Задание 1
Задание 2
Список использованных источников
Задание 1
В каких регионах мира признается право на дипломатическое убежище? Почему оно не признано в европейских государствах?
Ответ:
В современном мире наиболее распространенным видом убежища является территориальное. Однако в практике государств встречаются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне её: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных лагерей [2, c. 211].
Институт дипломатического убежища возник с появлением постоянных дипломатических миссий. Правомерность предоставления убежища в дипломатических резиденциях объяснялась их иммунитетом. Поскольку местные власти не имеют права вступать на территорию дипломатических представительств и осуществлять там свои функции, то любое лицо, находящееся на данной территории, оказывается недосягаемым для местных властей [3, c. 94].
Практика предоставления дипломатического убежища сохранилась в ряде стран Латинской Америки. Так, например, в 1850 г. бывший Президент Республики Эквадор нашел убежище в консульстве Колумбии. В 1865 г. Президент Республики Перу — в дипломатическом представительстве Франции в Лиме. Данное право получило закрепление в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1938 гг., и Конвенции о дипломатическом убежище (Каракас, 1954 г.). Так, ст. 1 Гаванской конвенции 1928 г. распространяет институт убежища на дипломатические представительства, военные корабли, лагеря и самолеты [7].
Проблема дипломатического убежища неоднократно прорабатывалась Комиссией международного права ООН (1948-1949, 1967, 1974-1975 гг.) [7]. В ходе работы было установлено, что признание права дипломатического убежища не встречает поддержки у большинства государств. Например, в 1949 г. в рамках прений по проекту Декларации о праве на убежище лишь 25 государств изложили свое мнение и лишь 7 из них высказались за подготовку конвенции по этому вопросу [2, c. 212]. Данный подход нашел свое отражение в п. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., который запретил использовать помещения представительства в целях, несовместимых с его функциями.
Задание 2
Может ли лицо, принадлежащее к гражданскому населению, напасть на военнослужащего вражеского государства? Должно ли оно быть наказано? Должно ли оно быть наказано своим государством? Можно ли считать действия этого лица акцией в рамках партизанской войны? В случае поимки этого лица противником, распространяется ли на него статус военнопленного?
Ответ:
В соответствии с Разъяснительным руководством МККК, гражданские лица, которые непосредственно участвовали в боевых действиях, могут подвергаться судебному преследованию за любое преступление, которое они совершили, в соответствии с национальным законодательством, даже если, поступая таким образом, они не нарушали международное гуманитарное право. Тот факт, что гражданские лица получают полную защиту от прямых нападений, когда они не принимают непосредственного участия в боевых действиях, не определяет использование необходимой или пропорциональной силы против них, в соответствии с правоохранными стандартами. То же самое справедливо в отношении членов организованных вооруженных группировок после того, как они начинают систематически исполнять функции комбатантов [1, c. 328].
По А.С. Борзенкову, партизаны – это «комбатанты, которыми, применительно к партизанской войне, должны признаваться лица, под руководством ответственного командира добровольно принимающие непосредственное участие в боевых действиях в составе особого рода организованных вооруженных сил, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте на законных основаниях, то есть в войне против оккупантов в порядке самообороны, против расистских или иных реакционных режимов в осуществление своего права на самоопределение и выбора пути развития, действующих на их собственно территории, даже если эта территория оккупирована, отличающих себя от гражданского населения путем открытого ношения оружия во время каждого военного столкновения и в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, в котором они должны принять участие.
1. Бекяшев К. А. Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, М43 Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 784 с.
2. Гудвин-Гилл, Г.С. Статус беженца в международном праве / пер. с англ.; под ред. М.И. Левиной / Г.С. Гудвин-Гилл. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 647 с.
3. Галенская, Л.Н. Право убежища. Международно-правовые вопросы / Л.Н. Галенская. – М.: Международные отношения, 1968. – 128 с.
4. Дёрман, К. Правовой статус «незаконных и (или) не пользующихся защитой конвенций комбатантов» / К. Дёрман // Международный журнал Красного Креста. – 2003. – С. 51-87.
5. Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901070.
6. Швецов, А.С. Право убежища в международном праве / А.С. Швецов // Вопросы российской юстиции. – 2019. – № 1. – С. 712-731.
7. The UN Refugee Agency. Question of Diplomatic Asylum: Report of the Secretary-General [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.unhcr.org/refworld/type,LEGHIST,,,3ae68bf10,0.html.