Введение
1. Понятие, классификация и порядок создания международных организаций. Их компетенция и функции
2. Нейтралитет во время войны
3. Сущность и понятие правопреемства государств (правопреемство в области международных договоров, государственной собственности и государственных долгов)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Международное публичное право занимает особое место среди правовых дисциплин. Оно представляет собой самостоятельную правовую систему, выходящую за рамки национальных правовых систем, в том числе правовой системы Республики Беларусь. Вместе с тем следует принимать во внимание то обстоятельство, что международное право и национальные правовые системы взаимозависимы и активно взаимодействуют друг с другом, особенно в современную эпоху глобализации международных отношений, требующей тесной координации и унифицированного поведения государств на международной арене.
Международное публичное право является необходимым инструментом создания и поддержания нового мирового порядка. Как никогда в прошлом сегодня актуальна проблема обеспечения законности в международной жизни, признания примата международного права. Глобализации принадлежит приоритетная роль в том, что международное право стало развитой многоотраслевой системой, которая делает возможной повседневные международные связи.
Знание международного права становится все более важным не только для тех, кто непосредственно связан с юриспруденцией, но и для всех, кто хочет ориентироваться в мировой политике и экономике, кто в силу профессиональной деятельности в той или иной степени связан с международными отношениями. Нормы международного права становятся частью национальной правовой системы, и знание его основ необходимо для защиты физическими и юридическими лицами своих прав внутри страны, а также теми, кто внутри государства призван внушать уважение к праву и, в первую очередь, судьями.
Международное право стало неотъемлемой составной частью современного правоведения и занимает важное место в системе подготовки специалистов с высшим юридическим образованием.
1. Понятие, классификация и порядок создания международных организаций. Их компетенция и функции
Международным организациям принадлежит важная роль в функционировании международного права. Это касается как правотворческого процесса, так и правоприменения.
Международная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права [1, c. 29].
Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.
Для классификации международных организаций применяются различные критерии:
1) по характеру членства:
а) межправительственные;
б) неправительственные;
2) по кругу участников:
а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов).
2. Нейтралитет во время войны
Нейтралитет во время войны – это такое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Нейтралитет – это особый статус государства, не участвующего в войне. Виды нейтралитета: постоянный (Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г., Мальта с 1981 г., Кампучия с 1989 г.); эвентуальный (провозглашенный в данной войне по одностороннему заявлению нейтрального государства); договорный (нейтралитет в силу договора между соответствующими государствами). V Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны регламентирует права и обязанности нейтральных государств и физических лиц нейтральных и воюющих государств [4].
Институт нейтралитета имеет большое значение, поскольку ограничивает театр военных действий, размах и масштабы войны, интенсивность военных действий. Вместе с тем деление всех государств согласно V и VIII Гаагским конвенциям на две категории – воюющие и нейтральные – не отвечает современным реалиям (наличие в мире более 200 государств, оружие массового уничтожения).
В современном мире во время войны все государства объективно делятся на воюющие и невоюющие. Невоюющие государства делятся на постоянно нейтральные, эвентуально нейтральные, другие невоюющие государства (которых подавляющее большинство). В «Руководстве по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море» сделана попытка делить все государства в войне на воюющие и нейтральные, что нельзя признать правомерным. Согласно Руководству, с началом войны для государств, не участвующих в ней, автоматически наступает состояние нейтралитета. Это нельзя признать, поскольку в таком случае любая помощь жертве агрессии будет подпадать под определение контрабанды и подлежать конфискации.
3. Сущность и понятие правопреемства государств (правопреемство в области международных договоров, государственной собственности и государственных долгов)
Международное правопреемство - это переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому в результате с лены одного государства другим в отношении международной ответственности за территорию, являющуюся объектом правопреемства.
Правопреемство возникает при объединении нескольких государств в одно государство; при разделе государства на два и более; при отделении части территории от государства и возникновении на данной территории нового государства; при деколонизации; при передаче части территории от одного государства к другому.
Объекты правопреемства:
- международные обязательства (договоры);
- государственная собственность;
- государственные внешние долги;
- государственные архивы.
Кроме того, объектами правопреемства является государственные границы и членство в международных организациях и их органах.
В правопреемстве всегда две стороны, независимо от того, сколько новых государств возникло: государство-предшественник и государство-преемник. Момент правопреемства означает дату смены государства-предшественника государством-преемником в несении ответственности.
Вопросы правопреемства регулируются как универсальными международными соглашениями так и специальными соглашениями между правопреемниками. Под эгидой ООН принять две конвенции о правопреемстве: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров в 1978 г. (вступила в силу в 1996 г.) [6] и Beнская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. (не вступила в силу).
Заключение
На основании всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1. Международными организациями принято называть любые объединения, членство и деятельность которых носит международный характер. Иными словами, данным термином охватываются, как правило, межправительственные и неправительственные организации. Однако в доктрине международного права принято подразумевать под международными организациями только организации межправительственного характера, в которых представлены не отдельные физические и юридические лица, а государства как таковые (в том числе в лице своих уполномоченных органов).
2. Нейтралитет в войне – это особый правовой статус государства, не участвующего в происходящей войне и воздерживающегося от оказания помощи и содействия как одной, так и другой воюющей стороне. Постоянно нейтральные государства, сохраняя свое право на самооборону, должны строго соблюдать правила нейтралитета, они могут осудить агрессора и выразить свои симпатии жертве. В мирное время такие государства не должны участвовать в военных блоках и не могут предоставлять свою территорию под иностранные военные базы.
3. Регулируя поведение государств как участников международного общения, международное право не остается в бездействии в случаях перемен в их судьбе и статусе, таких как объединение одного государства с другим, отделение от государства какой-либо части или его разделение на несколько самостоятельных государств.
Правопреемство в международном праве – это смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.
1 Меньшенина, Н.Н. Международное право: [учеб. пособие] / Н.Н. Меньшенина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 100 с/
2 Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва: Волтерс Клувер, 2005. – 517 с.
3 Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология. Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
4 V Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (Заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология. Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
5 XIII Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны (Заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология. Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
6 Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология. Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
7 Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г. (не вступила в силу) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология. Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.