1. Анкетирование как разновидность метода опроса
2. Метод анализа документов
3. Формы предоставления результатов исследования
4. Логическая структура исследования
1. Анкетирование как разновидность метода опроса
Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов ¬ анкета.
Анкетирование ¬ метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкета, опросный лист или вопросник включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить свои.
Анкетирование проводится в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Привлекает - быстрый массовый опрос, дешевизна, возможность автоматизированной обработки материала.
Анкетирование - разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его письменным ответам на вопросы.
Виды анкетирования по числу респондентов: индивидуальное (один респондент), групповое (несколько респондентов), массовое (от сотни до тысяч респондентов).
Особенностями анкетирования являются высокая самостоятельность респондента из-за опосредованности метода, где в качестве опосредователя выступает анкета и высокая роль инструментария (анкеты).
2.Метод анализа документов
Анализ документов - один из основных методов сбора данных в социологическом исследовании.
В его основе лежит специфическая обработка информации, представленной в каких-либо документах (рукописном или печатном текстах, рисунках, кинопленке и т.д.).
Метод анализа документов позволяет получить фактические данные об изучаемом объекте.
Традиционный (качественный, неформализованный) метод анализа документов в социологии - восприятие, понимание, осмысление и интерпретация содержания документов с целью выявления необходимой информации.
Неформализованные методы не используют стандартизированных приемов выделения единиц информации из содержания документов, требуют кропотливого анализа каждого источника, поэтому чаще используются для обработки отдельных (уникальных) документов или небольшого массива документов, когда отсутствует необходимость в количественной обработке информации.
3. Формы предоставления результатов исследования
Завершение любой исследовательской работы - представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом.
Представление результатов исследования включает действия: умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.
Основные формы представления результатов: квалификационная и научно-исследовательская.
Квалификационная работа - курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. - служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности.
Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.
4. Логическая структура исследования
Логика научного исследования - это последовательность взаимосвязанных познавательных действий, направленных на получение принципиально нового научного знания.
Научное исследование как познавательная деятельность начинается с возникновения когнитивного интереса к определенному фрагменту социальной реальности как объекту науки. Когнитивный процесс выступает мотивом научно-исследовательской деятельности.