Гигиена учебно-воспитательного процесса
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Гигиена учебно-воспитательного процесса»
по дисциплине: «Анатомия, физиология и гигиена»
2021
15.00 BYN
Гигиена учебно-воспитательного процесса
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Анатомия, физиология и гигиена
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
1. Гигиенические требования к учебным и наглядным пособиям
2. Гигиенические требования к организации прогулок, спортивных игр и экскурсий
3. Гигиена сна в дошкольных учреждениях и семье
Список использованной литературы
1. Гигиенические требования к учебным и наглядным пособиям.
К современным видам мебели, используемым в учреждениях образования, предъявляется целый ряд требований:
1) педагогические;
2) санитарно-гигиенические;
3) эргономические;
4) производственно-экономические;
5) архитектурно-художественные;
Ученическая мебель, отвечающая всем перечисленным требованиям должна гарантированно сохранять свои функциональные и качественные характеристики в течение длительного срока эксплуатации.
Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропологии, гигиены, физиологии и направлены на гармоничное физическое развитие детей, выработку правильной осанки, длительное сохранение работоспособности, профилактику нарушений зрения и отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.
Мебельная продукция должна быть изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению и при условии соблюдения правил, предусмотренных эксплуатационными документами, она была безопасной для здоровья детей, обеспечивая:
- санитарно-гигиеническую (безвредность для здоровья) и химическую безопасность, в том числе устойчивость рабочих и фасадных поверхностей мебели к действию моющих и дезинфицирующих средств;
- механическую безопасность (травмобезопасность);
- соответствие размеров мебели длине тела и пропорциям ребенка;
- пожарную безопасность;
- электрическую безопасность.
Безвредность мебели для здоровья детей или санитарно-гигиеническая безопасность достигается соответствием эксплуатируемой мебели, действующим ТНПА, ГОСТам; использованием при ее производстве материалов, разрешенных Министерством здравоохранения. При изготовлении детской мебели запрещается применение клеевых материалов, вызывающих изменение цвета поверхности; материалов вторичного сырья и полимеров без соответствующего санитарно-гигиенического разрешения; древесно-стружечных материалов без защитного покрытия поверхности. Используемый в производстве детской мебели облицовочный материал и защитно-декоративное покрытие должны соответствовать условиям эксплуатации.
2. Гигиенические требования к организации прогулок, спортивных игр и экскурсий.
Детям свойственна повышенная двигательная активность, которая может быть удовлетворена в процессе проведения прогулок и экскурсий. Прогулки на свежем воздухе оказывают благоприятное воздействие на нервную систему, улучшают аппетит, сон, настроение, повышают общий тонус жизнедеятельности ребенка. В условиях ДОУ прогулку используют как средство всестороннего воспитания и обучения, а также как средством закаливания. Летом большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Зимой прогулки проводят 2 раза в день. Для детей в возрасте до 1,5 лет прогулки заменяют сном с широким доступом свежего воздуха.
Перед прогулкой важно правильно одеть и обуть ребенка в соответствии с погодой и сезоном, что обеспечит ему свободу движений и тепловой комфорт.
Дети до 3 лет зимой выходят на прогулку при температуре воздуха не ниже -15°С и скорости ветра до 7 м в сек., более старшего возраста (4-7 лет) - при температуре - 18 - 20 °C. При низких температурах время прогулки необходимо сократить. Обращается внимание детей на изменения, происходящие в природе, состояние погоды.
Прогулка должна начинаться со спокойной деятельности.
С раннего детства детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. Первое время воспитатель показывает, как это надо делать, и помогает каждому ребенку. Старшие помогают одеваться малышам. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на улицу.
Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. В зависимости от возраста детей и погоды во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Прогулки можно проводить и за пределами ДОУ, при этом дети знакомятся с природой, учатся ориентироваться в окружающей обстановке. Такие прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат.
Летом в теплую погоду с детьми дошкольного возраста проводят экскурсии утром. Детей ослабленных или имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Одежда дошкольников должна быть удобной, легкой, а в солнечный день - светлой: на голове - панама, на ногах - носки и легкие свободные полуботинки или специальные туфли для туризма (тесная обувь затрудняет кровообращение в нижних конечностях, что вызывает быстрое утомление ребенка). Сандалии и босоножки надевать на экскурсию не следует. Не рекомендуется носить обувь без носков, так как носки впитывают влагу, защищают ноги от пыли, песка, предупреждают потертость.
3. Гигиена сна в дошкольных учреждениях и семье.
Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.
Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
• время пребывания на воздухе в течение дня;
• продолжительность и кратность сна;
• продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.
Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.
Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.
Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.
Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый - адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребенка. Так, избыточная физическая нагрузка, например, при переносе тяжестей, тормозит рост. Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.
1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков, 5-ое изд. - М., Медицина, 1977.
2. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. - М., Просвещения,1983 год.
3. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей : пособие для студентов факультетов естествознания педагогических вузов / С.И. Гальперин. - Москва : Просвещение, 1965. - 244 с.
4. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2017. - 431 c.
5. Леонтьева, Н.Н. Анатомия и физиология детского организма : основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат : учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова, Э.Г. Каплун. - Москва : Просвещение, 1975. – 302 с.
6. Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. - Минск,1980 год
7. Прищепа И.М. Анатомия человека: Учебное пособие / И.М. Прищепа. - М.: Нов. знание, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 459 c.
8. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М., Просвещения, 1990.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты