3 Опишите основные этапы развития менеджмента
22 Опишите экономические методы менеджмента
Задание 4
Список литературы
3 Опишите основные этапы развития менеджмента
Основные этапы истории менеджмента. Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества.
Принято выделять пять основных этапов такого развития.
1. Промышленный переворот-(с 20—30-х по 80—90-е гг. XIX в.):
- техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;
- инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;
- формирование общенационального рынка;
- возникновение предприятий — действенной формы социальной организации работников;
- конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.
2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):
- внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;
- малонасыщенный рынок;
- конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;
- четкая дифференциация отраслей;
- хорошие перспективы экономического роста для компаний;
- слабое вмешательство государства в бизнес.
3. Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):
- насыщение спроса на товары и услуги;
- переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;
- государственное регулирование экономики.
4. Постиндустриальное общество (60 —90-е гг. XX в.):
- новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;
- новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;
- растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;
- смещение, социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.
5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):
[...]
22 Опишите экономические методы менеджмента
Экономические методы менеджмента – это способы воздействия, которые посредствам создания экономических условий побуждают работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. Они воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйствования и работников. Реализуются с помощью совокупности экономических рычагов, посредствам которых достигается поставленная цель.
Наибольшее воздействие на отношение человека и коллектива к труду оказывают экономические методы руководства.
В случае использования экономических методов управления менеджер распоряжается в пределах предоставленных полномочий материальными ресурсами, полученными доходом и прибылью, заработной платой, тем самым, реализуя свои экономические интересы.
Отличительными особенностями этих методов являются косвенный характер воздействия и возможность количественного соизмерения, т. е. выбора конкретных рычагов и средств на основе проведенного анализа. Экономические методы основаны на принципах экономического расчёта. Эта из особенность нашла отражение в соответствующей классификации. Так, по субъектам экономического расчёта выделяют две группы комплексных экономических методов: экономический расчёт государства (государственное экономическое регулирование) и экономический расчёт предприятия. Экономический расчёт предприятия в настоящее время осуществляется в двух формах – бюджетный расчёт и коммерческий расчёт. Коммерческий расчёт осуществляется с помощью следующих рычагов воздействия: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, кредитование, экономическое стимулирование и др. [3, c. 88]
Среди экономических методов менеджмента принадлежит экономической мотивации работников и коллективов. Основное требование – индивидуальный подход с точки зрения конечных результатов труда. Экономическая мотивация включает: прямое материальное вознаграждение (заработная плата, премии, участие в прибылях и др.), дополнительные выплаты (субсидии на питание, помощь в оплате образования, скидки при покупке товаров своего предприятия, возможность использовать оборудование фирмы в личных целях и др.), штрафы (это материальная ответственность работников за некачественно выполненную работу).
Экономические методы управления основаны на познании и использовании объективных экономических законов, а также на использовании экономических интересов трудовых коллективов и отдельных работников.
Отличие: воздействие через экономический интерес.
[...]
Задание 4 Опишите социально-психологические методы менеджмента, применяемые в организации, в которой вы работаете
На ОАО «МАЗ» разработана своя система социально-психологических методов. На предприятии в специальных пособиях для руководителей прописаны рекомендации по общению и воздействию на каждого работника, несмотря к какой психологической или социальной группе он относится.
Социально-психологический слой коллектива - это условная группа людей, которая выделяется на основе общности каких-то психологических качеств, настроений, утвердившихся позиций.
«Коллективисты» - работники, которые тяготеют к коллективным действиям, всегда поддерживают общественные начинания, быстро включаются в проводимые в коллективе мероприятия.
«Индивидуалисты» - работники, которые отличаются от коллективистов тем, что больше тяготеют к действиям, направленным главным образом на удовлетворение своих личных интересов, не поддерживают коллективные мероприятия.
«Претензионисты». Эти работники предрасположены, как правило, к активному участию в общих мероприятиях коллектива, самостоятельны и настойчивы в достижении целей, но обладают повышенным тщеславием, обидчивы, хотят постоянно находиться в центре внимания. Если их не поняли и не нашли к ним соответствующий подход, то они становятся в позу недовольных людей, начинают увлекаться критикой руководства, коллектива и конкретных мероприятий.
Прежде чем осуществить какие-то общие мероприятия с «индивидуалистами» и «претензионистами», необходимо провести предварительно индивидуальную работу; выяснить и учесть их мнение и меру личной заинтересованности и показать важность их роли в выполнении мероприятия.
«Подражатели». Характерной чертой этой категории работников слабая самостоятельность мышления. Главный принцип их взаимоотношений с людьми - поменьше каких-либо осложнений. Они приспосабливаются к имеющимся условиям, распространенному в коллективе мнению. Делать надо так, рассуждают эти работники, как делают все.
Методы работы с этими людьми - проведение с ними индивидуальных бесед. Надо суметь пробудить в них чувство собственного достоинства, убедить в необходимости активно проявлять свою индивидуальность и участвовать в жизни коллектива.
«Пассивные». Этой категории людей свойствен низкий уровень волевой собранности. У них часто бывают хорошие порывы, им хочется быть в ряду активных членов коллектива, но не срабатывает волевой механизм.
[...]