Вопрос 43
Вопрос 54
Вопрос 65
Список используемой литературы
Вопрос 43. Эксплуатация устройств электропривода. Испытание электродвигателей. Охрана труда.
У электродвигателей переменного тока напряжением до 1 кВ измеряют сопротивление изоляции, сопротивление реостатов и пускорегулировочных сопротивлений постоянному току, проверяют работу на холостом ходу или с ненагруженным механизмом и работу под нагрузкой.
Сопротивление изоляции статора измеряют мегомметром напряжением 1 кВ, а ротора – мегомметром напряжением 0,5 кВ. При температуре 10–30°C сопротивление изоляции статора должно быть не менее 0,5 МОм. Сопротивление изоляции ротора не нормируется. Сопротивление реостатов и пускорегулирующих сопротивлений должно отличаться от паспортных не более чем на 10 %. При этом также проверяют целостность отпаек.
Продолжительность проверки работы на холостом ходу не менее 1 ч. Проверку работы под нагрузкой проводят при мощности, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи аппаратуры в эксплуатацию. При этом для электродвигателей с регулируемой частотой вращения определяют пределы регулирования.
У электродвигателей переменного тока напряжением свыше 1 кВ кроме перечисленных выше испытаний проверяют возможность включения под напряжение без сушки; испытывают повышенным напряжением промышленной частоты; измеряют сопротивления обмоток статора и ротора постоянному току; испытывают воздухоохладитель гидравлическим давлением; измеряют вибрацию подшипников.
Испытания повышенным напряжением промышленной частоты проводят на полностью собранном двигателе. Испытание обмотки статора проводят для каждой фазы отдельно относительно корпуса при двух других соединенных с корпусом.
Вопрос 54. Ремонт электродвигателей. Ремонт статора и ротора. Инструменты и приборы.
При ослаблении прессовки и посадки сердечника ротора, а также нарушении изоляции листов стали чаще всего производят полную перешихтовку магнитного сердечника, т.е. разбирают пакеты на отдельные листы, очищают их от старой изоляции, покрывают изоляционным лаком с последующей сушкой, сборкой и отделкой сердечника.
При ремонте сердечников статора и ротора, поврежденных в результате сильного нагрева, нарушается часть обмотки, ослабляется прессовка пакетов и уменьшается ширина воздушных каналов. Эти неисправности устраняют (после выемки поврежденной обмотки) опрессовкой ослабленных пакетов сердечника.
В крупных машинах местный нагрев сердечника может привести к выгоранию отдельных частей стали с нарушением изоляции обмоток и оплавлению проводников. При выгорании больших участков стали сердечника необходим капитальный ремонт статора с полной перешихтовкой листов стали и заменой поврежденных пакетов. Если в результате выгорания и оплавления стали в зубцовой зоне повреждена небольшая поверхность, то в отдельных случаях обходятся без перешихтовки пакета: вынимают обмотку из поврежденного и соседних с ним пазов, определяют точную зону повреждения, зубилом вырубают поврежденные части стали и весь участок обрабатывают наждачным (корундовым) бруском. После этого шабером расчищают и удаляют заусенцы. Листы стали обрабатывают и расчищают с большой осторожностью во избежание попадания опилок на изоляцию оставленных в пазах обмоток. Тщательно протирают очищенные участки стали и окрашивают их жидкоразведенным покровным лаком марки 316 или 462.
В крупных машинах в зазоры между листами на всем поврежденном участке устанавливают изоляционные прокладки из слюды толщиной 0,05–0,07 мм на глубину 10–15 мм. Ослабление прессовки устраняют, забивая в зубцы ослабленных пакетов тонкие клинья из твердого изоляционного материала. При искривлении вентиляционных каналов в пакетах статора или ротора их выправляют, забивая клинья между распорками. Распущенные листы стали по краям каналов опиливают.
Вопрос 65. Ремонт силовых трансформаторов. Ремонт обмоток и магнитопровода. Охрана труда.
В большинстве случаев ремонт обмоток сводится к замене поврежденной изоляции проводов, клиньев, прокладок и других изолирующих обмотку элементов. Для проводов прямоугольного профиля большого сечения ограничиваются заменой поврежденной витковой изоляции. Переизолировку провода небольших однослойных катушек часто выполняют вручную. Поврежденные многослойные и другие сложные по конструкции обмотки, выполненные из проводов мелких сечений, как правило, заменяют новыми.
При ремонте старую поврежденную изоляцию удаляют обжиганием обмоток в специальных печах при температуре 260–300 °C. Для того чтобы витки обмотки при обжиге не разошлись, на обмотку в осевом направлении накладывают несколько проволочных бандажей, которые после обжига аккуратно снимают. Медный провод освобождают от остатков обгоревшей изоляции, зачищают наждачной бумагой. Витки обмотки изолируют бумажной или тафтяной лентой в два слоя в полный перекрой.
Для изготовления новых обмоток применяют обмоточные станки с ручным или моторным приводом, снабженные редуктором, счетчиком числа оборотов, приспособлением для натяжения и выравнивания провода, пусковым устройством (для моторного привода), конусной вертушкой с обмоточным проводом, тормозным устройством и шаблоном, придающим катушке нужные размеры и форму. Способ изготовления катушек зависит от конструкции и типа обмоток.
При ремонте разбор магнитопровода выполняют в следующем порядке: распаивают соединения катушек и выводов; снимают болты или шпильки, стягивающие верхнее ярмо; расшихтовывают его; записывают порядок укладки отдельных листов; обвязывают концы стержней сердечника миткалевой лентой таким образом, чтобы они не расходились веером и не портили изоляции катушек; снимают катушки. Затем, если это требуется для ремонта, следует расшихтовать весь магнитопровод.
1. Зюзин А.Ф, Поконов Н.З., Антонов М.В. Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок / А.Ф. Зюзин, Н.З. Поконов, М.В. Антонов. – М.: Высшая школа, 1986;
2. Куценко Г.Ф. Монтаж, эксплуатация и ремонт электроустановок / Г.Ф. Куценко. - Мн.:–Дизайн ПРО, 2003.