Введение
В современном обществе все большее внимание уделяется профессиональной этике. И это неудивительно, поскольку соблюдение профессиональной этики является одним из основных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом, особенно когда речь идет о менеджере или руководителе такой организации. Так что же такое "этика"?
Этика (от греческого этос – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – на работе, в жизни, в науке, в семье, в личной и международной жизни, коммуникации.
Если говорить об этике менеджера, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальной внешности.
Этика менеджера – это наука, которая рассматривает действия и поведение человека, действующего в области управления, в том аспекте, в котором действия менеджера связаны с универсальными потребностями человека.
Менеджер является ядром организации и ее представителем. Имидж всей организации зависит от поведения, внешности, культуры речи менеджера. Кроме того, он является примером для подчиненных, поскольку этика менеджера проецируется на деятельность команды, организации и, таким образом, оказывает огромное влияние на индивидуальную этику подчиненных, решительно влияет на формирование корпоративной культуры организации Корпоративная этика и серьезно влияет на будущее организации и будущее каждого сотрудника.
Наиболее важные аспекты этики управленческой профессии отражены в следующих принципах управленческой деятельности:
Лояльность к организации, приверженность ее традициям;
Уважение к подчиненным, искренний интерес к ним, воздержание от критики, унижающей достоинство подчиненного;
Исключение составляют проявления грубости, высокомерия, интриг, манипуляций, попыток «пошевелить головой»;
Недопустимость обмана подчиненных, невыполнение обещаний, злоупотребление положением начальника, сокрытие информации, представляющей интерес для подчиненного;
Уважение к услуге.
Роль этики деловых отношений в профессии менеджера
Менеджер – человек, который планирует мотивацию, организацию, контроль производства с целью наиболее быстрого достижения поставленных целей.
Менеджеру необходимо обладать манерами, умело руководить кадрами, максимально использовать способности сотрудников, гибко реагировать на требования заказчика. Все эти способности трактуются как имидж менеджера. Менеджер - это лидер, главной задачей которого является выполнять дело при помощи коллективной работы, путем сотрудничества. В своей работе он должен учитывать производственные интересы и личные потребности подчиненных, сбалансировать интересы босса и других менеджеров, необходимость обучения и выполнения работы.
Руководитель должен уметь увлечь коллектив, заинтересовать в выполнении задания, объяснив потенциальную пользу для сотрудника и коллектива в целом, убеждать, отдавать распоряжения, которые могут быть в форме приказа или просьбы в зависимости от ситуации, нужно помнить, что просьба выполняется предпочтительнее, находить нужный тон в переговорах. Важное умение – конструктивно критиковать. Менеджер должен понимать, что тактичность, вежливость, чувство меры, умение управлять своими эмоциями, цивилизованный стиль поведения являются залогом успеха и приносят удовлетворение от работы.
Менеджер выполняет следующие функции: определяет цели эффективной деятельности организации, обеспечивает реализацию этих целей при помощи людских, материальных ресурсов, организует деятельности фирмы, структурирует ее работу, регулирует взаимодействие различных подразделений, контролирует выполнение управленческих решений, работает непосредственно с персоналом, подбирает кадры, определяет их должностные обязанности, отвечает за обучение, организует установление, а так же поддержание коммуникаций, обеспечивает мотивацию труда, регулирует отношения между работниками, предупреждает и разрешает конфликты, принимает посетителей.
Без авторитета не может быть настоящего руководителя. Авторитет – это доверие, которое заслужил руководитель у своих подчиненных и вышестоящего руководства, так же это оценка коллективом, насколько субъективные качеств менеджера соответствуют объективным требованиям. Авторитет нужно рассматривать через призму отношений, ценностей, результата работы. Выделяют следующие источники авторитета:
- официальный, или должностной статус, который определяется занимаемой должностью
- реальный авторитет, или субъективный статус – то есть фактическое влияние, уважение, реальное доверие.
Пользующийся авторитетом руководитель располагает к себе сотрудников, его указания выполняются с готовностью, без внутреннего сопротивления. Решения же неавторитетного менеджера вызывают недоверие и внутреннее противоречие. Авторитет облегчает и повышает эффективность управления.
Заключение
Этическое регулирование деятельности менеджера, как и любая другая профессиональная этика, происходит, когда представители этой профессии сталкиваются с проблемами, которые не могут быть решены никакими средствами, кроме моральных: осознание противоречия между собственным и свободным нравственным выбором, формы императивного значения – идеалы, принципы и нормы.
Что делать в ситуациях морального выбора?
Шаг 1. Признать и прояснить дилемму.
Шаг 2. Получить все факты, которые возможно.
Шаг 3. Перечислить все ваши варианты.
Шаг 4. Проверьте каждый вариант, задав три вопроса:
1) Это законно?
2) Это правильно?
3) Это полезно?
Шаг 5. Принятие решения.
Шаг 6. Дважды проверить решение, задав два вопроса:
1) Что я буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?
2) Как я буду себя чувствовать, если о моем решении сообщат местной прессе?
Шаг 7. Принять меры.
Чтобы рационально выстроить управление персоналом и отношения в организации, менеджер по персоналу должен уметь разрешать этические дилеммы и выбирать наиболее эффективные и в то же время безупречные моральные действия. Для этого нужно знать основные правила поведения в ситуациях нравственного выбора, а также понимать тонкости конкретных правил поведения в типичных производственных ситуациях.
1. Авдулова, Т. П. Менеджмент: учеб. пособие / Т. П. Авдулова. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 28 с.: ил.
2. Василенко И. А. Искусство международных переговоров; Экономика – Москва, 2011. – 352 c.
3. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. –М.: Проспект, 2011. –320 с.
4. Вечер Л. С. Деловое общение государственного служащего. Практикум; Форум – Москва, 2012. – 224 c.
5. Грибов, В. Д. Менеджмент: учебник / В. Д. Грибов. –3-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт, 2011. –280 с.
6. Драчева, Е. Я. Менеджмент: учеб. –11-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2010. –280 с.
7. Дудина И. А. Деловые переговоры. Искусство и ремесло; Феникс, ВолГУ – Москва, 2010. – 448 c.
8. Исаев, Р. А. Основы менеджмента: учебник для вузов /Р. А. Исаев. –М.: Дашков и Ко, 2010. –263с.
9. Ковальчук А. С. Основы делового общения; Дашков и Ко – Москва, 2010. – 300 c.
10. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Деловые коммуникации; Юрайт – Москва, 2012. – 480 c.