1. Социальные институты, ведущие работу, связанную с пенитенциарными учреждениями.
2. Использование потенциала пенитенциарной психологии в пенитенциарной и постпенитенциарной социальной работе.
3. Психологические эффекты заключения в места лишения свободы.
4. Группы осужденных, выделяемые по степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом.
4. Группы осужденных, выделяемые по степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом.
5. Специфика социальной работы с осужденными.
6. Подходы к изучению психологии личности преступника.
7. Психологическая помощь осужденным с пожизненными сроками отбывания наказания.
8. Программы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
9. Социальная работа с персоналом уголовно-исполнительной системы.
1. Социальные институты, ведущие работу, связанную с пенитенциарными учреждениями. (11)
а) Исправительные колонии, предназначенные для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы:
колонии-поселения, в которых отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов,
исправительные колонии общего режима, где отбывают наказание осужденные мужчины, а также осужденные женщины,
исправительные колонии строгого режима, где отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы,
исправительные колонии особого режима, в которых отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а
2. Использование потенциала пенитенциарной психологии в пенитенциарной и постпенитенциарной социальной работе. (13)
Направление юридической психологии, которое вырабатывает научно обоснованные рекомендации по эффективной социальной адаптации бывших осужденных, их реабилитации в кругу родных, близких и в референтных группах, по изучению общественного мнения в отношении проводимой государством постпенитенциарной политики, психологическому обеспечению воспитательно-профилактической деятельности ПОО и патронажных организаций различного типа.
В деятельности пенитенциарного социального работника, чрезвычайно важны психологические методы. Как известно, человек, впервые попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости, собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будет интересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическое перенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденные совершают преступления, около трети насильственных преступлений в ИТУ совершаются без видимых мотивов, вследствие психической разрядки. Многие стремятся в больницу, где им будет обеспечено человеческое отношение. Случаи психических расстройств в пенитенциарных учреждениях встречаются на 15% чаще, чем на воле, люди не могут адаптироваться к новой среде, ¼ осужденных живет в состоянии хронического стресса. Также доказано, что после 5-8 лет заключения происходят очень часто необратимые изменения
3. Психологические эффекты заключения в места лишения свободы. (20)
Известно, что условия мест лишения свободы не могут не влиять на осужденного и его поведение. Сама специфика отбывания наказания и организация процесса исправления мало способствуют формированию мотивационной готовности осужденного к правопослушному поведению. Среда осужденных стимулирует психологическую защиту от возможного насилия и притеснения, что связано с уверенностью в несправедливости назначенного наказания.
В процессе адаптации заключенных к новым условиям и новой социальной среде стираются грани между различными типами личности и формируется новый тип – личность осужденного. Этой личности присущи усвоение и закрепление социально-групповых норм, ценностей, традиций тюремной субкультуры, акцентуация таких свойств, которые в обычных условиях свободной жизни не проявлялись.
Анализ показывает, что большинство лиц, которые оказываются в местах лишения свободы, уже обладают рядом биофизических и психологических свойств личности, затрудняющих процесс
4. Группы осужденных, выделяемые по степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом. (21)
По степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом может быть выделена группа осужденных высокого риска.
В нее включаются инвалиды, пенсионеры, молодые осужденные, переведенные из воспитательных колоний; женщины, имеющие детей до трех лет; больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью; не имеющие определенного места жительства; осужденные, подвергающиеся постоянному физическому и психическому насилию (притеснению) некриминального характера. Это категории наименее защищенных людей, имеющих, как правило, комплекс взаимосвязанных социальных проблем, особых нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в ИУ, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти
5. Специфика социальной работы с осужденными. (22)
Основными задачами социальной работы в учреждениях пенитенциарной системы являются:
— содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания;
— помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностных ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;
— помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
— развитие и укрепление социально полезных связей между заключенными и внешним миром;
— повышение и развитие социального статуса осужденного по месту предварительного заключения или отбытия наказания;
6. Подходы к изучению психологии личности преступника. (24)
Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. В этом проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем:
личности преступника;
причин и механизма преступного поведения;
профилактики преступлений.
В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности
7. Психологическая помощь осужденным с пожизненными сроками отбывания наказания. (39)
Осужденные к пожизненному лишению свободы каждый день совершают одни и те же действия в строго определенное время, выполняют одинаковые социальные роли, что несвойственно людям, живущим на свободе. Такая строгая регламентация усиливает воспоминания и фантазии, что может спровоцировать психические заболевания.
В данной ситуации особое значение приобретает социально-психологическая работа с осужденными, направленная на повышение у них уровня эмоциональной устойчивости, стабилизацию психических состояний и адаптацию.
С целью индивидуализации работы с осужденными к пожизненному лишению свободы необходимо определить, что собой представляет тот или иной человек. Пенитенциарный психолог, используя различные методики (методика определения состояния депрессии, методика определения стрессового состояния, цветной тест
8. Программы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. (47)
Программы РБ регулируют вопросы социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в целях предупреждения рецидива преступлений, укрепления законности и правопорядка, оказания указанным лицам помощи в социальной адаптации.
Под социальной адаптацией лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, понимается система правовых, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, направленных на оказание им содействия в социально-бытовом и трудовом устройстве, защиту прав и законных интересов данной категории лиц.
Целями социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, являются укрепление законности и правопорядка, предупреждение с их стороны рецидивной преступности.
9. Социальная работа с персоналом уголовно-исполнительной системы. (48)
К работникам уголовно-исполнительной системы относятся сотрудники (лица, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава) и рабочие и служащие учреждений (предприятий учреждений), исполняющих наказания, органов управления УИС, следственных изоляторов и иных предприятий и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
К персоналу уголовно-исполнительной системы относятся сотрудники и рабочие и служащие, состоящие в штате учреждений (предприятий учреждений), исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Деятельность рабочих и служащих регулируется законодательством о труде и Правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания. Организация работы сотрудников уголовно-исполнительной системы регламентируется законодательством.
В научной литературе более распространенным является другой подход к категории «организация работы с кадрами». При этом организация работы с кадрами рассматривается как деятельность руководства совместно с кадровыми подразделениями органов и учреждений УИС по подбору, расстановке, обучению и воспитанию