / И. И. Андрончик, В. Н. Ковалева // Веснiк адукации. – 2018. – №4. – C. 31 – 33.
3. Билич, Г.Л. Основы валеологии: учебник / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. – СПб.: Водолей, 2008. – 560 с.
4. Богатырева, А.Э. Технологический подход к валеологическому образованию / А.Э. Богатырева //Здаровы лад жыцця. – 2019. – №11. – С. 42 – 43.
5. Бодякова, Т.Н. Самое драгоценное произведение природы:(физическое воспитание, здоровый образ жизни дошкольников) / Т. Н. Бодякова // Пралеска. – 2019. – №1. – С. 61 – 63.
6. Борисова, И.П. Формирование здоровьесберегающей среды /автор-составитель / И.П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения, ноябрь 2007. – №11. – С. 63-72.
7. Брехман, И.И. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья / И.И. Брехман. – СПБ.: Наука, 2009. – 269 с.
8. Брехман, И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И. Брехман. – Л.: Наука, 1987. – 123 с.
9. Бурханов, А.И. – Важное звено здоровьесберегающего образования / А. И. Бурханов//Физическая культура в дошкольном образовании. – 2018. – №1. – C. 50 – 51.
10. Вечкитова, Е.Д. Планета Здоровье: Мероприятие по воспитанию здорового образа жизни / Е.Д. Вечкитова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – №8. – С. 55 – 59.
11. Волошина, Л.Н Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: моногр. текст. / Л. Н. Волошина. – Екатеринбург, 2004.- 160 с.
12. Ганчеренок, И. Ценится дешево, но стоит дорого: здоровое поведение как ключевой фактор здоровья нации / И. Ганчеренок, А. Рафикова // Беларуская думка. – 2008. – №7. – С. 46 – 51.
13. Грач, И. С. Здоровый образ жизни: сущность понятия и содержание работы по его формированию / И.С. Грач // Образование. – 2017. – №5. – С. 88 – 91.
14. Давидович, А.И. Здоровье и физическое развитие воспитанников; проблемы и пути решения / А. И. Давидович // Пралеска. – 2018. – №6. – С. 8 – 11.
15. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологически культурным? / В. Деркунская //Дошкольное воспитание. – 2004. – №11. – С. 12 – 15.
16. Дороже всех сокровищ на земле: Здоровый образ жизни – в интересах личности и общества // Бел.думка. – 2003. – №11. – С. 93 – 102.
17. Дыхан, Л.Б. Задачи педагогической валеологии /Л. Б. Дыхан, В. С. Кукушин, А. Г. Трушин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 528 с.
18. Дыхан, Л.Б. Здоровый образ жизни / Л .Б. Дыхан, В. С. Кукушин, А. Г. Трушкин // Педагогическая валеология. – Ростов н/д: ИЦ «Март», 2015. – С. 428 – 456.
19. Евсюков, Ю. И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю. И. Евсюков. – Ростов н/Д., 2002. – 436 с.
20. Инструктивно – методическое письмо Министерства Образования Республики Беларусь .Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2019 – 2020 учебном году.
21. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека : введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. М.: Владос, 2000. – 192 с.
22. Казначеев, В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.
23. Капалыгина, И.И. Здоровьесбережение как интегративная проблема в системе образования: основные критерии, показатели и уровни определения личностного и общественного здоровья / И. И. Капалыгина // Народная асвета. – 2015 – №7 – С. 3 – 6.
24. Каширин, В. П. Двигательная активность как ведущий компонент здорового образа жизни / В. П. Каширин // Социологические исследования физической культуры и спорта: монография. – Витебск, 2005. – С. 68 – 71.
25. Каширин, В. П. Научно – педагогические и организационные основы здорового образа жизни / В. П. Каширин // Социалогические исследования физической культуры и сорта: монография. – Витебск, 2005. – С. 65 – 67.
26. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011г. №243 – 3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2014№126 – 3).
27. Концепция государственной программы развития дошкольного образования в Республике Беларусь на 2015 – 2020 годы.
28. Латыговская, О. Моделирования процесса формирования культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста / О. Латыговская // Пралеска. – 2019. – №7. – С. 3 – 6.
29. Лесгафт, П.Ф. Педагогика. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. – М.: Юрайт, 2017. – 375 с.
30. Лифенец, О.И. Здоровый образ жизни как социальная ценность / О. И. Лифенец //Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2016. – №12. – С. 33 – 36.
31. Макаренкова, Г. Здоровьесберегающие системы в современном учреждении дошкольного образования / Г. Макаренкова // Журнал «Пралеска». – №6. – 2019. – С. 18-20.
32. Малярчук, Н.Н. Валеология / Н.Н. Малярчук. – М., 2008. – 289 с.
