Основы социально-гуманитарных наук
Жодинский государственный политехнический колледж
Контрольная
на тему: «Основы социально-гуманитарных наук»
по дисциплине: «Основы социально-гуманитарных наук»
2021
15.00 BYN
Основы социально-гуманитарных наук
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы социально-гуманитарных наук
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Поделиться
Разум и вера в философии Средневековья
Социальные стереотипы. Какова роль СМИ в формировании стереотипов?
Политический режим: сущность, классификация
Социальные стереотипы. Какова роль СМИ в формировании стереотипов?
Политический режим: сущность, классификация
Разум и вера в философии Средневековья
Проблема соотношения веры и разума берет свое начало еще в поздней античности в связи с распространением и утверждением христианства. Классическое свое значение она обретает именно в средневековой философии периодов патристики и схоластики, предопределяя базисные установки её понимания в последующей западной христианской мысли. Поскольку выделение веры как важнейшей духовной способности человека принципиально отличается от традиций античного рационализма, в целом можно говорить об иррационалистическом характере средневековой философии. Однако следует понимать, что такая трактовка носит весьма условный сравнительный характер, что мы покажем на примере наиболее ярких философских учений рассматриваемого периода.
Первой религиозно-философской традицией понимания данного вопроса являются учения христианских апологетов, задачей которых стало примирение новой христианской веры с идеями и логическими принципами привычной их языческой аудитории античной философии. Начиная с этих времён в богословии вера и разум не противопоставляются. Напротив, разум становится орудием веры. Продолжателями этой традиции в ранней патристике стали представители Александрийской школы Тит Флавий Климент и Огирен Адамант, унаследовавшие разработанный Филоном Александрийским аллегорический метод толкования Библии.
Климент Александрийский был первым в череде философов и богословов Средневековья, кто поставил вопрос о соотношении веры и разума в познании мира в целом и Бога в частности. Климент указывал на значимость философии для богослова, обосновывая это тем, что она служит помощником для человека, вставшего на путь богопознания. Он не отбрасывает языческую философию, а даже защищает ее перед христианами, исходя из убеждения, что истину можно частично познать, изучая её многовековое наследие.
Примечательно, что Климент онтологизирует веру и знание (гнозис), сравнивая эти области с Богом-Сыном и Богом-Отцом соответственно. Рассуждая таким путём, богослов утверждает постулат об их неразрывном единстве: «веры не может быть без знания, равно как и знания без веры, в той же мере как нет сына, если не было отца, и соответственно, отец – это отец сына. Сын же – это истинный Учитель, открывающий Отца». При этом философ утверждает необходимость построения «великолепного здания истинного гнозиса» лишь на основании веры и в согласии с ней же. Интересно, что чуть ниже приведенной цитаты, веру философ определяет как то самое «ухо души», о котором Господь сказал «имеющий уши, да слышит». Только благодаря вере можно постичь смысл Писания.
Социальные стереотипы. Какова роль СМИ в формировании стереотипов?
Социальный стереотип – это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу.
В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека. Липпман выделял следующие основные причины, по которым люди прибегают к стереотипизированию: во-первых, по принципу экономии усилия, они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории; во-вторых, таким образом они защищают групповые ценности и свои права. Это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.
Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность.
Интересный аспект воздействия стереотипов на межличностное и групповое общение затрагивает Н. Лебедева: она выделяет четыре основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.
1. Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане – консервативны, немцы – педантичны);
2. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная);
3. Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания;
4. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами).
Политический режим: сущность, классификация
Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система” тесно связаны между собой. Если первая показывает
весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Признаки политического режима:
1. Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
2. Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
3. Гарантированность прав и свобод личности;
4. Характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
5. Степень реализации политической власти непосредственно народом;
6. Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
7. Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
8. Соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
9. Характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;
10. Тип политического поведения;
11. Характер политического лидерства;
12. Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
13. Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) При осуществлении политической власти;
14. Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
15. Принципы взаимоотношения общества и власти.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты