ВВЕДЕНИЕ
МОЯ ЖИЗНЬ КАК ИСТОРИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Какую роль играет личность в истории? Каковы объективные критерии, позволяющие определить роль личности в истории. Когда мы говорим об исторической личности, делаем привязку к событиям, на которые повлиял человек, изменил ли он ход истории, насколько это было неизбежно и самый главный вопрос - что могло произойти, не будь этого человека?
Именно люди делают историю. Исторические события напрямую связаны с деятельностью человека. Это непреложная истина. Отсюда вытекает вопрос о роли личности в истории. Жизнь человека - череда случайностей, но случайность перестает ею быть в тот момент, когда она начинает влиять на последующие события.
История преподносит нам немало примеров, когда смена действующих лиц на мировой арене не приводила к глобальным переменам, с другой стороны мелочь может решать многое.
Случайность перестает быть случайностью именно потому, что налицо данная личность, которая накладывает отпечаток на события... определяя, как они будут развиваться (Лабриола 1960: 183)
Однако, то, что именно данный человек был выбран на роль исторической личности - случайность. Случайность в том смысле, что именно этот человек был выбран, его место мог занять кто-то другой, поскольку в этом была необходимость.
МОЯ ЖИЗНЬ КАК ИСТОРИЯ
Рано или поздно каждый хочет понять, кто он, что он, откуда он, куда он идет, В чем смысл и цель его жизни, жизни всего человеческого общества.
Смысл человеческой жизни не то же самое, что угадывать остальную природу жизни. Нет такого смысла, как сознательное целеполагание. Но наша цель остается. В живой природе все рождается и устраивается в соответствии с целью в результате эволюции. Какова цель природы жизни и какова цель самой жизни? Целью фундаментального отличия жизни от неживой природы является сама жизнь-стремление к существованию, размножению и расширению пространства. Цель и смысл жизни животных-жизнь.
Это присуще человечеству и человечеству в целом. Но, помимо этого, человек-особый представитель жизни, активный, перестраивающий вселенную принципиально иначе. Смысл жизни для человека отличается от простого инстинкта преследовать цель жизни, потому что он является активным сознанием мотивации и действия. Никто в природе, кроме Человека, не ставит цели и не стремится к ее достижению.
Смысл и цель жизни человека-это его важнейшие характеристики и отличия, особый атрибут и способность, поле сознательного выбора целей, средств и действий, которые являются его единственными характеристиками. Свобода и воля в выборе человека дать или лишить его смысла жизни. Смысл жизни человека-это позитивная воля к целеполаганию и достижению целей. Но в этой абсолютной формуле есть важное условие. Не все это видят. Здесь речь идет о жизни человека. Поэтому не все цели, средства и действия придают смысл жизни, другие отнимают его. Поэтому формула "жить" для животных "имеет другое значение для человека, то есть "жить в точности как человек". В этой смысловой формуле-главная развилка судьбы каждого человека и человеческого общества в целом. В этой области человек либо способен и намерен отличить себя от животного, либо теряет право стать человеком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, что же может определить роль личности в истории? От его собственной персоны, в которой он оказался в ситуации, или какой-то случайности. Может быть, сочетание факторов? Это трудно понять.
Роль индивида в истории может варьироваться от незначительной до огромной, в зависимости от условий и обстоятельств индивида, а также от времени и природы индивида.
Современная историческая наука противостоит фаталистическому взгляду на историю. Из этого можно сделать вывод, что будущее может развиваться в результате деятельности человека на основе заданного вектора происходящих событий.
Индивид не мог предвидеть последствий своей деятельности. В ходе исторической деятельности выявляются сильные и слабые стороны личности, что оказывает влияние на историю, а дальнейшее воздействие на исторические события может быть выявлено только после смерти человека.
Роль личности в истории не всегда напрямую зависела от моральных и интеллектуальных качеств
Здесь можно упомянуть Эфиальта, который показал персам тайный путь в битве при Фермопилах и вывел их в тыл царя Леонида и его войска, в результате чего спартанцы погибли и были окружены врагом.
Как видите, проблема не так проста, как была изначально. Этот вопрос имеет глубокий подтекст и философское значение.
Несомненно одно-вопрос о роли личности в истории далек от окончательного решения.
1. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. с фр. Е.М. Лысенко. 2-е изд. М.: Наука, 1986. 256 с.
2. Герман Гессе: «Петер Каменцинд» / Пер. с фр. А.А. Бобовича, М.А. Бобовича, Ю.Н. Стефанова. М.: Наука, 1991. 632 с.
3. Лев Николаевич Толстой «смерть Ивана Ильича», XV– XVIII вв.: В 3 т. Т. 1: Структуры повседневности / Пер. с фр. Л.Е. Куббеля. М.: Прогресс, 1986. 622 с.
4. Фридрих Ницше «Как становятся сами собою» / Пер. с фр. В.А. Бабинцева, Я.Ю. Старцева. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. 544 с.
5. Гинзбург К. Сыр и черви: Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. / Пер. с итал. М.Л. Андреева, М.Н. Архангельской. М.: РОССПЭН, 2000. 272 с.
6. Ле Гофф Ж. Является ли политическая история по-прежнему становым хребтом истории? / Пер. с фр. И.В. Дубровского // Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Прогресс, 2001. С. 404–425.