33. Матвеева, М. Будь здоров, малыш! (Валеологическая газета – одна из форм сотрудничества УДО с семьей) / М. Матвеева //.Дошкольное воспитание. – 2018. – №11. – С. 16 – 21.
34. Мисяченко, Г.С. О некоторых аспектах формирования здорового образа жизни / Г.С. Мисяченко // Здаровы лад жыцця. – 2015. – №4. – С. 27 – 29.
35. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / А. М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 208с.
36. Наскалов, В.М. Теоретико-методологические и практические основы формирования здорового образа жизни / В. М. Наскалов, А. Н. Ильницкий, В. Н. Спащанская // Вестник Полоцк. гос.ун – та. Педагогические науки. – 2015 – №11 – С. 152 – 159.
37. Никишина, И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов УДО. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии / И.В. Никишина. – М.: Планета, 2013. – 408 с.
38. Пономорева, Е. И. Формирование валеологической культуры: постановка проблемы / Е.И. Пономорева // Народная асвета. – 2018 – №7. – С. 7 – 9.
39. Попов, С. В. Здоровый образ жизни и его составляющие / С. В. Попов // Валеология в учреждении дошкольного образования и дома. – 2015 – С. 123 – 249.
40. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в учреждении дошкольного образования / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М., 2011. – 243 с.
41. Розин, В. М. Здоровье как философская и социально- психологическая проблема / В. М. Розин // Мир психологии. 2000. – № 1 (21). -С. 12-30.
42. Ростовцев, В.Н. Сущность здоровья / В. Н. Ростовцев // Здаровы лад жыцця. – 2015. – №9. – С. 14 – 19.
43. Рылова, Н.Т. Организационно–педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. автореферат кандидатской дис. / Н.Т. Рылова. – Кемерово: КГУ. – 2007. – 21 с.
44. Сайко, Э. В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции / Э. В. Сайко // Мир психологии. 2000. – № 1 (21) – С. 3 – 11.
45. Самусева, Н.В. Валеологические технологии воспитательного процесса / Н.В. Самусева // Новые технологии в современном процессе обучения. Сб. материалов 1 – ой Респ.науч. – практ.конф. – Новополоцк, 2017. – С. 150 – 152.
46. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования». Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 №8.
47. Сириннова, С. «Растим здорового ребенка»: специфика проектирования и особенности реализации образовательной программы здоровьесбережения в условиях учреждения дошкольного образования / С. Сириннова // Пралеска – 2020. – №4. – С. 59 – 62.
48. Слабко, И.Ф. Воспитание здоровых привычек / И.Ф. Слабко, М.Г. Клепикова // Здаровы лад жыцця. – 2015. – С. 18 – 24.
49. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии. / Н. К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
50. Соковня – Семенова, И. И. Концепция здорового образа жизни/ И.И. Соковня – Семенова // Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.,2010. – С. 12 – 14.
51. Соловьева, Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно–методические подходы ее реализации / Н.И. Соловьева. – ЭКО, 2004. – № 17. – С 23 – 28.
52. Таманаева, М. Н. Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации / М. Н. Таманаева // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 120-123.
53. Толкачев, В. А. Решение проблемы оздоровления населения через формирование здорового образа жизни / В.А. Толкачев // Здаровы лад жыцця. – 2016. – №1. – С. 45.
54. Тушина, Г.И. Педагогические условия формирования здороьесберагающей среды общеобразовательной учреждения дошкольного образования: дисс. канд. пед. наук / Г.И. Тушина.- Кемерово, 2005. – 263 с.
55. Тюрина, И. Ю. Валеологический потенциал семьи – важнейший фактор формирования культуры здоровья ребенка / И. Ю. Тюрина // Социально – гуманитарные знания. – 2015. – №1. – С. 311 – 319.
56. Учебная Программа «Дошкольного Образования» (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) Утверждено Министерством образования РБ. – Минск. Национальный институт Образования – 2019. – 417 с.
57. Чумаков, Б. Н. Понятие «Образ жизни». Проблемы в формировании здорового образа жизни / Б.Н. Чумаков // Валеология. – М.,2000. – С. 27 – 41.
58. Чумаков, Б.Н. Валеология: учеб. пособие / Б.Н. Чумаков. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 407 с.
59. Шебеко, В.Н. Формирование «образа здоровья» у детей младшего дошкольного возраста / В.Н. Шебеко, О. Латыговская // Пралеска. – 2019. – №7. – С. 3 – 7.
60. Семешкина, Н.В. Организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования / Н.В. Семешкина // Чырвоны кастрычнiк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ch-smi.by/.
61. Семешкина, Н.В. Организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования является приоритетным направлением по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Семешкина // Чырвоны кастрычнiк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ch-smi.by/.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 77.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Использование здоровьесберегающих технологий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Мероприятия программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мероприятия программы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты