ВВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Райл Гилберт (1900 – 1976) – английский философ, представитель направлений – философия обыденного языка и философия сознания.
Рассматриваемая проблема - проблема определения сознания в философии - играет важною роль в системе философских знаний, потому как ее разъяснение напрямую связано с решением фундаментальных антропологических, гносеологических, онтологических и социально-философских вопросов, которые, в свою очередь, затрагивают такие оппозиции, как бытие и небытие, объективнее и субъективнее, коллективное и индивидуальное.
Именно проблема сознания в большинстве своем определяет классическую философию на линии идеализма и материализма, т.е. разделение на материальный (высший) и нематериальный (низший) миры.
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Сознание также является одним из сложнейших объектов философского анализа. Будучи бесспорной очевидностью существования человека, в то же время оно кажется незаметным для внешней обсервации. Четкая верификация психических процессов и состояний неосуществима и, в сущности, делает проблему сознания одной из самых трудно определимых в современной философии и наглее.
«Понятие сознания» британского философа языка Гилберта Райла является классическим примером современной критики «картезианской» философии сознания с позиции аналитической философии.
Основой концепции Декарта, как показывает автор, являются тело и сознание как две принципиально различные сущности. События физического мира пространственны и доступны наблюдению извне, события же, происходящие внутри, в «сознании», непространственны и не доступны публичному наблюдению и могут познаваться самим обладателем сознания посредством самонаблюдения.
Сторонники доктрины Декарта были убеждены, что процессы и события физического мира основаны на точных механических причинных законах, тем самым предполагая, что ментальные понятия обозначают сущности, которые подчиняются похожим по своему каузальному характеру духовным законам. Кроме того, определеннее использование языка в контексте Декарта скрывает логическую, или как говорил Г. Райл «категориальную», ошибку.
Построив систему понятий, Декарт и его многочисленные последователи не заметали эту логическую ошибку, создав в свою очередь псевдонаучною мифологию вместо научного представляется о соотношении души и тела, которая искажает и затемняет истинные механизмы человеческих действий.
Из этого последовало, что картезианский миф стал постулированием двух изолированных миров в рамках общего каузально-механистического концептуального каркаса. Само же человеческое существо описывается как «призрак в машине». — «В машине» потому, что тела существ. имеющих сознание, предстают в мифе как механизмы, которые подчиняются физическим законам, «призрак» - потому что «машины» управляются механизмами сознания, которые не видны наблюдающему зрителю: «Умы не являются частями часового механизма».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сказать, что Райл объединил популярный в те годы бихевиористский подход с философией языка и перевел проблему в логико-лингвистический план. Во времена господства бихевиоризма и философии языка Райл пытался переопределить ментальные термины таким образом, чтобы они относились не к состояниям мифического «разума в машине», а, как он считал, к поведенческим диспозициям и образцам.
Ряд философов - У. Плейс, Дж. Смарт, Дж. Фейгл, Д. Льюис, Д. Армстронг и др., поддерживавшие физикалистскую позицию Райла, отвергли его обращение к поведенческим реалиям, считая возможным отождествлять ощущения и ментальные образы непосредственно с состояниями мозга живых существ (позже этих философов назвали теоретиками идентичности).
1. Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. - Москва : Проспект, 2016. - 560 с.
2. Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва : Проспект, 2017. - 332 с.
3. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.
4. Киселев, С. Г. Философия: для поступающих в аспирантуру: научно–методическое пособие / С. Г. Киселев. – Москва: Юнити–Дана, 2014. – 135 с.
5. Классическая философия в современной культуре: монография / В. И. Коротких. – Москва: Инфра–М, 2014. – 159 с.
6. Марков, Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. - 426 с.