ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вопрос 18.
Вопрос 23.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 9.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вопрос 18.
Дать понятие и охарактеризовать авторитарный, демократический и либеральный стили руководства.
Стиль руководства - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
• директивный стиль (авторитарный);
• демократический стиль (коллегиальный);
• Либеральный стиль (попустительский или анархический).
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.
Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными.
Вопрос 23.
Охарактеризовать типы конфликтов и охарактеризовать стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях.
Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Он может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями сотрудника. В этих случаях внутриличностный конфликт проявляется как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.
2. Межличностный конфликт – самый распространенный тип конфликта. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т. п. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей, т.е. между людьми с разными характерами, несовместимыми темпераментами.
3. Конфликт между личностью и группой появляется, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
4. Межгрупповой конфликт – тип конфликта, характеризующийся несовпадением взглядов формальных или неформальных групп.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 9.
Приведите примеры, подтверждающие утверждение о том, что менеджмент - это профессия. На конкретных примерах покажите отличия управленческой работы от других видов трудовой деятельности организации.
Управление – это профессия. Так же, как и в любой другой профессии, качество управления определяется не только умением менеджера учиться и знаниями, которыми он обладает. Результат деятельности менеджера в значительной степени зависит от его личностных характеристик, врожденных способностей, качеств и навыков. И все же умение учиться и приобретать знания может усилить способность человека лучше выполнять свою работу.
Роль профессионального менеджера заключается в постоянном улучшении деятельности системы, за которую он отвечает.
Профессия менеджера отличается от других видов деятельности за счёт ряда факторов.
В первую очередь это его обязанности, задачи и функции, выполняемые на том или ином предприятия, могут трансформироваться в процессе деятельности и постоянно подстраиваться под изменяющиеся условия рынка, на котором ведёт свою деятельность организация. Понятие работы с бизнес-процессами близко к понятию построение дивизионной структуры предприятия. Особенность в том, что она достаточно редко применяется на отечественных предприятиях. Практически никогда на малых. Хотя особенность малых предприятий можно назвать универсализацию функций сотрудников, что в кризисное время более, чем насущная необходимость.
1. Бусов, В. И. Управленческие решения: учебник для академического бакалавриата / В. И. Бусов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.
2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017.
3. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2017.
4. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2016.
5. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н. Новг.: НИМБ, 2018.