ВВЕДЕНИЕ
1. Описание психологических особенностей лиц с пищевыми расстройствами
2. Особенности применения методов индивидуальной и/или групповой психотерапии у группы лиц с пищевыми расстройствами
3. Программа по реабилитации группы лиц с пищевыми расстройствами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
По мнению В.Д. Менделевича (2005), пищевое поведение (далее – ПП) следует рассматривать как ценностное отношение к пище и её приёму, как определенный стереотип питания в обыденных условиях и в условиях стресса, как поведение, ориентированное на образ собственного тела и деятельность по формированию этого образа. В психологическом плане следует отметить, что в регуляции ПП ведущая роль отводится мотивационнопотребностной сфере человека, поскольку потребность в питании относится к числу базовых и естественных потребностей организма, а ее функция прежде всего заключается в получении энергии от приёма нутриентов для поддержания гомеостаза. Такого рода представления о роли ПП в регуляции обобщены Laviano (2018), который предложил рассматривать его как сложную психологическую поведенческую реакцию в ответ на различные внутренние и внешние факторы, конечной целью которой является сохранение всех видов гомеостаза, и прежде всего – биоэнергетического, обеспечивающего функционирование не только организма, но и психики [2].
На сегодняшний день отсутствуют единая точка зрения на предпочтительный вид психотерапевтического вмешательства у больных с нарушениями пищевого поведения. Психосоциальные вмешательства должны быть выбраны индивидуально на основании уровня когнитивного и психологического развития, психодинамических аспектов его состояния, когнитивного стиля пациента, выраженности коморбидной психопатологии, пожеланий больного и характера его внутрисемейных отношений [1].
1. Описание психологических особенностей лиц с пищевыми расстройствами
Нарушения пищевого поведения (расстройства приема пищи по МКБ-10) являются динамическими расстройствами. Их клинические проявления представляют собой континуум от ограничительных форм — нервная анорексия (НА) (типичная и атипичная формы) до нарушений, характеризующихся чувством утраты контроля у пациента в отношении количества и качества потребляемой пищи (нервная булимия (НБ); переедание, сочетающееся с другими психологическими причинами). Расстройства приема пищи, по сути представляя собой поведенческие нарушения, сопряженные с выраженным психологическим дистрессом, нередко приводят к выраженным соматическим осложнениям, связаны с высоким суицидальным риском. Симптоматика расстройств приема пищи зачастую ассоциирована с аффективной, тревожной симптоматикой, обсессивно-компульсивными проявлениями, а также различными формами зависимого поведения (в том числе с зависимостью от психоактивных веществ).
Первые проявления НА отмечаются, вероятнее всего, в дошкольном возрасте и начальной школе, а не в подростковом и раннем зрелом возрасте, когда клинические проявления формально диагностируются. НБ имеет большую распространенность и манифестирует несколько позже, чем НА. Синдромальная структура нарушений пищевого поведения имеет как характерные для отдельных клинических форм особенности (например, осознанное поддержание массы тела на неадекватно низком уровне при НА), так и известную общность проявлений (например, экстремальные методы контроля массы тела – самовызывание рвоты, использование слабительных и мочегонных препаратов, клизм и др. – при НА и НБ) [1].
2. Особенности применения методов индивидуальной и/или групповой психотерапии у группы лиц с пищевыми расстройствами
Психотерапия как единственный вид терапевтического вмешательства недостаточен при лечении значительно истощенных пациентов с нарушениями питания. В то же время, когда последствия нарушений питания будут скорректированы и начнется этап восстановления физического здоровья, психотерапия может быть весьма полезной для больных, страдающих этим расстройством. Целесообразно сочетание индивидуальных, семейных и групповых форм работы. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия и поведенче¬ские техники (например, формирование навыков планирования приемов пищи, самонаблюдение, поощрение за адаптивный характер поведения и др.) следует рассматривать как один из аспектов общей программы лечения, включающей психосоциальные и соматиче¬ские вмешательства. Психообразовательные вмешательства следует считать эффективными, начиная с этапа набора пациентом массы тела. Психодинамически и психоаналитически ориентированная психотерапия является уместной особенно после прекращения эпизодов переедания и очистительного поведения.
В целом психотерапия ориентирована на осознавание пациентом того, что с ним происходит; каковы семейные, культуральные и индивидуальные предпосылки заболевания; каким образом заболевание больного является избранным им дезадаптивным способом совладания со стрессом и эмоциональной саморегуляции; каким образом избежать или минимизировать риск обострений; каким образом можно эффективнее справляться с жизненными трудностями в перспективе. Психотерапевтическая работа должна быть начата по возможности сразу после ликвидации угрожающих жизни по¬следствий нарушений пищевого поведения [1].
3. Программа по реабилитации группы лиц с пищевыми расстройствами
Существует программа поведенческой психотерапии алиментарного ожирения, включающая пять элементов (Uexkull, 1990):
1) Описание поведения во время еды. Пациенты должны подробно записывать, что они ели, сколько, в какое время, где и с кем это происходило, как они при этом себя чувствовали, о чем говорили. Первая реакция пациента на эту утомительную и отнимающую много времени процедуру – ропот и недовольство. Однако обычно спустя две недели они отмечают положительный эффект от ведения подобного дневника.
На данном этапе в занятия можно включать следующие техники и упражнения:
а) Техника «Список того, что я терплю»
б) Техника «Обучение основной формуле АВС»
в) Техника «Выявление главных преимуществ лишнего веса»
г) Техника «История моего лишнего веса»
д) Техника «Исследование убеждений»
е) Техника «Доказательства того, что мысли определяют эмоции»
Упражнение 1. «Создайте эмоцию прямо сейчас»
Упражнение 2. «Лучшие приметы из собственного прошлого пациента»
Упражнение 3. «Если изменится В, то изменится и С»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребность в пище – одна из основных потребностей любого живого существа. Человек, разумеется, не исключение, но, в отличие от многих других животных, у человека на способ приема, вид, состав пищи влияют многочисленные факторы: этнические, географические, религиозные, социальные, медицинские. И как в любом другом виде поведения, в пищевом поведении присутствуют нарушения, которые были выявлены достаточно давно, но начали активно изучаться с середины XX в. Пищевое поведение человека направлено на удовлетворение не только биологических и физиологических, но также его психологических и социальных потребностей.
Психотерапия как единственный вид терапевтического вмешательства недостаточен при лечении значительно истощенных пациентов с нарушениями питания. В то же время, когда последствия нарушений питания будут скорректированы и начнется этап восстановления физического здоровья, психотерапия может быть весьма полезной для больных, страдающих этим расстройством. Индивидуальная и групповая формы психотерапии решают общие психотерапевтические задачи (раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию нарушенных отношений личности, обусловивших возникновение и субъективную неразрешимость конфликта, а также фиксирующих его), используя свою специфику
Существует программа поведенческой психотерапии алиментарного ожирения, включающая пять элементов (Uexkull, 1990): описание поведения во время еды; контроль стимулов, предшествующих акту еды; замедление процесса еды; усиление сопутствующей активности; когнитивная терапия.
1. Скугаревский, О.А. Терапевтическая тактика при нарушениях пищевого поведения [Электронный ресурс] / О.А. Скугаревский. – Режим доступа: https://www.bsmu.by/downloads/vrachu/instrukcii/27-0205.pdf.
2. Михайловская, А.П. Вопросы квалификации и психологической диагностики пищевого поведения в норме и при его нарушениях / А.П. Михайлова, Д.И. Иванова, А.В. Штрахова // Вестник ЮУрГУ. Серия «психология». – 2019. – Т. 12. - № 1. – С. 97-117.
3. Овчарова, Р.В. Психологические особенности женщин с нарушениями пищевого поведения / Р.В. Овчарова // Вестник Курганского государственного университета. – 2016. - № 2 (41). – С. 51-57.
4. Тюльпин, Ю.Г. Медицинская психология / Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2011. – 354 с.
5. Смирнов, В.В. Основные принципы и методы психологического исследования ВКБ / В.В. Смирнов, Т.Н. Резникова // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Ленинград: Медицина. – 1983. – С. 38-61.
6. Скугаревский, О. А. Нарушения пищевого поведения: монография / О. А. Скугаревский. – Минск: БГМУ, 2007. – 340 с.
7. Попов, Ю. В. Современная клиническая психиатрия / Ю. В. Попов, В. Д. Вид. – СПб.: Речь, 2000. – 402 с.
8. Малкина-Пых, И. Г. Терапия пищевого поведения: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 1040 с.
9. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая коррекция нарушений пищевого поведения и алиментарного ожирения методами ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры / И. Г. Малкина-Пых // Ученые записки. – 2011. - № 3 (73). – С. 124 – 130.
10. Демецкая, А. Orthorexia nervosa, или Подводные камни слишком здорового питания / А. Демецкая //Фармацевт Практик. – 2016. – №. 10. – С. 18-19.
11. Кочюнас, Р. Психотерапевтические группы: теория и практика: Учебное пособие / перевод Матулявичене В. – М.: Академический Проект, 2000. - 240 с.
12. Индивидуальная и групповая психотерапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adnosiny.by/geshtalt-terapiya/individualnaya-i-gruppovaya-psihoterapiya.
13. Индивидуальная психотерапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://autosup.by/info/OM305L:SIBIR.