Проблема социального неравенства и теория социальной стратификации
БГУИР (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники)
Контрольная
на тему: «Проблема социального неравенства и теория социальной стратификации»
по дисциплине: «Социология»
2021
15.00 BYN
Проблема социального неравенства и теория социальной стратификации
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Социология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Поделиться
Введение
1. Проблема социального неравенства
2. Социологические теории социальной стратификации
3. «Средний класс». Его роль и значение в современном обществе
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.
Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальной стратификации».
При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально-экономической неоднородности труда.
Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.
В самом общем смысле стратификация - это неравномерное распределение жизненных ресурсов среди различных групп и слоев социальной общности.
Различный доступ групп и слоев населения к общественным благам отражается в социальной структуре общества. Собственно, стратификационный подход к анализу социальной структуры общества и основан на выделении групп и слоев с разными возможностями потребления и доступа к ресурсам разного рода - не только экономическим, но и культурным и др.
Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других.
Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями.
1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА
Социальное неравенство – различие возможностей доступа индивида к основным благам к числу которых относится богатство власть и престиж.
Для измерения неравенства используют 2 показателя – богатство (запас активов) и доход (поток денежных поступлений).
Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства — сравнение размеров самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. П. Сорокин сравнивал таким образом различные страны и различные исторические эпохи.
Проблема социального неравенства – следствие социальной и экономичной неоднородности труда, которая является причиной приобретения власти, престижа и собственности одними людьми и отсутствие указанных категорий у представителей других общественных групп.
Для привлечения лучших и одаренных об-во должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг. Он считал, что неравенство помогает обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности должны выполнять наиболее умелые.
Социальное неравенство полезно для общества, так как система социальной стратификации способствует заполнению всех статусов, которые образуют данную социальную структуру.
Социальное неравенство видна и в политике. Оно обретает политическое измерение, выражающееся в разной степени участия граждан в решении общих дел и в использовании властных ресурсов государства.
Те, кто находятся на вершине пирамиды и обладают богатством, стремятся прибрать к рукам и политику, использовать рычаги власти для закрепления своего доминирующего положения в государстве. Те же, кто «на дне» испытывают тяготы нищеты и бедности, выпадают из зоны активного участия в политическом процессе, оказываются в угнетенном положении.
Любое общество представляет собой систему, обладающую определенной социальной структурой, которая выражает объективное деление социума на общности, классы, группы, слои и т. д. [2, c. 34].
Социальная структура указывает на различное положение людей по отношению друг к другу на основе многочисленных критериев и признаков: национальных, классовых, профессиональных, возрастных, половых, территориальных и т. д.
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Стратификация существует в силу своей универсальности и необходимости, общество не может обойтись без расслоения. Социальный порядок и интеграции требуют определенной степени стратификации. Система стратификации позволяет заполнить все статусы, образующие социальную структуру, вырабатывает у индивида стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.
Распределение материальных благ, властных функций и социального престижа (неравенство) зависит от функциональной значимости позиции (статуса) индивида.
В любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки. У общества должны быть определенные выгоды, которые используются в качестве стимулов для занятия людьми позиций и выполнения ими соответствующих ролей. А также определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций. Функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. Неравенство выполняет роль эмоционального стимула. Блага встроены в социальную систему, поэтому стратификация - структурная особенность всех обществ. Всеобщее равенство лишило бы людей стимула к продвижению, желания прилагать все усилия для выполнения обязанностей. Если стимулов недостаточно и не статусы оказываются незаполненными, общество распадается. Данная теория имеет ряд недостатков (не учитывает влияние культуры, традиций, семьи и др.), но является одной из наиболее разработанных.
Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facere – делать) является отражением существующей многомерности, структурированности определенных различий, которые существуют у различных групп людей (классов и слоев) в определенном обществе.
Cтратификация является геологическим пластом определенного характера, который расположен «в порядке иерархии, где привилегированные расположены ближе к вершине, а непривилегированные – ближе к низу». Исходя из этого, феномен социальной стратификации можно трактовать с позиции неравного доступа к материальным и нематериальным ресурсам, который также проявляется в неравном распределении прав, обязанностей и привилегий, а также в наличии, либо отсутствии влияния и власти.
3. «СРЕДНИЙ КЛАСС». ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Средний класс (от англ. Middle class) – это понятие, которое было введено для обозначения части общества, занимающей среднее положение между высшим и низшим социальными слоями. Такое положение определяется рядом признаков и преимуществ, которые, в оценке со стороны специалистов, и определяют принадлежность человека именно к этой категории. Отметим, что однозначно и абсолютно точно определить, какое количество классов существует в той или иной стране, невозможно из-за неоднородности населения, а также из-за того, что классификационные признаки могут не соответствовать специфике и традициям другого государства. Разные социологи предлагают свои трактовки к определению типологии классов. Но все же, основных классов все равно три:
• Бедные (представители низшего класса);
• Зажиточные (представители среднего класса);
• Богатые (представители высшего класса, власть, элита).
Это неоднозначная типология, поскольку могут возникать и неосновные классы. Это происходит в связи с добавлением дополнительных слоев и страт, которые могут сосуществовать внутри одного из основных, перечисленных нами ранее, классов. Впервые о понятии «средний слой» заговорил еще Аристотель.
Именно благодаря ему зародилась идея о том, что чем больше будет средний слой общества, тем более стабильным будет его развитие. Численное увеличение среднего класса прослеживается в 20 веке.
Изначально к нему относились мелкие предприниматели, которые не зависели от государства и иных структур, которые могли бы их финансировать [4, c. 96].
Сегодня среди ученых все еще ведутся дебаты о том, кого же в действительности следует причислять к среднему классу, и каковы критерии его выделения. Чаще всего, в качестве ключевых критериев называют следующие:
Уровень образования;
Уровень доходов на душу населения;
Наличие и степень владения материальными и интеллектуальными видами собственности;
Способность к занятию высококвалифицированным трудом;
Стандарты потребления (возможность путешествовать, питаться за пределами дома, приобретать дорогую недвижимость или предметы, которые можно назвать ценными).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о неравенстве является фундаментальным для современных обществ. Главными при этом выступают различия в собственности, власти и статусе. Исследователи ставили вопросы: почему некоторые группы в обществе богаче или обладают большей властью, чем другие; в чем проявляется неравенство в современных обществах; почему продолжает существовать в современном богатом обществе бедность.
Поэтому разработка теоретико-методологических основ исследования неравенства в контексте социальной стратификации современного общества актуальна и отвечает задачам современного научного знания. Существующее социальное неравенство не сводится исключительно к неравенству доходов, а проявляется и в разном качестве отдельных аспектов жизни: физическом и социально-психологическом состоянии людей, открывающихся для них возможностях, степени доступности стратегий адаптации и улучшения своего положения, в восприятии жизни в целом.
Кроме того, к числу важнейших факторов, опосредующих типичные для современного общества социальные неравенства, относятся проживание в разных типах поселений, возрастная дискриминация, а также различия в уровне образования, и в итоге, социальные неравенства накладывают свой отпечаток на традиционные практики взаимной поддержки и качество существующих социальных связей. В результате социального расслоения и роста бедности распространяется явление социальной эксклюзии, которое характеризуется тем, что низшие слои общества, не вписавшиеся в систему социальных отношений, выпадают из нее, не в состоянии поддерживать традиционный для общества образ жизни и выступать активными участниками социальных практик. Их социальный капитал или отсутствие такового не позволяют им стать полноправным субъектом социальных отношений и взаимодействий и успешно интегрироваться в социум.
Рост социальной эксклюзии и сопутствующая ей маргинализация общества выступают факторами снижения социального иммунитета социума, который в лице маргинализированных членов общества, утративших связь с этим обществом, его культурой, традициями и ценностями, теряет способность противостоять рискам и угрозам. Таким образом, можно сделать вывод, что рост социального неравенства оказывает непосредственное влияние на качество социальных связей и взаимодействий, которые всегда выступали значимым фактором адаптации и эффективным социальным ресурсом выживания, особенно в тяжелые времена, когда взаимопомощь и взаимоподдержка позволяла преодолеть казалось бы непреодолимые трудности.
1. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 640 с.
2. Волков, Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; под ред. В.И. Добренькова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс, 2017. – 572 с.
3. Горелов, А.А. Социология в вопросах и ответах / А.А. Горелов. – Москва: Эксмо, 2017. – 316 с.
4. Никитина, А.Ф. Обшествознание: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.Ф. Никитина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 2005. – 365 с.
5. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 464 с.
6. Самыгин, С.И. Социология: 100 экзаменационных ответов / С.И. Самыгин, Г.О. Петров. – 3-е изд., перераб. доп. – Москва: МарТ, 2018. – 234 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты