1. Теоретический вопрос
2. Тест
3. Теоретико-прикладное задание
4. Задача
Список литературы
1. Теоретический вопрос
Ответьте на следующие вопросы (ответ должен быть мотивирован):
- совпадают ли понятия «финансовое право» и «финансовое законодательство»;
- совпадают ли понятия «предмет финансового права» и «предмет науки финансового права»;
- совпадают ли понятия «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения».
Ответ
А) Нет, не совпадают. Понятие «финансовое право» отражает сущность финансового права как отрасли права, а понятие «финансовое законодательство» – как отрасли законодательства. Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода большой круг общественных отношений, обладающих внутренним единством и качественным своеобразием, тогда отрасль законодательства представляет собой совокупность норм, регулирующих комплекс взаимосвязанных разнородных общественных отношений, объединенных определенной сферой. Один и тот же нормативный акт может регулировать различные по своему содержанию виды отношений, включая нормы как одной отрасли права, так и нескольких. Отрасли законодательства формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом.
Б) Предмет науки финансового права шире, чем предмет финансового права, и включает в себя, помимо предмета финансового права, также знания о финансово-правовых категориях и практике применения финансово-правовых норм. Наряду с нормами финансового права наукой финансового права изучаются финансово-правовые отношения, их субъекты и объекты, виды. Наука вводит определения некоторых понятий, а также изучает историю развития и практику применения финансово-правовых норм не только в Республики Беларусь, но и в других государствах.
2. Тест
1) Под налогом понимается:
а) обязательный платеж, который уплачивается всеми организациями и физическими лицами с целью финансирования деятельности государственного аппарата;
б) обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты;
в) обязательный инициативный платеж, уплачиваемый всеми субъектами налогового права с целью финансирования государственных расходов, в порядке, установленном законодательством.
2) Индивидуальная безвозмездность налога означает:
а) что уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи;
б) что после его уплаты у плательщика возникает право требования к государству о порядке, формах и направлениях, уплаченным им сумм налогов;
в) что уплата налога является основанием для освобождения налогоплательщиков от ряда обязанностей.
3) Под сбором (пошлиной) понимается:
а) добровольный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь;
б) обязательный индивидуально-безвозмездный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь;
в) обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
3. Теоретико-прикладное задание
Используя бюджетное законодательство, ответьте на следующие вопросы:
- какие бюджеты входят в бюджетную систему;
- что представляет собой бюджетная роспись;
- каковы принципы бюджетной системы;
- применяется ли в Республике Беларусь блокирование бюджета;
- каковы последствия профицита бюджета;
- сколько длится финансовый (бюджетный) год и плановый период;
- в чьей компетенции находится составление проекта бюджета;
- какие органы осуществляют бюджетный контроль.
Ответы
- какие бюджеты входят в бюджетную систему? В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-З (далее – БюК) в бюджетную систему Республики Беларусь входят республиканский бюджет и местные бюджеты.
- что представляет собой бюджетная роспись? Согласно ст. 119 БюК Бюджетная роспись бюджета областного и базового уровней составляется соответствующим местным финансовым органом на основе показателей, утвержденных решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год, в месячный срок после его принятия.
Бюджетная роспись бюджета областного и базового уровней утверждается соответствующим местным финансовым органом.
Бюджетная роспись бюджета первичного уровня составляется исполнительным и распорядительным органом первичного территориального уровня на основе показателей, утвержденных решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год, в месячный срок после его принятия.
Бюджетная роспись бюджета первичного уровня утверждается исполнительным и распорядительным органом первичного территориального уровня.
- каковы принципы бюджетной системы? В статье 8 БюК названы следующие принципы бюджетной системы: принцип единства; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджетов; гласности; самостоятельности бюджетов; эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; достоверности бюджетов; адресности и целевого назначения бюджетных средств; ответственности участников бюджетного процесса.
- применяются ли в Республике Беларусь блокирование бюджета? Да, применяются. Возможность секвестра (иначе – сокращения расходов) предусмотрена частью 6 статьи 111, частью 5 статьи 122 БюК. Возможность блокирования (временная приостановка финансирования по отдельным статьям расходов бюджета) предусмотрена пунктом 1.1-1 статьи 2, частью 6 статьи 111, частью 5 статье 122 БюК.
- каковы последствия профицита бюджета? В соответствии с пунктом 1.45 статьи 2 БюК профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами. Его последствия предусмотрены, например, частью 3 статьи 75 БюК, в соответствии с которой из нижестоящего бюджета в вышестоящий бюджет межбюджетный трансферт передается в случае превышения прогнозного объема доходов нижестоящего бюджета над прогнозным объемом его расходов либо в иных случаях, установленных законодательными актами и (или) решениями местных Советов депутатов.
4. Задача
По итогам работы за январь ЗАО «Колос» (ЗАО) получены следующие результаты:
- выручка от реализации продукции на территории Республики Беларусь – 17 тыс. руб.
- доходы, полученные от сдачи в аренду свободных производственных площадей, - 500 руб. (при этом расходы по сдаче в аренду составили 50 руб.);
- проценты, полученные за предоставление в пользование банку свободных денежных средств – 350 руб.;
- штрафы, полученные ЗАО от контрагентов за нарушение условий договоров - 700 руб.
ЗАО понесло следующие подтвержденные документально затраты при производстве и реализации продукции:
- расходы на сырье и основные материалы – 7 тыс. руб.;
- оплата труда, включая обязательные отчисления от фонда заработной платы – 3 тыс. руб.;
- расходы на рекламу – 1 тыс. руб.;
- оплата информационных и консультационных услуг – 500 руб;
Налог на недвижимость – 100 руб.
Рассчитайте сумму налога на прибыль (ответ должен быть мотивирован).
Решение
В соответствии со статьей 141 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З (далее – НК) налоговая база налога на прибыль определяется как денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению. Согласно части 2 статье 126 НК валовой прибылью признается для белорусских организаций - сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Прибыль в соответствии со статьей 127 определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении.
Таким образом, исчисление прибыли можно выразить формулой:
Прибыль = (выручка – налоги) – затраты по производству.
Согласно условиям задачи выручка ЗАО «Колос» составила 17 тыс. руб.
Поскольку организация не является плательщиком налога на добавленную стоимость и иных оборотных налогов, не требуется уменьшать сумму выручки на сумму налогов и сборов, выплачиваемых из выручки.