ВВЕДЕНИЕ
1. Игнат Абдиралович “Извечным путем”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Реконструкция и анализ отличительных темпоральных референций «Извечным путем» − цель данного исследования. Ради ее достижения нами будет использован метод аналитики выражения−метод «археологии знания» М. Фуко [2]. Под аналитикой высказываний мы подразумеваем особую практику прочтения текста, для которой свойственны следующие черты: во-первых, псевдонаивность: сказанное и написанное должно быть рассмотрено в инстанции собственно сказанного, в фактичности высказанного. Это означает временную запрет, или взятие в скобки, любых интерпретаций, основанных на ментальной или контекстуально-исторической ковзальности. Во-вторых, содержание субъекта высказываний в качестве изменяющейся функции, пульсирующая в тексте, то распахиваясь в общезначительных высказываниях к всеобъемлющих рамок, если на место субъекта может быть подставлен буквально любой, то приобретая контекстуальные условия, если субъект выражения приобретает свои конкретные черты, а предельно совпадает с единичной, конкретной личностью-Игнатием Канчевским.
1. Игнат Абдиралович “Извечным путем”
Произведение Игната Абдираловича « Извечным путем» было написано еще в 20-х годах прошлого столетия и посвящено наиболее актуальным проблемам того времени. Весь текст состоит из 4 частей. Много было сказано о произведении И. Абдираловича. О тех категориях “Запада” и “Востока”, которые по своей сути и семантике все меньше удерживают что-то от собственно физического пространства и все больше растворяются в своих культурологических и политических коннотациях, но в которые неизбывно впутан пространственный опыт Беларуси, Украины и балканских краев [1, c. 8]. Много, но, возможно, не достаточно, не соразмерно тому масштабу, который занимает эта небольшая брошюра в истории белорусской мысли. Поражает же то, что многие критики, интерпретаторы и адепты текста не нашли ничего сказать о роли, которую играют время и темпоральность в концептуальных постройках этой книги. Между тем роль эта не мала, по крайней мере, не меньшая, чем более наглядная для интерпретаторов роль противопоставления Запада и Востока и определения местоположения Беларуси как отличительного “между”. Основанием такого мнения может быть даже простое формальное рассуждение: белорусскую культуру возможно осмыслить как пограничный или трансграничный опыт, только в рамках темпоральных конструкций “все еще нет...”, “уже никогда больше нет...”: отложенного или отвергнутого выбора в пользу одной из альтернатив. Эпиграф, выбранный Абдираловичем к своему произведению, начинается собственно со слова “время”:
Время, когда нужно грустить
Душою на свежих могилах
Пусто-пронесшихся дней [1, c. 7].
“Извечным путем”,
таким образом, приглашает нас во время потребности и определяет время как время потребности. Время требует, требует тоски по “потерянному времени”, рефлексии о пропаже дней и возможностей. Это время эмоционально исполненное, но идейно и событийно пусто.
Краткая предисловие «Извечным путем» также начинается со слов о времени: наши времена−времена общего блуждения, времена восстания. Данная и выраженная первым предложением предисловия общность «мы−современники» и «мы−белорусы» забирается или, по крайней мере, ставится под вопрос предложением последним: «в такие времена одинокая человеческая душа ищет, пересматривая все то, что казалось ценным, священным и желанным» [1, c. 7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автор также пытается соотнести между собой два типа цивилизации: западную и восточную, которые являются противоположными и, которые сошлись в своей борьбе на территории Беларуси. У каждой из этих цивилизаций есть свой путь развития, по которому они и следуют. Что же касается Беларуси, то ее нельзя отнести ни к одному, ни ко второму, из чего автор делает вывод о существования третьего «белорусского пути». И для подтверждения этого он дает подробное описание Запада и Востока. Рассматривая социальный аспект творчества, автор говорит о необходимости творчества в общественной жизни. А когда начинает рассматривать в современной Беларуси общественную жизнь, то замечает невозможность существования творчества. Это обусловлено несколькими причинами: для существования социального творчества нужны другие (по сравнению с индивидуальным творчеством), более благоприятные условия, а также тот факт, что некоторыми социальными формами пользуются только правящие классы, которые при этом тормозят их развитие. Поэтому творчество не может развиваться безостановочно, как единый целостный процесс, это происходит частично, с перерывами в развитии, да и основывается оно на творчестве отдельных лиц.
1. Игнат Абдиралович [Канчевский, И. В.]. Извечным путем: исследования белорусского мировоззрения / Игнат Абдиралович. − Минск: Наука и техника, 1993. – 42 с.
2. Фуко, М. Археология знания: пер. с фр. / Мишель Фуко. − СПб.: Гуманитар. Аккад., 2004. − 412 с.
3. Женетт, Ж. Фигуры: работы по поэтике : [в 2 т.] / Жерар Женетт. − М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. − Т. 1-2. − С. 140−153