Эссе: «Взгляд на личность сквозь призму в психологическом направлении»
Выводы
Список использованной литературы
Эссе: «Взгляд на личность сквозь призму в психологическом направлении»
Существует множество различий в понимании феномена личности. Можно выделить следующие основные составляющие дефиниций: личность как:
- множество черт;
- определенный тип, связанный с определенными характерными особенностями поведения;
- система конструктов;
- система личностных смыслов;
- субъект отношений;
- социальное качество в человеке;
- некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;
- деятельность «Я» субъекта и т. д.
Согласно психологическому словарю, личность – это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности [9].
На протяжении многих лет проводились систематические и несистематические исследования человеческого поведения. Теории поведения личности – направление теоретической и экспериментальной психологии, основанное на идеях И.П. Павлова, Ю.Б. Ватсона, Э.Л. Торндике. Поведение – одно из основных понятий бихевиоризма.
Известно, что в бихевиористской теории поведения личности есть два направления: рефлекторное и социальное. Представители рефлекторного направления – американские бихевиористы Дж. Уотсон и Б. Киннер. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Теории каждого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, однако, сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.
Основным источником развития личности в обоих направлениях является среда в самом широком смысле этого слова. Личность – это продукт обучения, а ее свойства являются обобщенными отражениями поведения и социальных навыков.
При рассмотрении концепции личности. Дж. Уотсон отбросил понятие сознания как произвольной и центральной умственной деятельности, которая порождает мысленные образы и идеи. Отказ Дж. Уотсона от сознания как основной темы психологии – визитная карточка классического бихевиоризма [4, с. 213].
Выводы
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что: Во взглядах Дж. Уотсона, личность представляет собой результат того, с чем человек рождается и что переживает. Все эмоциональные свойства личности, такие как страх, тревога, радость, гнев, представляют собой результат выработки классических условных рефлексов. Поведение личность представляет собой приспособительную активность, сформированную в ответ на повторяющиеся стимулы. Для нее основным инструментом приспособления является мышление – поведение, отсрочивающее и опосредствующее внешние реакции; внутренняя речь. Основными факторами формирования личности и ее поведения являются: наследственность, воспитание и среда. Развитие личности зависит в большей степени от социального окружения, условий жизни, то есть от стимулов, которые возникают в среде.
В концепции Б.Ф. Скиннера, личность рассматривается как совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Личность стремится совершать те операнты, после которых последует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Уникальности личности или нет, или она заложена в генетической структуре. Достоинство личности заключается в способности избегать унижений, а свобода состоит в праве на поощрение. Такие внутренние факторы как мотивы, установки, потребности не влияют на поведение, а поведение является продуктом предшествующих подкреплений. Широкие возможности в становлении личности, формировании поведения в определенном направлении, заложены в детстве. Личные события человека являются внутренними, доступными только ему событиями.
В концепции А. Бандуры личность рассматривается с позиций самоконтроля и самоэффективности. Хотя А. Бандура признает важную роль внешних подкреплений, она говорит о существовании более широкого круга подкрепляющих воздействий, однако ученым также подчеркивается непрерывное взаимодействие между человеком и окружением.
1. Белан Е.А. Понятие активности в психологии бихевиоризма /Е.А. Белан // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2011. – № 2 – С. 66–71.
2. Иващенко А.В. Особенности теоретической реконструкции идеи личности в зарубежной психологии / А.В. Иващенко // Вестник РУДН. – 2003. – № 1. – С. 48–57.
3. Куликов Д.К. О некоторых аспектах теории мышления в бихевиоризме / Д.К. Куликов // International scientific–practical conference of pedagogues and psychologists «SCIENTIFIC GENESIS» European Association of pedagogues and psychologists «Science». – 2014. – С. 213–226.
4. Овчарова Р.В. Психология личности / Р.В. Овчарова, С.В. Уманский. – Курган: Изд–во КГУ, 2010. – 237 с.
5. Реан А.А., Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.
6. Федоров А.А. Радикальный бихевиоризм и психическая реальность / А.А. Федоров // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. – 2007. – № 2. – С. 23–30.
7. Федоров А.А. Эволюция единиц анализа поведения в бихевиоризме: Уотсон, Кантор, Скиннер / А.А. Федоров // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 19–27.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. – СПб.: Питер, 1998. – 606 с.
9. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 416 с.
10. Rotter J.B. Social learning and clinical psychology / J.B. Rotter. – New York: Prentice–Hall, 1954. – 452 р.