Тема 1 Финансы и финансовая деятельность государства
1 Финансы как историческая, экономическая и правовая категория (конспект лекции)
Список литературы
Реферат на тему: Особенности финансовой деятельности Республики Беларусь на современном этапе
Введение
Особенности финансовой деятельности Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Реферат на тему: Правовое положение Министерства финансов Республики Беларусь
Введение
Правовое положение Министерства финансов Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Тема 2 Финансовое право как отрасль права, учебная дисциплина, наука
1 Финансовое право в системе права: дискуссионные вопросы (конспект лекции)
Список литературы
Реферат на тему: Финансовые правоотношения: понятие, содержание и виды. Структура финансовых правоотношений
Введение
Финансовые правоотношения: понятие, содержание, виды
Структура финансовых правоотношений
Задача
Заключение
Список литературы
Тема 3 Бюджетное право как подотрасль финансового права
1 Понятие бюджета как правовой и экономической категории.
2 Понятие, предмет и метод бюджетного права
3 Система, источники бюджетного права
4 Бюджетное устройство Республики Беларусь
5 Бюджетные права Республики Беларусь и местного самоуправления. Бюджетное устройство: дискуссионные вопросы
Задача
Список литературы
Тема 1 Финансы и финансовая деятельность государства
1. Финансы как историческая, экономическая и правовая категория (конспект лекции)
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Их значение определено местом денежных отношений в экономике, хозяйственных связях. Финансы являются прежде всего распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.
Реферат на тему Особенности финансовой деятельности Республики Беларусь на современном этапе
Введение
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет изучение деятельности государства в области управления финансами в разрезе общей экономической политики.
1 Особенности финансовой деятельности Республики Беларусь на современном этапе
Белорусское государство в связи с использованием финансовой системы для выполнения своих задач осуществляют в лице своих органов соответствующую – финансовую деятельность. Она выражается в выполнении государством и его государственными органами функций по созданию (формированию), распределению и использованию их денежных фондов и доходов в целях реализации своих задач. Неотъемлемым элементом этой деятельности является финансовый контроль, что вытекает из сущности финансов. Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления имеет публичный характер, общую направленность на обеспечение потребностей общества, реализацию задач социально-экономического развития, поддержание обороноспособности и безопасности страны [1, с. 98].
Заключение
Итак, финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Беларусь сравнительно недавно стала независимым государством и еще не успела выработать традиции ведения национальной экономики в качестве самостоятельной единицы. Для нее важно использовать опыт. Накопленный развитыми странами, у которых финансовая система носит устойчивый и стабильный характер.
Реферат на тему Правовое положение Министерства финансов Республики Беларусь
Введение
Важное место в системе органов государственного финансового контроля занимает Министерство финансов Республики Беларусь, которое не только разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление.
Министерство финансов Республики Беларусь действует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 года № 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь".
1 Правовое положение Министерства финансов Республики Беларусь
Министерство финансов Республики Беларусь (далее – Минфин) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь [1, п. 1].
Минфин в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Постановлением совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2001 года № 1585.
Заключение
Итак, министерство финансов Республики Беларусь представляет собой республиканский орган государственного управления, который не только разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление.
Минфин подотчетен в своей деятельности Совету Министров Республики Беларусь.
Возглавляет Минфин Министр, также в его состав входят министры.
Тема 2 Финансовое право как отрасль права, учебная дисциплина, наука
1 Финансовое право в системе права: дискуссионные вопросы (конспект лекции)
Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, требуют правовой урегулированности, четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъектов. Главная роль в этом принадлежит финансовому праву как одной из основных отраслей российского права [1, с. 118].
Современное финансовое право как самостоятельная отрасль права и соответствующая сфера белорусского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет финансово-правового регулирования, обновляются его подотрасли и институты. В частности, после вступления в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь и Налогового кодекса Республики Беларусь правовое регулирование финансовых отношений пополнилось многими новыми объектами, методами, механизмами, способами, принципами и так далее [2, с. 54].
Реферат на тему: Финансовые правоотношения: понятие, содержание и виды. Структура финансовых правоотношений
Введение
В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные и многообразные социальные взаимоотношения. Финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, пере¬распределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней. Развитие финансовых отношений объективно требует четкого регулятора, каковым является право. В результате правовой регламентации финансовых отношений государство придает им юридическую формализованность и, таким образом, финансовые отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми.
1 Финансовые правоотношения: понятие, содержание, виды
Финансовое правоотношение – это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающее в сфере финансовой деятельности. Именно финансовое правоотношение свидетельствует о превращении должествования в акт конкретного поведения. Налоги, сборы, пошлины, порядок их поступления в бюджетные и внебюджетные фонды не могут иметь место в государстве, не будучи облеченными в правовою форму и вне правовых отношений.
Финансовое правоотношение характеризуется общими чертами, какие присущи всем другим правоотношениям. Это связь (отношение).
2 Структура финансовых правоотношений
Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав – совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов): субъект, объект, содержание. При отсутствии хотя бы одного их названных элементов становится невозможным наличие самого финансового правоотношения. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства и обусловлены спецификой этой деятельности [4, с. 35].
