1. Демократия как форма организации политической жизни.
2. Охарактеризуйте историческую динамику предмета философии.
3. Какая политическая доктрина провозглашает своей целью разрушение государства как политического института: а) марксизм б) либерализм в) консерватизм г) анархизм. Охарактеризуйте и приведите примеры реализации данной доктрины в исторической действительности.
1. Демократия как форма организации политической жизни
Демократия (греч. δημοκρατία — «власть народа») — политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.
Демократия – (от греч. Власть народа). В основе демократии лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При демократии в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократического режима (далее - ДР). Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства.
Основные признаки ДР:
1) Проведение гласных свободных выборов, которые предполагают 3 условия:
• Свобода выдвижения кандидатур
• Свобода избирательного права
• Свобода голосования
2) Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти
3) Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов
4) Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы
5) Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.
2. Охарактеризуйте историческую динамику предмета философии
С началом передачи информации при помощи письменности и развитии цивилизаций появились первые очертания философии как науки. Центрами развития философии с древних времен была Индия, Китай, Египет, Греция и Рим.
История восхождения философии длиться более чем 2 с половиной тысячи лет.
Основными проблемами, которые затрагиваются весь этот период, являются поиск причин бытия, познание мира и объяснение причин существования человека, его цели жизни и отношение с высшими силами. Вопросы познания формировали и нравственность общества.
Формирование предмета философии базируется не на поиске одного объяснения какой-либо проблемы, а поиск всех возможных вариантов рассмотрения причин и следствий.
Философию начали рассматривать как:
• специфический метод восприятия мира;
• форму общественного сознания;
• науку о принципах существования и отношения человека к природе;
• учение о методах познания мира;
• вид особенной духовной деятельности, которая всесторонне развивает человека.
Большинство философов все-таки считают, что философия – это не просто мыслительная деятельность, это наука, которая базируется на теории и опыте, имеет дело со сложными понятиями, выводами, принципами, закономерностями и гипотезами.
Историческое изменение предмета философии зависит от факторов развития цивилизации, потребностей людей. Изучая предмет философии и его историческую динамику, можно выделить несколько этапов развития предмета философии.
Так, в период 1 тысячи лет до нашей эры главным заданием философии являлись систематизация мысли, формирование идей о появлении мира, наполнение смыслом понятий «мудрость», «значение».
3. Какая политическая доктрина провозглашает своей целью разрушение государства как политического института:
а) марксизм б) либерализм в) консерватизм г) анархизм. Охарактеризуйте и приведите примеры реализации данной доктрины в исторической действительности.
Ответ: г) Анархизм
Анархизм (от греч. Anarchia-безвластие) был специфической критикой либеральной доктрины, поскольку доводил практически до абсурда главные либеральные идеи – индивидуализм, невмешательство государства в социально-экономическую жизнь граждан, свободу.
Начало систематизированного изложения анархических идей положили труды английского мыслителя Вильяма Годвина (1756-1836 гг.).
Он попытался обосновать идеал нового, разумного общественного устройства, где не было бы ни государственной власти, ни частной собственности. Человечество должно освободиться от всех форм государственной власти и опереться на свободную деятельность индивидов, которые руководствуются разумом, доброй волей и чувством справедливости. Личность развивается, удовлетворяя собственные интересы, но одновременно с этим заботясь и о всеобщем благосостоянии. Но на людей негативно влияет нездоровое окружение, которое базируется на насилии и частной собственности. Эту собственность охраняет государство, которое, исходя из этого, является злом. Злом являются и изданные государством законы. И потому Годвин призвал уничтожить любую государственную власть, законы и принципы права, включая и право собственности. Его идеалом был общественный строй в виде мелких коммун, которые будут строить свои отношения по принципу натуральных соседских отношений.
Идеи Годвина продолжали развивать немецкий философ Макс Штирнер (1806-1856 гг.), французский обществовед Пьер Прудон (1814-1876 гг.), русский революционер Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.).
Сторонники анархических взглядов полностью отрицают государство и власть, проповедуют крайний индивидуализм, ничем не ограниченную свободу личности, отрицают крупную частную собственность. Пути достижения анархии - от перевоспитания и изменения сознания до вооруженной борьбы.
Одной из ключевых фигур в развитии анархической доктрины был Пьер Прудон. Он считал, что естественной формой жизни людей является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и результатами труда, договорах, трудовой собственности, свободных объединениях трудящихся. Это “социальная конституция”, поддерживающая в равновесии и согласующая индивидуальные интересы людей и экономические силы общества. Такая конституция, основанная на свободе и равенстве, должна установиться в результате глубокого социального переворота.