Задание 1
Инновационный процесс.
В условиях глобализации мировой экономики и ускорения всех экономических процессов, конкурентоспособность страны все в большей мере обуславливается возможностью национальной экономики разрабатывать и внедрять новые продукты и технологии. Постоянная направленность хозяйствующих субъектов на инновации считается предпосылкой перехода к инновационной экономике [1, c. 204].
Инновационная практика существует достаточно давно, однако в научной литературе и в нормативно-правовых актах долгое время не было однозначного определения «инновации». Однако 10 июля 2012 года был принят Закон Республики Беларусь № 425-3 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» были определены основные термины «инновация» и «инновационная деятельность».
Согласно данному Закону «инновация» – это введенные в гражданский оборот или применяемые для собственных нужд новая или улучшенная продукция, новая или улучшенная технология, новая услуга, новое административно-техническое решение административного, коммерческого, производственного или другого характера [2, c. 1].
Инновационная деятельность – это деятельность по приобретению новшества в инновацию.
Новшество – это результат интеллектуальной деятельности, который обладает признаками новизны в сравнении имеющимися аналогами для конкретного сегмента рынка, практической применимости, способный дать положительный эффект при формировании на его базе новой или улучшенной продукции, новой или улучшенной технологии, новой услуги, нового организационно-технического решения.
Также в экономической литературе термин «инновация» определяется на основе различных методических подходов. Рассмотрим таким подходы:
- Инновация как результат. По данному подходу «инновация» – это конечный результат инновационной деятельности, который имеет вид нового или улучшенного продукта, нового или улучшенного технологического процесса, применяемого в практической деятельности, или в новом подходе к социальным услугам. Данный подход положен в основу Закона Республики Беларусь № 425-3 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ».
Задание 2
2.1. Ответы на вопросы по теме магистерской работы:
1. Тема работы: Система и моделирование организации мероприятий группового обучения учащихся.
2. Цель работы: разработать систему и моделирование организации мероприятий группового обучения учащихся.
3. Какой результат позволит получить Ваша работа, который может быть коммерциализирован. Уникальная система организации мероприятий группового обучения учащихся.
4. Опишите, как Вы можете получить деньги за Результат? Деньги можно получить при внедрении системы и моделирования организации мероприятий группового обучения учащихся в репетиторскую деятельность.
5. Кто конечный потребитель Результата? Конечные потребители: учителя, преподаватели, педагоги.
6. Какое финансирование необходимо для получения Результата? Где можно его получить. Финансирование на реализацию проекта.
2.2. 10 вопросов, которые по мнению Гая Кавасаки
1. Проблема – изученность темы.
2. Решение – анализ как литературных источников, так и интернет-источников.
3. бизнес-модель -
4. обеспечивающая достижение цели технология – моделирование.
5. маркетинг (обязательно описать 4P) и продажи.
По утверждению Т.Л. Коллинза и А. Пэйна концепция внутреннего маркетинга может быть рассмотрена по принципу традиционного комплекса маркетинга («4Р» – product, price, place, promotion) и разбита на соответствующие элементы.
«Те же маркетинговые инструменты, используемые для привлечения клиентов, могут также служить для привлечения и удержания лучших сотрудников, которых можно считать внутренними клиентами»? – это то, что профессор Леонард Берри сказал в 1981 г., и это до сих пор актуально.
Задание 3
Проведите анализ инфраструктуры коммерциализации РНИД и выделите субъекты, которые стимулируют процесс коммерциализации Результата.
Передача технологий университетами и другими правительственными научно-исследовательскими институтами, с одной стороны, облегчает доступ частного сектора к результатам научных исследований, а с другой - позволяет решить проблему недостатка финансирования в силу существующих бюджетных ограничений.
Одним из путей привлечения финансовой поддержки со стороны частного сектора является создание в научных организациях и образовательных организациях специальных бюро по передаче технологий.
Ассоциация AUTM, основная цель которой заключается в поддержке и продвижении университетских технологий во всем мире, ежегодно аккумулирует данные по количеству (в процентном соотношении) коммерциализированных инноваций через Бюро по передаче технологий различных стран.
Как видно из представленных данных, бесспорным лидером по процентному соотношению коммерциализированных и всех университетских инноваций является США.
Важным этапом повышения эффективности коммерциализации результатов научных исследований в научных организациях и организациях высшего образования стало появление «институциональных и организационных ресурсов» таких, как вспомогательные коммерческие субструктуры, организационные стимулы, мощная исследовательская база и доступ к венчурному капиталу, которые образовали собой некую форму университетского предпринимательства».
1. Макарук О. Е. Понятие «инновация»: теоретический аспект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/141807/1/makaruk_sbornik15.pdf
2. ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bntu.by/images/stories/psf/files/Masters/Innovation.pdf
3. Инновации и их виды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.technopark.by/files/topic1.pdf
4. Туккель, И.Л. Методы и инструменты управления инновационным развитием промышленных предприятий / И.Л. Туккель, С.А. Голубев, А.В. Сурина, Н.А. Цветкова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 208с.
5. Баранова, М. И. Инновационное развитие экономики: сущность, модель, предпосылки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/18849/1/Баранова_Инновационное%20развитие%20экономики.pdf
6. Электронный ресурс по учебной дисциплине "Коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности" – все пять лекций есть в СЭО
7. Зараменских Е.П. Коммерциализация технологий: монография / Е.П. Зараменских. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – 125 с.
8. Мухопад, В. Экономика и коммерциализация интеллектуальной собственности / В. Мухопад. – 2-е изд. - Магистр, 2018. – 576 с.
9. Мухамедшин, И. Коммерциализация объектов в сфере интеллектуальной собственности / Мухамедшин И. С. - Проспект, 2018 г. – 104 с.
10. Государственная программа инновационного развития Респ. Беларусь на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]. – Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – Режим доступа : http://www.gknt.gov.by/deyatelnost/innovatsionnaya-politika/gpir/.
11. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]. – Минск : Технологический парк, 2007. – Режим доступа : http://www. technopark.by.
12. Макроэкономические аспекты коммерциализации инноваций : Монография / В.Н. Щербаков, А.В. Дубровский, И.В. Макарова. Издательство: ДАШКОВ И К, 2018.
13. Инновационный менеджмент : учебно-методическое пособие / И. В. Марахина. – Минск : БГУИР, 2016. – 88 с.