1. Предмет и методы дисциплины «Основы менеджмента».
Менеджмент - область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.
Менеджмент - способность, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административными навыками, организация управления, административная единица.
Менеджмент - это процесс оптимизации человека и его, материальных и финансовых ресурсов, это также искусство так, как требует постоянного творческого подхода.
Менеджер - это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.
Управление - это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.
В управление всегда есть: субъект - тот, кто осуществляет управление и объект - тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.
2. Требования, предъявляемые к целям организации.
Цели развития организации должны удовлетворять определенным требованиям, которые представляют собой ряд ограничений в отношении выбора осуществляемого в процессе целеполагания. К наиболее общим требованиям постановки целей относятся:
• комплексность - цель следует трактовать как желаемое состояние управляемого объекта, поэтому формулировка цели должна охватывать все аспекты рассматриваемой проблемной ситуации;
• системность - состояние, к которому стремится организация, должно быть обеспечено соответствующими управленческими механизмами на всех этапах управления;
• конкретность - четкая формулировка способствует однозначному пониманию того, каким должен быть конечный результат, что позволяет выстроить последовательность конкретных мероприятий, обеспечивающих реализацию данной цели;
• количественная измеримость - качественные параметры цели должны обеспечиваться выработкой количественных показателей, позволяющих оценить степень ее реализации посредством обратной связи;
• достижимость - желаемое состояние управляемого объекта через определенный промежуток времени устанавливается с учетом потенциала организации, а также внутренних и внешних ограничений. Заведомо недостижимые цели демотивируют персонал, вносят хаос в процесс управления организацией;
• релевантность - цели должны быть приемлемыми для основных заинтересованных сторон, определяющих характер деятельности организации, прежде всего для собственников, высшего руководства и персонала компании, следовательно, цели формулируются на основе выбранной миссии и в соответствии с системой ценностей, принятых в организации.
3. Теория К. Альдерфера.
Альдерфер соглашается с теорией Маслоу, но выделяет только три потребности, которые заботят людей:
• потребность существовать (Еxistence),
• потребность общаться с другими (Relatedness)
• и потребность своего роста и развития (Growth).
Альдерфер утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу. Потребность существовать аналогична физиологической потребности. Потребность общаться с другими - потребность социального типа. Потребность роста - потребность в самореализации, в уважении.
Клейтон Альдерфер утверждал, что сегодняшние потребности могут остаться неудовлетворенными и через пять лет, и тогда можно поменять ориентиры. Будучи молодым человеком, человек может стремиться стать президентом компании. В зрелом возрасте он может уже не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни. Это уже другой взгляд на потребности человека.
Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате определил следующие семь принципов:
• Чем менее удовлетворены потребности существования (E), тем сильнее они проявляются.
• Чем слабее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее действие потребностей существования (E).
• Чем полнее удовлетворены потребности существования (E), тем активнее заявляют о себе социальные потребности (R).
• Чем менее удовлетворены социальные потребности (R), тем более усиливается их действие.
4. Социально-психологические методы, их сущность.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.
Управление осуществляется через взаимодействие людей и руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы динамики психологических процессов, межличностных отношений, группового поведения.
Социологические методы позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе. К числу социологических методов управления относят: социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.
Практическое задания
1. Выскажите своё мнение по вопросу о том, какие стили должны применяться в учебном заведении, в банке, рекламном агентстве, воинской части, акционерном обществе. Ответ обоснуйте.
Стилей руководства существует много. Причем, в чистом виде их не существует. Условно можно выделить авторитарный, демократический и либеральный. Для учебного заведения, где студенты-не подчиненные, а коллеги, единомышленники, конечно, демократический, возможно, и либеральный. На самом деле, многих современных студентов для достижения хоть какого-то результата надо заставлять работать. Поэтому стиль- авторитарный.
Стиль руководства -это обычная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных, и побуждает их к достижению целей организации.
Существует два подхода к определению стилей руководства - поведенческий и ситуационный. Поведенческий подход выделяет авторитарный, демократичный и либеральный стиль руководства.
Стиль рекламного агентства. Работа с разными аудиториями и группами в процессе профессионального взаимодействия требует от менеджера не только ситуативного подхода при выборе стиля лидерства, но и дифференцированного подхода применительно к каждой конкретной аудитории. Например, при взаимодействии с креативной командой необходимо сочетать разные стили в зависимости от ситуации.