2. Основные школы управления: краткая характеристика
32. Природа лидерства
44. Сущность и виды управленческих решений
87. Практическое задание
Список использованных источников
2. Основные школы управления: краткая характеристика
Проследить процесс становления управления персоналом, как научной дисциплины можно на протяжении 19 века, когда были заложены и получили свое развитие основные научные школы. При этом, если рассматривать их краеугольные положения, то можно увидеть поворот от объектного к субъектному видению работающего человека.
В конце девятнадцатого века первой возникшей можно считать школу научного управления, основатель которой Фредерик Тейлор искал в первую очередь ответ на вопрос, как наиболее эффективно расходовать рабочую силу, как ресурс. Точкой отсчета в развитии данной школы считают выход в 1911 году книга Тейлора «Принципы научного управления». В книге раскрыт подход к организации производства с технической стороны. Трудовой ресурс ничем не отличается, по мнению автора, от других видов материальных ресурсов, даются рекомендации и инженерные решения по продуктивному использованию всех видов ресурсов при научной организации производства. Его современники ученые-экономисты также вели ряд исследований, направленных на расчет производительности труда и определении себестоимости продукта при различных способах организации производства.
Для правильной организации производства Фредерик Тейлор считал достаточным профессиональный подбор и обучение рабочих, их наиболее оптимальную расстановку в соответствии с экономическими методами работы, а также сотрудничество администрации и работников предприятия подчиненного жесткой иерархии и вертикали подчиненности. Вопрос мотивации персонала еще не выходил на рассмотрение, и считалось абсолютно достаточным получение вознаграждения за труд [1, с. 54-57].
Впервые были сформулированы в рамках школу научного управления положения о необходимости принципы научной организации труда, обоснована необходимость их применения для повышения эффективности.
В последствии данные положения были развиты в работах Г. Ганта, Г. Эмерсона, Ф Гилбрейта и положили начало науке об управлении персонала, признанию ее самостоятельной областью научных исследований.
Данная школа не задумывалась об индивидуальных способностях работниках, проявить которые они могут при грамотной мотивации их труда. Данный аспект получил свое развитие в трудах приверженцев классической или административной школы и школы человеческих отношений.
В основу административной школы управления легли работы французского социолога Анри Файоля и его немецкого коллеги Макса Вебера, если первый положил в основу администрирование больших групп людей, то второй занимался разработкой бюрократической модели, которая будет наиболее оптимально реагировать в процессе решения производственных вопросов.
32. Природа лидерства
Лидерство — это тип управленческого взаимодействия между лидером и его последователями, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство – это средство (способ поведения), с помощью которого руководитель влияет на поведение других людей, заставляя их вести себя определенным образом [4, c. 71].
Под лидером понимают лицо, эффективно осуществляющее формальное и неформальное руководство.
44. Сущность и виды управленческих решений
В широком смысле «управленческое решение» можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как команду, подлежащую выполнению, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение – результат управленческого труда.
Управленческие решения должны удовлетворять определенным требованиям: научная обоснованность, полномочность, директивность, точность, своевременность, эффективность.
Управленческие решения разнообразны. Так как решения принимаются человеком, то характер этих решений часто несет на себе отпечаток личности менеджера [5, c. 156].
Рассматривая решения как мыслительный процесс, можно выделить:
- интуитивные решения;
- решения, основанные на суждениях;
- рациональные решения.
87. Практическое задание
1. Некоторые документы в отделе теряются и невозможно определить, кому они переданы.
Не организованы учет и хранение документов.
2. У руководителя на столе постоянно гора документов. При поиске нужного документа он каждый раз перебирает эту гору.
Руководитель не умеет разделять документы по степени их важности и срочности. Это говорит о том, что он неорганизованный, у него нет четкой структуры и порядка.
3. Руководитель не обращает внимание на свой внешний вид.
Человек, который занимает руководящую должность, выполняет не только управленческие функции. В тоже время зачастую он ассоциируется с самой компанией, с ее продукцией. То есть он не имеет осознания важности своей фигуры в представляемой компании.
4. При обсуждении вопросов руководитель грубо прерывает выступающих специалистов.
1. Рофе, А.И. Теоретические основы экономики и социологии труда: учебник для студентов вузов / А.И. Рофе, А.Л. Жуков, - М.: Изд-во МИК, 2009. – 336 с.
2. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин. – М.: Изд-во ЭКМОС, 2009. – 256 с.
3. Шаховой В.А. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / В.А. Шаховой, С.А. Шапирою. - М.: ООО «Вершина», 2013. – 224 с.
4. Кабушкин. Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие /– 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.
5. Климович, Л.К. Основы менеджмента: учеб. / Л. К. Климович. – Минск: РИПО, 2013. – 279 с.