ВВЕДЕНИЕ
Каждый раз, слушая программу по радио, мы часто даже не придаем значения тому, как она выстроена, в каком жанре и формате подана и многое другое. Согласитесь, зачастую очень важно понимать суть создания и оформления программы, чтобы всецело воспринять ее.
Если разложить передачу на компоненты, то в ней можно отыскать следующее:
- содержательный момент передачи (из чего состоит эфир: вкрапления интервью, аудиоподборка и прочее)
- техническая составляющая эфира (переходы, наложение музыки, синхроны, перебивки и т.д.)
- жанр радиопередачи
- по какому принципу строится передача
- форма подачи передачи на радио
В нашей работе на примере передач Первого национального канала белорусского радио нам предстоит разобраться, из чего состоит выпуск и как работает белорусское радио в целом.
Для всестороннего анализа работы мы взяли программы различного характера: информационные выпуски, радиоблоги и развлекательные программы.
Радиоблог
Автором данного раздела является ведущий Дмитрий Рубашник. Как правило, его работа заключается в том, чтобы рассказать просто о сложном, разобрать злободневные проблемы и дела, рассказать, как сломать системы и правильно поступить в той или иной ситуации.
Содержательный компонент программы: автор рассказывает об актуальном вопросе – страховании. Тема актуальна и непосредственно касается экономической стороны. Соответственно, только при первом упоминании в эфире слова «страхование» мы представляем, что будет большое количество цифр. Но ожидание не оправдались и на выходе программа получила достаточно лаконичное оформление. Журналист не рассказывает свой аудитории и том, что такое страхование и как с этим жить. Здесь мы видим небольшой экскурс в историю и набор весьма интересных фактов.
Здесь четко сработало правило «просто о сложном».
Жанр здесь определить немного сложно. Возможно, если бы подобное было в печатном издании, то это по праву можно было бы отнести к авторской колонке. Ну а здесь – авторская программа (но в данном случае это форма подачи). А вот что касается жанра, то это, скорее всего очерк или даже обзор. Но, чтобы не делать однозначных выводов, можно говорить и о таком явлении на радио, как диффузия – смешение нескольких жанров. Возможно, именно такой прием здесь и придает уникальности именно этой программе.
Структура передачи достаточно проста, если не сказать, однообразна. Изложение фактом и историй, который без труда можно найти в сети Интернет, если нас заинтересует тематика страхования. Примечательно, что авторский блог не отличается особым разнообразием и оригинальности. В нашем понимание, авторская работа на уровне собственной колонки или блога – это трудоемкий процесс с конечным продуктом в виде уникального материала, а не набора легкодоступных фактов. В данной передаче необходимо значительно изменить не только структуру, но и комплексный подход к подаче информации.
«Актуальный микрофон»
Больная передача хронометражом в полчаса. Данная программа рассказывает о том, что требует подробного разговора и разъяснения.
Содержательная часть программы: ответы на вопросы основной темы программы и мнение экспертов или консультантов в студии. Мы разобрали пример передачи, в которой основной темой обсуждения в студии стало суворовское училище и организация учебы в нем.
Ведущие пригласили в гости двух выпускников и заместителя учебной части для того, что аудитория белорусского радио смогла почерпнуть для себя полезную информацию.
К слову, во многих передачах как на телевидении, так и на радио, есть краткий обзор в самом начале выпуска. Такой маневр дает возможность потенциальному слушателю понять структуру программы и услышать, какие основные моменты будут обсуждать ведущие и гости в студии. В данной программе такой пункт отсутствует.
Программа проходит в формате «вопрос-ответ» (или беседа) и относится к такому информационному жанру, как беседа. Зачастую именно данный жанр в полной мере позволяет раскрыть все аспекты вопроса. Поскольку программа в эфире находится около получаса, то выбранный формат придает передаче динамики. Беседа представляет собой как бы смесь коллективного комментария и интервью. Интервью ведёт журналист, а на вопросы, которые он ставит, отвечают приглашённые им специалисты или просто гости. Они могут также высказываться по вопросам, заданным другим участникам. При подготовке беседы автор определяет круг вопросов, которые должны быть рассмотрены, необходимых специалистов, причём на конкретный вопрос основной ответ даёт конкретный человек, но и все остальные получают полный список вопросов и тоже готовы принять участие в его раскрытии.
Возможно приглашение специалистов с разными точками зрения, но в этом случае возникает опасность превращения беседы в другой жанр – дискуссию. В начале беседы ведущий вводит слушателей/зрителей в суть обсуждаемой темы, представляет участников и в дальнейшем, поставив вопрос, предоставляет слово кому-то из гостей. В этом жанре журналист может выступать в двух ипостасях. В одном случае он практически не принимает участия в собственно обсуждении проблемы, выступая в качестве модератора, задача которого – следить за очередностью выступлений. В другом случае журналист сам участвует в обсуждении. Но при этом он должен сам разбираться в проблеме на уровне специалиста высокого класса.
«Встречи с песней»
Программа принимает письма из самых разных уголков Беларуси. Зачитывая истории из жизни, ведущий программы иногда комментирует написанное, а затем в эфире звучат песни, которые и заказывают авторы писем.
Содержательный момент основан на письмах читателей. Белорусское радио, как мы уже упоминали однажды, рассчитано на возрастную аудиторию. К слову, в программу приходят исключительно бумажные письма. Это сохранение некий традиций позволят окунуться в атмосферу романтики и некоторой истории. Согласитесь, на сегодня тяжело где-нибудь найти бумажные письма. В век повсеместного интернета это фактически невозможно. А здесь, пожилые люди делятся своими жизненными историями. Иногда они рассказывают, где и при каких условиях они услышали ту или иную песню. А чтобы приятные воспоминания стали ярче, они и просят подкрепить письмо музыкальной композицией.
Передача выходит в жанре житейских историй и корреспонденции.
Отличие этого жанра от информационного жанра «мини-истории» состоит в полноте, насыщенности «развертки» соответствующих своих сторон, языковой образности, наглядности. Подобному типу текста в художественной литературе соответствует рассказ. Публикации данного типа очень часто появляются на страницах популярной западной периодической печати (например, известного в мире журнала для семейного чтения «Ридерс дайджест») и поэтому достаточно полно исследованы. В житейских историях описываются некие эпизоды из жизни людей, их поступки, различные ситуации, коллизии, все то, что может быть обозначено как «бытие человека». Житейские истории создаются с помощью художественного метода, т. е. основную роль в рождении таких текстов играет авторская фантазия. Именно она рождает не существовавшие на деле ситуации или «обрабатывает» то, что имело место в реальной действительности, доводя «исходный материал» до реально возможного в том или ином конкретном случае художественного уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Долгие годы белорусское радио стремится к тому, чтобы омолодить аудиторию и снизить возрастной порог, но, при этом, она фактически не меняет формата своих передач или делает это в незначительной форме.
Данной положение дел может быть обусловлено сразу несколькими пунктами. Во-первых, это касается устоявшихся и давно закореневших правил и форм работы на белорусском радио. Здесь четко срабатывает принципы «мы и раньше так работали, но аудитория была другая». Та же аудитория и осталась, просто она стала старше. Вслед за пережитками прошлого пошли и те, кто с этого начинал. Соответственно, стоит пересмотреть политику редакции: оставить что-то для старшего поколения и модернизировать вторую половину для молодого, аудитория в значительной степени изменится.
Не секрет, что все телеканалы, газеты и радио постепенно покоряют Интернет-площадки и социальные сети. Что касается в этой связи белорусского радио, что это не совсем можно отнести к тому инновационному шагу, в котором так нуждается радиостанция.