Рассматривая различные подходы к построению возрастной периодизации, Г.С. Абрамова определяет понятие «период» как «отрезок времени» [1, с. 337], связанный с выделением в потоке жизни определенных структурных элементов. Исследователь подчеркивает, что периоды качественно отличаются друг от друга и в то же время имеют общее, так как описывают жизнь одного и того же человека, то есть понятие «период» можно использовать для снятия противоречия между статическими и динамическими свойствами жизни.
Кроме того, смена возрастных периодов позволяет охватить жизнь человека в относительном единстве ее естественного начала – рождения и не менее естественного конца – смерти. Вообще, понятие периодизации позволяет строить теоретически обоснованную диагностику развития и вероятностные модели будущего развития как качественного преобразования психики человека.
Возраст – это «определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности, а также относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями» [3, с. 5].
Условно выделяют хронологический и психологический возраст. Хронологический возраст отражает физическое время жизни человека, о чем можно судить по соответствующим паспортным данным. Сложнее с психологическим возрастом, который указывает на уровень психического развития. Он может быть определен с точки зрения показателей нормального уровня психического развития для конкретного возраста. Очевидно, что не всегда психологический и хронологический возраст конкретного человека совпадают.
Г.С. Абрамова подчеркивает, что психологи предпринимают попытки измерить психологический возраст человека.
[...]
2. Возрастная периодизация психического развития (по Л.С. Выготскому)
По мнению Л.С. Выготского (1896−1934), психическое развитие в целом представляет собой чередование кризисных и стабильных (литических, спокойных) периодов развития. На основе этого им предложена возрастная периодизация, которая включает периоды раннего детства, позднего детства, отрочества и юношества [2, с. 246–248]. В составе этих периодов выделяются:
1) кризис новорожденности;
2) младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
3) кризис 1 года;
4) раннее детство (1–3 года);
5) кризис 3 лет;
6) дошкольный возраст (3–7 лет);
7) кризис 7 лет;
8) школьный возраст (8–12 лет);
9) кризис 13 лет;
10) пубертатный период (14–17 лет);
11) кризис 17 лет [3, с. 15].
Кризис новорожденности – это, по сути, сам факт рождения ребенка. Резкое изменение комфортных условий в утробе матери на новые условия вызывает у него большой стресс. Главная характеристика кризиса новорожденности – это потеря в весе в первые дни после рождения. К ней добавляются крики малыша, которыми он подает сигнал о неудовлетворении базовых потребностей, и проявление условных рефлексов. Согласно Л.С. Выготскому, кризис новорожденности длится от 4 до 6 недель жизни ребенка, пока у него не появится комплекс оживления – социальное новообразование, которое проявляется в виде двигательной активности, улыбки в ответ на появление в поле зрения ребенка значимого для него взрослого – как правило, на 3–5-й неделе жизни.
[...]
3. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву)
А. Н. Леонтьев (1903–1979) рассматривал деятельность с точки зрения анализа ее структуры. По мнению А.Н. Леонтьева, «тело» любой деятельности образуют некоторые предметные и структурные характеристики. Предметное содержание деятельности субъекта составляют мотив, цель, объективно-предметные условия осуществления деятельности, среди которых важнейшими являются способы достижения цели, задача деятельности, представляющая собой цель, которой необходимо достичь при определенных условиях.
Эти компоненты взаимозависимы и теснейшим образом связаны с такими структурными единицами, как:
1) отдельная деятельность, которая непосредственно связана с побуждающим ее мотивом;
2) действия, которые подчинены сознательно поставленным целям;
3) операции, представляющие собой конкретные способы осуществления действий и зависящие от условий достижения конкретных целей.
В любом возрасте человек включен в различные виды деятельности. Но по мнению А.Н. Леонтьева, «вклад» каждого вида деятельности неравнозначен, и поэтому одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее; одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную. Основываясь на этом, автор заключает, что нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности – вида деятельности, который на конкретном этапе жизни человека определяет возникновение основных возрастных новообразований.
Для ведущей деятельности характерны следующие качественные признаки:
[...]
4. Возрастная периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину)
В основе периодизации Д.Б. Эльконина (1904–1984) лежит ряд фундаментальных положений культурно-исторической теории, разработанной Л. С. Выготским, а также идея о «ведущей деятельности», обоснованная А. Н. Леонтьевым в рамках деятельностного подхода.
Д. Б. Эльконин исходил из предположения, что «психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности: предметного мира и мира человеческих отношений» [3, с. 15]. Поэтому ребенок всегда включен в две системы отношений: «человек – предмет» и «человек – человек». Предметный мир отражает то, что было создано человечеством за всю историю существования. Каждый предмет для ребенка представляет интерес не только как объект с определенными физическими свойствами, но и как объект, имеющий определенное социальное значение, а также предполагающий возможность использовать его для удовлетворения потребностей. Для этого особое значение имеет усвоение социально выработанных способов действий с предметами. Мир отношений ребенка с другими людьми позволяет ему «войти в общество». Ведь взрослый, помимо того что является субъектом определенных индивидуально- психологических особенностей, в то же время посредством выполнения различных социальных ролей (в профессии, семье, других сферах) помогает ребенку усвоить необходимые нормы отношений между людьми.
В своей периодизации Д.Б. Эльконин обращается к понятию «ведущая деятельность», введенному А.Н. Леонтьевым. Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности. Но он считает, что можно выделить две группы ведущих деятельностей. Первую группу образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. К этой группе относятся следующие виды деятельности:
[...]