Задача
На гражданина Х. за самовольную перепланировку квартиры был наложен штраф. Также он должен уплатить штраф за нарушение им правил дорожного движения. За просрочку этим же гражданином уплаты налога на недвижимость была взыскана пеня. При этом гражданин Х. является индивидуальным предпринимателем и просрочил исполнение своего обязательства по договору купли-продажи товара, в связи с чем его контрагент потребовал исполнить обязательство немедленно и заплатить пени за каждый день просрочки.
Решение
Ответственность за самовольную перепланировку квартиры устанавливается ст. 21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Нарушение правил пользования жилыми помещениями».
Заключение
Итак, финансовое правоотношение – это урегулированное нормами финансового права общественные отношения, участники которого выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и негосударственных денежных фондов и доходов.
В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.
Тема 3 Бюджетное право как подотрасль финансового права
1 Понятие бюджета как правовой и экономической категории
«Бюджет» – слово английского происхождения, которое означает «мешок». Перед окончанием заседания палаты общин в Англии в XVI-XVII веках канцлер казначейства отрывал порт фель с законопроектом об утверждении (или об отказе в утверждении) субсидии королю. Данная процедура называлась «открытие бюджета».
2 Понятие, предмет и метод бюджетного права
Бюджетное право – это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований [2, с. 206].
3 Система, источники бюджетного права
Источники бюджетного права – это внешние конкретные формы его выражения, то есть правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности.
4 Бюджетное устройство Республики Беларусь
Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы (структуры) и принципы ее построения, то есть бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.
Следовательно, бюджетное устройство – это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов [3, с. 178].
Задача
Местная администрация соответствующего административно-территориального образования приняла решение об обязательном переводе обслуживания счетов всех распорядителей и получателей бюджетных средств из местного бюджета указанной административно-территориальной единицы в избранный ею для этого коммерческий банк. Узнав об этом, одно из бюджетных учреждений обратилось с жалобой в прокуратору, а в свою очередь прокуратура обратилась с заявлением о признании недействительным данного решения.
Правомерны ли действия местной администрации соответствующего административно-территориального образования? Какова система исполнения бюджетов в Республике Беларусь?
Решение
В соответствии с п. 5 ст. 105 Бюджетного кодекса Республики Беларусь открытие, закрытие, переоформление счетов распорядителей и получателей бюджетных средств по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций.
1. Крохина, Ю. А. Финансовое право России: Учебник / Ю. А. Крохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 720 с.
2. Запольский, С. В. Финансовое право: учебник / С. В. Запольский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юридическая фирма «Контракт», 2011. – 792 с.
3. Ковалев, В. В. Финансы: Учебник / В. В. Ковалев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2007. – 640 с.
4. Чуева, И. С. Финансы и деньги: теоретико-правовая характеристика и соотношение / И. С. Чуева // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – № 98 (04). – С. 1-10.
5. Мазурин, С. Ф. Финансовое право: Учебник / С. Ф. Мазурин, Н. В. Матыцина. – Спб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. – 516 с.
1. Химичева, Н. И. Финансовое право / Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. – М.: Норма, 2005. – 464 с.
2. Крохина, Ю. А. Финансовое право России: Учебник / Ю. А. Крохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 720 с.
3. Запольский, С. В. Финансовое право: учебник / С. В. Запольский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юридическая фирма «Контракт», 2011. – 792 с.
4. Бондарь, А. В. Макроэкономика: учебное пособие А. В. Бондарь, В. А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
1. Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 окт. 2001 г., № 1585 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 5/42387.
2. Абрамчик, Л. Я. Финансовое право Республики Беларусь / Л. Я. Абрамчик. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013. – 212 с.
1. Химичева, Н. И. Финансовое право / Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. – М.: Норма, 2005. – 464 с.
2. Крохина, Ю. А. Финансовое право России: Учебник / Ю. А. Крохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 720 с.
3. Матузов, Н. И. Теория государства и права. Курс лекций / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
4. Бесчеревных, В. В. Компетенция Союза ССР в области бюджета / В. В. Бесчеревных. – М.: Юрид. Лит-ра, 1976. – 174 с.
5. Абрамчик, Л. Я. Финансовое право Республики Беларусь / Л. Я. Абрамчик. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013. – 212 с.
1. Крохина, Ю. А. Финансовое право России: Учебник / Ю. А. Крохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 720 с.
2. Запольский, С. В. Финансовое право: учебник / С. В. Запольский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юридическая фирма «Контракт», 2011. – 792 с.
3. Химичева, Н. И. Финансовое право / Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. – М.: Норма, 2005. – 464 с.
4. Абрамчик, Л. Я. Финансовое право Республики Беларусь / Л. Я. Абрамчик. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013. – 212 с.
5. Матузов, Н. И. Теория государства и права. Курс лекций / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
1. Лебедев, В. А. Финансовое право: Учебник / В. А. Лебдев. – М.: Статут, 2004. – 460 с.
2. Крохина, Ю. А. Финансовое право России: Учебник / Ю. А. Крохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 720 с.
3. Химичева, Н. И. Финансовое право / Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. – М.: Норма, 2005. – 464 с.
4. Запольский, С. В. Финансовое право: учебник / С. В. Запольский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юридическая фирма «Контракт», 2011. – 792 с.
5. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 2 января 2013 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2013. – 192 с.
6. Абрамчик, Л. Я. Финансовое право Республики Беларусь / Л. Я. Абрамчик. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013. – 212 с.