Хозяйственное право
КБиП (Колледж бизнеса и права)
Контрольная
на тему: «Хозяйственное право»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
2022
15.00 BYN
Хозяйственное право
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Хозяйственное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
1 Дайте определение понятия «юридическое лицо». Перечислите его признаки. Опишите наименование юридического лица. Охарактеризуйте органы управления юридического лица
2 Дайте определения понятий «ценообразование и цена». Охарактеризуйте виды цен, субъекты и принципы ценообразования, правовое регулирование
Задача 1
Задача 2
Список использованной литературы
1. Дайте определение понятия «юридическое лицо». Перечислите его признаки. Опишите наименование юридического лица. Охарактеризуйте органы управления юридического лица.
Понятие юридического лица содержится в ст. 44 ГК Республики Беларусь: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету» [1].
В приведенном определении закреплены следующие признаки юридического лица:
- организационное единство;
- имущественная обособленность;
- самостоятельная имущественная ответственность;
- возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени;
- возможность быть истцом и ответчиком в суде.
Организационное единство юридического лица состоит в том, что оно имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных подразделений и структурных единиц, систему органов управления, обладающих соответствующей компетенцией. Закрепляется организационное единство в уставе юридического лица, либо в учредительном договоре и уставе, либо в общем положении об организации данного вида.
Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица – следствие его имущественной обособленности (ст. 52 ГК). Юридические лица отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Исключение составляют учреждения, финансируемые собственником (больницы, учебные заведения и т.д.). В законодательстве закреплен принцип раздельной ответственности, согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут устанавливаться законодательством либо учредительными документами юридического лица.
Возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, то есть заключать договоры и совершать иные сделки от своего имени.
Возможность быть истцом и ответчиком в суде является самостоятельным признаком юридического лица [2, с. 56].
2. Дайте определения понятий «ценообразование и цена». Охарактеризуйте виды цен, субъекты и принципы ценообразования, правовое регулирование.
Хозяйственная деятельность ведется с целью получения прибыли. В связи с этим ее субъект, поставивший товар, выполнивший работу, оказавший услугу должен получить встречное предоставление.
Исходя из того, что разумность участников хозяйственного оборота предполагается (ст. 2 ГК), такой обмен должен быть эквивалентным, т.е. равным по стоимости. Для соизмерения обмениваемых товаров, работ, услуг по их стоимости последнюю нужно выразить в общем для них эквиваленте. Функцию всеобщего эквивалента в экономике выполняют деньги. Стоимость товаров, работ, услуг, выраженная в деньгах, есть их цена (тариф). Цена – существенное условие хозяйственного договора. От цены иска зависит размер государственной пошлины.
Цена есть категория экономическая. Она используется также в законодательстве, поэтому является и правовой категорией. Так, согласно ст. 394ГК расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства.
В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательством, либо в установленном законодательством порядке. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги [3, с. 52].
Политика ценообразования, порядок установления и применения цен, полномочия органов государственной власти по регулированию цен, а также контролю за ценообразованием определяются базовым законом и другими нормативными правовыми актами.
Цена – денежное выражение стоимости единицы товара;
Тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги.
В зависимости от условий формирования цен и тарифов они делятся на следующие виды:
Свободная цена (тариф) – цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, применяются свободные цены (тарифы).
Решите практические ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:
1. Является ли субъектом предпринимательской деятельности? Обоснуйте свои ответы:
- Брестская область;
- Спортивное общество;
- Политическая партия;
- Душевнобольной;
- Районный суд;
- Акционерное общество.
Согласно статье 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» [7] Субъекты предпринимательства:
Субъектами предпринимательства являются:
физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;
группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.
Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.
Понятие предпринимательской деятельности содержится в ч. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления [1].
Субъекты хозяйствования подразделяются:
1) в соответствии с формами собственности на публичные (т. е. учрежденные Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами), частные (созданные гражданами и частными юридическими лицами) и смешанные (образованные на основе публично-частной собственности;
2) по происхождению капитала различают национальные, совместные и иностранные коммерческие организации. Все они являются резидентами Республики Беларусь.
2. Учредители (семь индивидуальных предпринимателей, два унитарных предприятия и три иностранных субъекта) обратились в исполком для регистрации фондовой биржи в форме закрытого акционерного общества. Исполком отказал в регистрации биржи по следующим причинам: фондовая биржа не может создаваться в форме закрытого акционерного общества, учредителями биржи не могут быть индивидуальные предприниматели, а только юридические лица; учредители биржи не получили соответствующей лицензии.
Проанализируйте доводы исполкома относительно отказа в государственной регистрации?
В статье 9 Закона Республики Беларусь «О товарных биржах» сказано, что товарная биржа создается в форме акционерного общества, поэтому данное указание в решении исполкома является верным [8].
Что касается отказа в регистрации из-за учредителей, то учредителями товарной биржи могут являться юридические и (или) физические лица. Суммарная доля иностранных учредителей биржи не должна превышать 25 % уставного капитала.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 28 октября 1998г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998г.: текст Кодекса по состоянию на 9 июля 2012 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
2. Паращенко, В. Н. Хозяйственное (предпринимательское) право Республики Беларусь. Особенная часть: практическое пособие. – Минск, 2018. – 318 с.
3. Емельянова, Т. В. «Ценообразование» : учебное пособие / Т. В. Емельянова // Мн.: выш. шк. 2016. – 240 с.
4. Чудаков, А. Д. Цены и ценообразование : Учебник для вузов / А. Д. Чудаков // М., 2015. – 376 с.
5. О ценообразовании [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
6. О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 №72 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
7. О предпринимательстве в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 года №813-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
8. О товарных биржах [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 5 января 2009 г. №10-З Принят Палатой представителей 12 декабря 2008 года : Одобрен Советом Республики 19 декабря 2008 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
9. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беаларусь от 14 июля 2003 г. № 17 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты