Методика воспитательной работы
РИПО Филиал ПТК
Контрольная
на тему: «Методика воспитательной работы»
по дисциплине: «Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования»
2021
15.00 BYN
Методика воспитательной работы
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Поделиться
1. Сущность процесса воспитания в учреждении профессионального образования. Его характерные особенности.
2. Виды информационных часов. Методика подготовки и проведения информационных часов.
3. Педагогическая поддержка учащихся в личностном, профессиональном и социальном развитии.
4. Взаимодействие мастера п/о и родителей учащихся.
5. Роль мастера п/о в подготовке и проведении диспута (дискуссии).
2. Виды информационных часов. Методика подготовки и проведения информационных часов.
3. Педагогическая поддержка учащихся в личностном, профессиональном и социальном развитии.
4. Взаимодействие мастера п/о и родителей учащихся.
5. Роль мастера п/о в подготовке и проведении диспута (дискуссии).
Литература
1. Сущность процесса воспитания в учреждении профессионального образования. Его характерные особенности.
В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно.
Воспитательный процесс образовательного учреждения - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.
Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение ребенка и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия.
Основными задачами воспитания являются: • формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания; • духовности и культуры; • инициативности и самостоятельности; • толерантности; • способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Специфические особенности организации воспитательного процесса будут зависеть от ряда факторов:
Во-первых, от характеристики самого образовательного учреждения, т.е. назначения педагогической системы.
Во-вторых, от системы условий и влияний, создаваемых образовательным учреждением для развития и самореализации личности обучающегося.
2. Виды информационных часов. Методика подготовки и проведения информационных часов.
Информационный час — форма просветительской работы среди учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости.
Информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.
Обзорный информационный час — это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме: государственная внутренняя политика, государственная внешняя политика, новости из России и стран Содружества, события в мире, глобальные экологические проблемы и пути их решения, новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта.
Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.
Этап подготовки предполагает выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предварительно назначаются классным руководителем, куратором или выбираются самими ребятами. В роли ведущего может выступать как сам классный руководитель, куратор, так и один из учащихся, лучше — лидер класса, группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Классный руководитель (куратор) по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуальных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа. Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации: актуальность, объективность, значимость, достоверность, оперативность, убедительность.
3. Педагогическая поддержка учащихся в личностном, профессиональном и социальном развитии.
Педагогическая поддержка – это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Целевые ориентиры педагогической поддержки процесса саморазвития личности можно представить следующим образом:
1. Актуализировать у личности потребности в самопознании, открытии и постижении многообразных сторон своего «Я», в создании его целостного, непротиворечивого, уникального образа.
2. Содействовать обнаружению и осмыслению обучающимися проблем, с которыми они сталкиваются в образовательном процессе и жизни, научить находить факторы их разрешения в самих себе.
3. Помочь обучающимся осознать цели и перспективы саморазвития, освоить способы самопознания и саморегуляции, содействовать адекватному разрешению противоречий между целями и средствами их достижения, стремлениями и возможностями.
Основные задачи педагогической поддержки саморазвития личности в студенческом возрасте связаны с созданием условий для становления индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности специалистов, развитием их самосознания как высоко духовной, нравственной личности, гражданина своего Отечества.
4. Взаимодействие мастера п/о и родителей учащихся.
Важным направлением многогранной деятельности мастера производственного обучения является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности мастера к этой работе. Ему необходимо знать цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии учащихся. Отсюда содержанием взаимодействия мастера с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь студенту выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит студенту стать полноценной личностью в современной жизни.
Мастеру п/о следует помнить, что он призван вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований учреждения образования и семьи по отношению к личности учащегося. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
• обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
• доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
• позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
5. Роль мастера п/о в подготовке и проведении диспута (дискуссии).
Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии.
Роль мастера при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника и включает следующие функции:
- сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, т. е. показать значимость проблемы для участников, выявлять в ней нерешенные и противоречивые моменты, определить ожидаемый результат. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональной практики;
- создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия проходит в дружелюбной обстановке, свободной от ограничений. Важно, чтобы людям, находящимся в аудитории, было легко устанавливать визуальный контакт друг с другом.
1. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/под ред. В.А. Сластёнина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144 с.
2. Повышение педагогического мастерства куратора учебной группы в современной системе воспитания: Сборник методических материалов / под ред. П.П. Соколовой. – Мн.: РИПО, 2002. – 111 с.
3. Примерная программа воспитания учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: Учебное издание/ руководитель проекта О.С. Попова. – Мн.: РИПО, 2003. – 156 с.
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/под ред. В.А. Сластёнина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
5. www.ripo.unibel.by
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты