Задание 1 Общее положение о государственной службе
Задание 2 Прокурорский надзор за деятельностью органа государственной службы
Задача
Список использованных источников
Задание 1 Общее положение о государственной службе
Государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно – властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Под государственной службой как правовым институтом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач [6, c. 101].
Выделяют следующие виды государственной службы:
• служба на государственных предприятиях, организациях, учреждениях;
• служба в государственном аппарате;
• в законодательных органах;
• исполнительных органах;
• судебных органах;
• контрольно – надзорных органах;
• военная служба;
• дипломатическая служба и т.д.
Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14. 06.2003гопределяет следующие принципы государственной службы:
• верховенства Конституции Республики Беларусь;
• законности;
• гласности;
• профессионализма;
• гуманизма и социальной справедливости и т.д. [1].
Задание 2 Прокурорский надзор за деятельностью органа государственной службы
Согласно статье 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров [4].
Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных в нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Общий надзор осуществляется по двум основным направлениям:
1. надзор за точным соответствием актов и действий органов государственного управления, предприятий, учреждений, их должностных лиц, общественных организаций Конституции, законам, декретам, указам Президента, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь;
2. надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов всеми гражданами.
Объем общего надзора прокуратуры ограничивается конкретной деятельностью органов управления - изданием актов управления, совершением действий по выполнению законов и иных нормативных актов [5, c. 59].
Надзор за точным соответствием закону осуществляется в отношении как индивидуальных, так и нормативных актов управления.
Задача
Учащиеся 9 класса Гагарин (15 лет) и Камаров (16 лет) выбросили из окна многоэтажного дома бутылку из-под вина, остатки пищи и окурки.
Дайте правовую оценку действиям Гагарина и Камарова.
Фиксация нормативной правовой базы, необходимой для решения задачи
Условие задачи позволяет предположить, что Гагарин (15 лет) и Камаров (16 лет) совершили административное правонарушение. Поскольку в этой ситуации затрагивается общественный порядок и общественная нравственность, то норму, распространяющую на данный случай, следует искать в гл. 17 КоАП «Административные правонарушения против общественного порядка и общественной нравственности». Устанавливаем, что ответственность за мелкое хулиганство предусмотрена в ст. 17.1 КоАП. При ознакомлении с содержанием ст. 17.1, с учетом полученных знаний о структуре административно-правовой нормы констатируем ряд бланкетных признаков: «общественный порядок», «общественная нравственность» и др.
С учетом обозначенных моментов есть основания выделить следующие нормативные правовые акты, которые будут иметь отношение к правовой оценке данной ситуации:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-3 (ст. 17. 1).
1. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г. №204-3 с изм. и доп. от 30.07.2019 № 2/2669 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10300204//.
2. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. №220-3 (с изм. и доп. от 21.07.2016 г. № 2/2399) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10700220//.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-3 с изм. и доп. от 29 марта 2020 г. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk0300194//.
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ ///.
5. Чуприс, О.И. Административное право Республики Беларусь : конспект лекций: в 2 ч. / О. И. Чуприс. - Минск : Издательский центр Белорусского государственного университета, 2013. – 269 с.
6. Чуприс, О.И. Теоретико-правовая основа государственной службы Республики Беларусь / О.И. Чуприс. – Минск: Право и экономика, 2009. – 152 с.