1 Введение
2 Основная часть
2.1 Традиции древнерусской литературы в романе В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба»
3 Заключение
4 Список использованных источников
1.1 Введение
«Природное стремление человека к свободе неистребимо, его можно подавить, его нельзя уничтожить. Человек добровольно не откажется от свободы»
(В. С. Гроссман)
Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», написанный в 1950-1959 годах, пришел к советскому читателю лишь в 1988 году, так как ранее был запрещён в связи с тем, что содержал резкую критику «сталинизма» и не соответствовал канонам соцреализма. Роман был признан «антисоветским». Все экземпляры рукописи были конфискованы Комитетом государственной безопасности. Однако у поэта Семёна Липкина сохранилась копия романа, и в 1980 году рукопись была впервые издана в Швейцарии. Роман-эпопея потряс литературный мир великой силой своего правдивого слова о войне, о жизни, о судьбе. В 2007 г. американская деловая газета Wall Street Journal назвала роман «Жизнь и судьба» одной из величайших книг двадцатого столетия [2].
Роман Гроссмана полицентричен, у него множество сюжетных линий. Но всегда в центре практически каждого сюжета — вопрос свободы человека. Многие люди легко соглашаются с ограничением собственной свободы. Как только люди понимают, что требуется партии, государству, они начинают чувствовать себя в безопасности. Сразу после победы возникает спор победившего народа и победившего государства. После боя человек получает свободу, осознает себя независимой личностью. А после того, как он освобождает город, принадлежащий государству, начинает снова действовать система страха. Власть обожествляется: «На все воля Сталина». Кстати, вождя Гроссман изображает как старого больного человека [3].
Через весь роман проходит мысль о том, что какие бы жизненные ситуации не были, всё равно – судьба человека – главное. В. Гроссман утверждает высокий гуманистический
1.2 Основная часть
Уже в начале романа автор философствует о жизни и о судьбе: «Жизнь такая путаная... тропки, овраги, болотца, ручейки... А судьба прямая-прямая, струночкой идешь... Жизнь — это свобода», — размышляет автор, — судьба же — несвобода, рабство, недаром обреченные на смерть в газовых камерах люди чувствуют, как «силится в них чувство судьбы». Судьба не подчиняется воле человека». «Жизнь глохнет там, где насилие стремится стереть ее своеобразие и особенности» [1, 1 ч., 1 гл.]. Жизнь и судьба — понятия и близкие, и в тоже время далекие друг от друга. Жизнь — это свобода, многообразие, а судьба — это то, что эту свободу и это многообразие структурирует. То есть человек зависит в первую очередь от судьбы, свобода человека ограничена властью судьбы. По Гроссману, судьба ведет человека, а у человека всегда есть выбор, даже если он что-то не может не сделать, он имеет право не хотеть это делать. Автор утверждает: «Жизнь пробивается через все. Сильнее несвободы может оказаться сам человек».
В романе много рассуждений о фашизме [1, 1 ч., 19 гл.]. При этом фашизм изображен не только как социально-историческое явление, а как некая темная сила, разрушающая жизнь. Фашизм устанавливает отношения между людьми, основанные на страхе и агрессии. Достаточно вспомнить встречу в лагере фашиста Лисса со старым большевиком Мостовским. Мостовской — революционер, представитель ленинской гвардии слушает размышления Лисса о том, почему должен победить фашизм. Он говорит, что человек есть «ничто по сравнению с
2.1 Традиции древнерусской литературы в романе В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба».
Прямого отражения мировоззренческих, идейных, философских и нравственных концепций, бытовавших в древнерусской литературе, в романе Василия Гроссмана мы не нашли, однако словесно-художественные средства (канонические черты жанров плача и причети) и жизненные аналоги словесно-художественных форм (юродство и праведничество, отраженные в средневековой агиографии) древнерусской литературы в романе «Жизнь и судьба» нами обнаружены [5, 112].
Главным почитателем Древней Руси в романе является советский лётчик Викторов. На раздумья о былых временах его подталкивает мир нетронутой цивилизацией русской природы: «Этот лес, озёра дышали жизнью Древней Руси, о которой Викторов читал до войны. Здесь, среди озёр, лесов лежали старинные дороги, из этого прямоствольного леса строились дома, церкви, обтёсывались корабельные мачты. Старина задумалась и притихла ещё в те времена, когда бежал тут серый волк и плакала Алёнушка на берегу, которым Викторов теперь ходил в столовую военторга [6, 110].
В другой главе Викторов вспоминает прочитанную когда-то историю княгини Шереметовой, в которой легко узнаётся Н. Б. Долгорукая (1714-1771), знаменитая мемуаристка 18 века.
1.3 Заключение
Читая «Жизнь и судьбу», не можешь не поразиться масштабности романа, глубине выводов, сделанных автором. Порой увидеть, понять эти идеи сложно: где главное, какая основная мысль.
Широкомасштабность охвата явлений роднит роман В. Гроссмана с толстовской эпопеей «Война и мир». У В. Гроссмана тот же размах, то же сплетение линий жизни, судеб в один узел, их схождение в одно историческое действо. Талант Гроссмана во многом сродни таланту Толстого: оба автора изображают жизнь в её полноте и завершенности, а военное лихолетье накладывает на характеры героев глубокий и неизгладимый отпечаток. Во-вторых, герои романов «Война и мир» и «Жизнь и судьба» задумываются над более сложными вопросами, стоящими перед человечеством вообще. В-третьих, и Толстой и Гроссман дали своим произведениям структурно сходные названия. «Война» по отношению к «миру» является словом-антонимом. Гроссман в текстве романа так объяснил противоречие между «жизнью» и «судьбой»: судьба – это прямая дорога, залитая безжалостным светом, а жизнь – это хитрое и сложное переплетение тропок, по которому всё-таки нужно идти. Вот и герои «Жизни и судьбы» по пересекающимся плоскостям пространства и времени, то находят, то теряют друг друга в пламени военного пожара. Если присмотреться внимательно, то со всеми героями романа происходит одно и то же: каждый из них желает встречи и не может встретиться – с любимой женщиной, с сыном, со счастьем, со свободой. И единственная встреча, которая ждёт всех героев – это одна, общая встреча с Днём Великой Победы [3].
Идея романа, мне кажется, заключается в том, что война у В. Гроссмана – огромная беда, горе, и в то же время огромное очищение. Война точно определяет, кто есть кто и кто чего стоит. И побеждает только совесть, правда, человечность, проходящая жестокое испытание.
1 Василий Семёнович Гроссман: Жизнь и судьба [Электронный ресурс] – URL: /http://www.litmir.co/br/?b=11181 (дата обращения: 03.05.2016).
2 Википедия [Электронный ресурс] Жизнь и судьба / – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ –(дата обращения: 03.05.2016).
3 Рецензия на роман В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» [Электронный ресурс] – URL: http://www.litra.ru–(дата обращения: 03.05.2016).
4 ЛитХелп [Электронный ресурс] Тема свободы и несвободы в романе Гроссмана “Жизнь и судьба” / – URL: https://m.lit-helper.com/–(дата обращения: 24.06.2016).
5 Бирючин Святослав Владимирович/ Журнал “Вестник славянских культур” /– №4(38) – 2015
6 Гроссман Василий Семёнович/ Собрание сочинений в 4 томах. Жизнь и судьба.Роман. – Т. 2М.: Аграф, Вагриус–1988,
–656 с.