Искусство как товар
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ИСКУССТВО КАК ТОВАР
Рынок искусства в том или ином виде существует десятки тысяч лет. Еще со времен античного мира (а может, и раньше) творчески успешный мастер (художник, скульптор, писатель, музыкант) вполне мог стать очень обеспеченным человеком. Однако он не смог. Это означает, что мы столкнулись с первым парадоксом. Любой высококвалифицированный специалист с творческим потенциалом - программист, дизайнер, химик, биолог, математик, юрист - теперь почти гарантированно со временем станет богатым или очень обеспеченным человеком. И только в искусстве все не так. Степень таланта мастера как в далеком прошлом, так и сегодня отнюдь не является гарантией известности, признания и коммерческого успеха. Говоря языком математики, наличие таланта и трудолюбия - необходимое, но не достаточное условие для достойной продажи на рынке своего владельца и созданных им произведений. Более того, есть много примеров коммерчески успешных и, в то же время, не очень талантливых представителей. Особенно они заметны в шоу-бизнесе, который во многом схож с арт-бизнесом. Как правило, после прекращения таргетированной рекламной кампании такие субъекты рынка ведут себя как мыльные пузыри, то есть их популярность у потребителей пропадает, а цены на работы «падают». В то же время известны десятки примеров, когда настоящие таланты не признаются при жизни. И можно только предполагать, сколько талантов вообще не нашли признания - ни при жизни, ни после смерти. Отметим, что в других сферах рынка, не связанных с искусством, подобного «волюнтаризма» пока не наблюдается. Вкусные пироги рано или поздно будут признаны вкусными большинством потребителей. Самолет - после многих неудачных попыток - все же взлетел в начале прошлого века и стал объектом сразу нескольких рыночных площадей. Лунные сапоги и липучки, сыграв свою роль в лунной программе (ночной персонаж) Apollo, успешно перешли в обычную жизнь и заняли свою рыночную нишу.
И вот второй парадокс арт-бизнеса. Рыночная стоимость продукта имеет мало общего не только с его потребительской стоимостью (не каждая дорогая картина способна украсить интерьер), но и в целом с общественным мнением о ее стоимости. Для этого достаточно вспомнить знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича. Вот что мы читаем о нем на сайте Эрмитажа: «Черный квадрат» Казимира Малевича - одно из самых известных произведений русского искусства прошлого века. Первый «Черный квадрат» был написан в 1915 году и стал поворотным моментом в развитии русского авангарда.
1. Андрияка, С. (2008) Как акварель стала живописью, или реклама - двигателем ... искусства! / Выступил Иосиф Гольман // Рекламные технологии. № 2. С. 26–33.
2. Гольман И.А. (2004) Рекламная деятельность: планирование, технология, организация. Эд. 3-5, изм. и добавить. М .: Гелла печати.
3. Гольман И. А. (2012) Хранитель реки. М .: Эксмо.
Казимир Малевич. «Черный квадрат». 20 июня 2002 г. - 30 июня 2003 г. [Электр. ресурс] // Государственный Эрмитаж. URL: http: // www. hermitagemuseum.org/html_Ru/04/b2003/hm4_1_30.html.
4. Малевич, К. С. (2000) Сборник. op. : в 5 томах. Т. 3. Супрематизм. Покой как бессмысленность или Вечный покой. Приложение: Письма К. С. Малевича М. О. Гершензону (1918–1924). М .: Гилея.
5. Сапунков Игорь [Электр. ресурс] // Аукционный дом "Совком". URL: http://sovcom.ru/index. php? category = painters & painterstype = painter & pai nter = 2065.