1 Социально-психологические явления и процессы
2 Назовите психологические причины объединения людей в группы
3 Что такое «кооперация» и «конкуренция» как виды взаимодействия людей?
4 Как можно противостоять давлению группы, как снизить уровень конформизма?
5 Какова роль групповых традиций, являются ли они препятствие взаимодействия различных групп?
Список использованных источников
1 Социально-психологические явления и процессы
Сегодня социальная психология – это наука, востребованная обществом. Поэтому она быстро развивается, постоянно расширяя направления своих практических исследований и самостоятельных отраслей.
При всем разнообразии социально-психологических явлений основным источником их возникновения является сфера общения между людьми. Социально-психологические явления возникают как отражение (познание, переживание, освоение) различных форм общения, которые зависят от многих факторов.
2 Назовите психологические причины объединения людей в группы
Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида.
3 Что такое «кооперация» и «конкуренция» как виды взаимодействия людей?
Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение по-чти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которое складывается в результате совместной деятельности людей.
В широком смысле взаимодействие – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их деятельности, поведения, установок, отношений. Взаимодействие (в узком смысле).
4 Как можно противостоять давлению группы, как снизить уровень конформизма?
Все люди делятся на:
– конформистов (конформизм означает «приспособленчество»);
– нонконформистов (противостояние группе).
Конформное поведение:
– одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
– уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
– негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.
Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.
5 Какова роль групповых традиций, являются ли они препятствие взаимодействия различных групп?
Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности.
Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Формальные группы характеризуются организованной структурой. В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой.
1 Социальная психология учебное пособие / Отв ред А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с.
2 Психология и педагогика: Учебное пособие. Под ред. В.М. Николаенко. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998 – 175 с.
3 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. – М., 1998.
4 Курс лекций по дисциплине «передача информации в управлении». Виды взаимодействий: кооперация, конкуренция [Электронный ресурс] / Refdb.ru, 2015 Режим доступа: https://refdb.ru/look/1220668-p15.html. Дата доступа: 05.12.2016.
5 Лейтц Г. Психология: теория и практика. – М., 1999.
6 Слободчиков В.И. Психология развития человека. – М., 2000.
7 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 2003.
8 Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: Учеб.пособие – Мн.: Новое знание, 2004. – 336с.
9 Сластенин В.А., Кашурин В.П. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001 – 480с.
10 Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 1999 – 576с.